Исследование: даже форс-мажорная ситуация с пандемией не ускоряет переход школ на цифровые средства и технологии обучения

На сегодняшний день лишь 20% российских школ внедрили и уверенно применяют цифровые способы учебной работы. Материальная база для цифровой трансформации также хромает, а учителям не хватает времени осваивать новые технологии. При этом до сих пор есть те, кто считает, что дистанционное образование — временное явление. Об этом говорится в исследовании Института образования НИУ ВШЭ.

В рамках Мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне, проведенного в 2020/21 учебном году, опрошены более 2 тысяч школьных администраторов, 15 тысяч учителей и 20 тысяч старшеклассников из более чем 700 российских школ. В выборке представлены все регионы, в том числе 14 субъектов РФ, которые с 2020 года участвуют в эксперименте по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды.

Нецифровые учителя

На сегодняшний день лишь 20% опрошенных школ внедрили и уверенно применяют инновационные, поддержанные цифровой трансформацией способы учебной работы. Почти 70% только начинают осознавать важность использования этих методов. Оставшиеся 10% школ все еще считают, что цифровая трансформация образования — временное явление, продиктованное необходимостью обучать детей во время ковидных ограничений.

В последние годы была проведена масштабная работа по обеспечению образовательных организаций всей необходимой техникой и доступом к интернету, а также по обучению педагогов. В 42% школ более 60% учителей за последние три года прошли подготовку в сфере развития цифровых навыков. Однако до сих пор разрыв между цифровыми компетенциями учителей и школьников велик и продолжает расти. По мнению более половины старшеклассников (57,3%), они лучше учителей разбираются в цифровых технологиях. Несколько выше мнение школьников о навыках педагогов в сельских школах.

Большинство учителей в качестве основной помехи более широкому использованию цифровых технологий назвали недостаток времени для их освоения. На втором месте — технические вопросы, связанные с обеспечением доступа в интернет, — его отсутствие или низкая скорость. Большинство учителей и школьных администраторов рассказали, что используют в работе школьные сети Wi-Fi. Вместе с тем при опросе старшеклассников оказалось, что лишь около 30% из них пользуются сетью. Более 90% выходят в интернет через личные мобильные устройства.

Техническая недостаточность

Эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ ВШЭ подчеркивают, что недофинансирование мер цифровой трансформации на уровне регионов, муниципалитетов и самих школ в 2020 году усилилось по сравнению с 2019-м, притом что и в 2019 году недостаток финансов был заметным.

«Когда говорят, что в школе уже много разнообразной техники, упускают из виду, что эта техника зачастую устарела, в некоторых школах ее возраст составляет 15 лет и более. На само цифровое развитие школы в среднем тратят около 15% средств, которые идут на цифровую трансформацию. Подавляющее большинство средств уходит на ремонт, замену техники, оплату услуг связи, то есть на поддержание в удовлетворительном состоянии уже имеющейся, зачастую устаревшей техники», — говорится в комментарии, подготовленном ведущим экспертом Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ ВШЭ Сергеем Заир-Беком и доцентом Института образования ВШЭ Татьяной Мерцаловой.

При этом многие учителя и школы даже при наличии техники работают традиционными способами, изредка используя цифровые инструменты, подчеркивают эксперты. Это связано с очень большой нагрузкой на педагогов, которые нередко просто не имеют времени и возможностей разрабатывать уроки и внеурочные виды активности с помощью цифровых средств. И с не всегда высокой квалификацией педагогов или администраторов школ, которые к тому же не относят цифровизацию к числу актуальных нужд.

По данным исследования, идет процесс расширения использования личных цифровых устройств (гаджетов), а школы, принявшие участие в мониторинге, хорошо оснащены компьютерной техникой, и она доступна педагогам. Также за год значительно выросла доля учителей, которые дают задания с расчетом на их выполнение с использованием личных гаджетов. При этом постановлением главного санитарного врача России использование личных устройств школьников для учебных целей фактически запрещено.

40% опрошенных школьников не выказывают энтузиазма в отношении использования цифровых технологий для работы с материалами уроков. Больше трудностей возникает у учеников сельских школ. В целом о наличии таковых сообщили 19% старшеклассников.

Гаджетизация может создавать риски в сфере информационной безопасности образовательного процесса, а также проблемы в плане эффективного использования школьного оборудования, полагают авторы исследования.

Непонятная цифровая трансформация

Мониторинг также показал, что практически треть школ имеют неактуальные, разработанные более трех лет назад программы и планы цифровизации школы. Это означает, что подход к цифровизации в целом формален и он насаждается сверху. Более того, около половины учителей не смогли ответить на вопрос, есть ли такие программы в школе, а более 85% учителей указали, что не принимали участия в их разработке.

Фото: iStock

По мнению авторов исследования, необходима разработка системного подхода к процессам цифрового обновления школы с учетом образовательных стандартов, социально-демографических факторов, текущего уровня цифровой зрелости конкретных образовательных организаций с одновременным вовлечением учителей в процесс цифрового обновления образования. При этом важно использовать инструменты оперативного контроля и стратегической оценки происходящих изменений на школьном, муниципальном и региональном уровнях образования.

«Мы видим, что даже форс-мажорная ситуация с пандемией не ускоряет переход на цифровые средства и технологии обучения. Выход из режима дистанционного обучения для многих школ, педагогов, родителей и учеников стал избавлением от каторги, а не уроком на будущее», — говорит Сергей Заир-Бек. Хотя этот опыт мог стать шансом вложиться и деньгами, и мозгами в разработки принципиально новой цифровой дидактики, убежден он.

Нередко управленцы видят цифровую трансформацию как переход всего образования на сбор данных и контроль школ на этой основе, говорит эксперт. Цифровизация в управлении действительно продвинулась далеко вперед. Множество баз данных, средств работы с ними — это реальность. Но пока сами управленцы не понимают, что с этими данными делать, кроме как использовать для отчетов. В школах цифровизация идет медленнее, разными темпами в разных регионах. Видно и то, что госполитика в области цифровой трансформации централизуется в рамках федеральных проектов.

Материалы мониторинга показали также несколько интересных возможностей управления цифровым обновлением школы, отметил эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ, член правления Лиги образования Кирилл Савицкий. В частности, на эмпирических данных удалось проверить гипотезу о том, что существует несколько сценариев движения школ по пути цифровой трансформации, и для каждого из них можно сформулировать ряд конкретных шагов, которые способны помочь на пути к «умной школе».

Всем нужен высокоскоростной интернет

Надо отметить, что мониторинг проведен в отношении «хороших» школ, подчеркивает научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая. В этих школах есть интернет и технические условия для прохождения онлайн-опроса, цифровые технологии внедряются и используются, и руководство регионов, рекомендуя своим школам принять участие в мониторинге, наверняка это учитывает. Поэтому не будет излишне пессимистичным утверждать, что на уровне страны ситуация драматичнее.

Ирина Дворецкая уверена, что «задача подготовки более компетентных и знающих школьников, готовых к жизни и работе в цифровом обществе», связана с инновационными изменениями образования, которые, в свою очередь, невозможны вне обновления системы функционирования школы. «В этой связи прежде всего необходима концепция цифровой трансформации школы, в которой были бы зафиксированы требования к результатам цифрового обновления школы с учетом того, что они будут вариативны на местах», — подчеркнула она.

Ирина Дворецкая полагает, что необходимы таргетированные механизмы помощи школам, муниципалитетам, регионам, учитывающие, что у них есть свои «зоны ближайшего развития». Необходима регулярная оценка эффектов использования результативных способов учебной работы. Также для изменения практики учителей нужны ресурсы — время, материальные и нематериальные стимулы, качественные цифровые ресурсы.

Как считает профессор Института образования НИУ ВШЭ Александр Уваров, все ученики и педагоги должны получить постоянный и надежный доступ к высокоскоростному интернету в школе и дома, которым смогут пользоваться со своих личных мобильных цифровых устройств. После модернизации школьных зданий и учебных помещений должна начаться реализация широкомасштабного системного проекта по разработке и внедрению высокорезультативных моделей образовательной работы на школьном, местном, региональном и федеральном уровнях. Этот проект должен строиться на основе принятого учениками и их родителями, работниками школы и активными членами местных сообществ видения развития образовательной системы.

Фото: iStock

Дата публикации: 03.12.2021

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: