Кто идет в платформенную занятость и как обеспечить ее устойчивость

В последние годы все больше занятых в России и других странах пользуются услугами онлайн-платформ, которые обеспечивают контакты между потребителями и исполнителями разных работ и услуг. По расчетам экспертов ВШЭ, их используют для заработков около 15% трудоспособного населения России. Платформенная занятость может быть демпфером в условиях кризиса. Более широкому вовлечению населения в этот сегмент занятости препятствует нестабильность заработка, отсутствие социальных гарантий, высокий уровень конкуренции.

Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представил доклад «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия», подготовленный авторским коллективом под руководством заведующей Центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики ВШЭ Оксаны Синявской.

Оксана Синявская, фото: Высшая школа экономики

Авторы подчеркивают: оценить масштаб платформенной экономики и включенность в создаваемую ей занятость сложно. Данные официальной статистики занятости и налоговой отчетности в текущий момент не позволяют собрать достоверную информацию по этому сегменту экономики из-за отсутствия сведений о незарегистрированной деятельности с использованием платформ. Они отмечают, что уравнивать самозанятых, численность которых в России, по разным оценкам, колеблется от 3,5 млн до 16–17 млн человек, и работающих на онлайн-платформах неправомерно.

Для уточнения данных о численности платформенных работников в России используются материалы выборочных исследований и опросов населения, требующих учета формата особенностей формирования выборок и проведения опросов. В перспективе повторение исследований по одной методике позволит точнее отразить динамику этого сегмента экономики.

В 2021–2022 годах ИСП ВШЭ провел два выборочных обследования оценки численности занятых на онлайн-платформах. В августе 2021 года были опрошены 5000 жителей российских городов в возрасте 18–65 лет, что, как отмечают авторы, накладывает некоторые ограничения на использование данных. Согласно результатам опроса, 33,1% горожан в возрасте 18–65 лет оказывали услуги, используя цифровые платформы, из них 22,7% работали эпизодически, а 10,4% — регулярно («ежемесячно или чаще»). Среди работающих респондентов доля включенных в платформенную занятость достигает 35,8%, в том числе 11,3% работают на платформах регулярно. Чаще всего на онлайн-платформах регулярно работают самозанятые, реже — постоянно работающие по найму. Что любопытно, в платформенной занятости регулярно участвуют около 2% военнослужащих, эпизодически — 25%. Наибольшая доля вовлеченных в платформенную занятость (около 36%) — среди молодых работников 18–24 и 25–34 лет. 1,5% опрошенных и 2,1% назвавших себя работающими считают ее своей основной работой.

Второе обследование ИСП провел в апреле 2022 года по выборке в 12 тыс. респондентов в возрасте 18–72 лет, составленной на основе онлайн-панели ВЦИОМ. По его данным, 14,7% респондентов имеют опыт платформенной занятости, в том числе 11,5% подрабатывают эпизодически, 1,6% —регулярно в дополнение к основной занятости, и столько же назвали работу на онлайн-платформе основной.

Основной занятость на платформах считают 2,4% работающих респондентов. В России она имеет потенциал роста, в том числе в условиях экономической нестабильности, считают авторы.

Эти данные совпадают с мировыми трендами: по оценкам ОЭСР, доля трудоспособного населения, работающего через платформы, в разных странах колеблется от 0,5 до 2%. В 2018 году, по данным Еврокомиссии, платформенную занятость назвали основной 1,4% трудоспособных жителей 16 стран Европы.

Стимулы и барьеры

В апреле — мае 2022 года ИСП ВШЭ совместно с ООО «Валидейта» провел исследование платформенной занятости методом фокус-групповых дискуссий (ФГД; 24 группы, в одной группе принимали участие 5–6 человек). ФГД проводились в 8 регионах России, в том числе в Москве. Они охватили города-миллионники, город с населением до 500 тыс. человек и 6 малых городов с населением 100–200 тыс. человек. Участники фокус-групп в возрасте от 22 до 60 лет предоставляли свои услуги на онлайн-платформах в разных сферах деятельности. Они назвали цифровые платформы удобными и эффективными площадками поиска работы и обмена услугами, местом поиска и встречи заказчика и исполнителя. В некоторых отраслях, например в такси и в доставке, платформы стали монополистами.

Люди, выбирающие предоставление услуг через платформы, ценят их за сохранение пространства относительной экономической свободы. Платформа выглядит безопасным стартом для желающих уйти от работы по найму, но не решающихся открыть собственное дело. Она позволяет сменить род деятельности, стать независимыми, получить дополнительный заработок, обеспечивает более широкий, чем иные каналы (сарафанное радио, группы в соцсетях, объявления), доступ к клиентам.

Однако исполнители лишаются преимуществ официальной работы в традиционной экономике: гарантированный регулярный заработок, накопление стажа, базовые социальные гарантии. Они могут рассчитывать только на себя и несут риски снижения доходов и уровня жизни. Работающие на платформах долгое время отмечают неожиданные колебания спроса, выраженную сезонность в репетиторстве, строительстве, фотографии, а также сетуют на демпинговые цены со стороны части конкурентов, сложности взаимоотношений с заказчиками, случаи мошенничества с их стороны. Эти факторы сдерживают выбор платформенной занятости в качестве основной или единственной.

Платформенная занятость в период турбулентности

Экономические спады, вызванные разными причинами — циклические колебания экономики, форс-мажорные обстоятельства (например, пандемия) или внешнеполитические и внешнеэкономические факторы, — приводят к высвобождению рабочей силы и снижению потребительского спроса. Эффект одновременного роста предложения и ослабления спроса провоцирует снижение средних доходов занятых на онлайн-платформах.

Пандемия оказала дифференцированное влияние на различные сегменты платформенной экономики. Карантинные меры и временные ограничения на работу предприятий вызвали рост спроса на бесконтактную доставку различных товаров, прежде всего повседневного пользования. Например, в Китае доход платформ, специализирующихся на доставке еды, после начала пандемии вырос в среднем на 10% по сравнению с предыдущим месяцем. Особенно ярко во всех странах мира проявился рост численности работников курьерской доставки. В Латинской Америке использование платформ доставки в марте 2020 года выросло в 1,5 раза, в Испании — почти на 20%. На нее переориентировались и платформы, занятые ранее пассажирскими перевозками, что позволило некоторым даже увеличить объем работ и численность занятых.

Одновременно ограничения привели к сокращению потребительской активности вследствие снижения доходов части населения. Это сказалось прежде всего на сегменте контактных услуг (бытовых, пассажирских перевозок, услуг в сфере красоты и здоровья, присмотра и ухода за детьми и др.), что отразилось на заработках занятых в соответствующих сферах платформенной экономики. В наименьшей степени противоэпидемические ограничения повлияли на платформенных работников высокой квалификации, оказывавших услуги или выполнявших работы удаленно.

Исследования отмечают, что за два месяца карантина в 2020 году число исполнителей на платформе YouDo выросло на 42%, на платформе «Яндекс.Услуги» — в 1,5 раза. В США, по данным одной из образовательных платформ, число предложений с момента объявления в стране чрезвычайного положения 13 марта и до апреля 2020 года выросло на 23%, после чего рост продолжился в более медленном темпе.

Одновременно исследования отметили резкое сокращение доходов занятых на онлайн-платформах. По данным мониторинга The Fairwork Project, охватившего 191 платформу из 43 стран, в 1-й половине 2020 года 50% платформенных работников потеряли работу. Сохранившие ее лишились в среднем 2/3 своего дохода, многие вынуждены были выбирать между отсутствием заработка и высоким риском заражения.

Как и в других странах мира, в России пандемия остановила развитие секторов контактного оказания услуг и слабо сказывалась на сегментах, переориентировавшихся на новые потребительские запросы. Косвенным подтверждением снижения доходов платформенных работников во время пандемии в России можно считать их сокращение у самозанятых. По оценкам ВШЭ, на ее фоне средний доход этой категории работников сократился почти в 1,6 раза по сравнению с предыдущим периодом. 

Изучение текущей ситуации экономического кризиса, вызванного внешними санкциями, показывает: данные проведенного в апреле 2022 года онлайн-опроса подтверждают смягчающую роль платформенной занятости в периоды экономических шоков. Респонденты считают ее одним из источников компенсации доходов, потерянных в традиционной занятости. По мнению населения, платформы предоставляют гибкий инструмент регулирования занятости в условиях экономической неопределенности. Ограничивающим фактором его действия может стать потребительский спрос, эффекты от снижения которого проявились позднее и в апреле еще не были осознаны респондентами. Фокус-группы также подтверждают отсутствие панических и сверхтревожных настроений.

Опрошенные, вспоминая период пандемии, говорят: «Казалось, что все рухнет, но мы приспособились и выжили». Ситуация проецируется на ближайшее будущее: многие, соглашаясь, что санкции могут иметь отложенный негативный эффект, полагают, что справятся с трудностями. Немногие собираются кардинально менять стратегию деятельности на платформе в связи с происходящим.

Можно говорить о развилках в развитии платформенной занятости в условиях экономических неурядиц, вызванных воздействием санкций на российскую экономику. Затруднение работы платформ вместе со снижением доходов населения вследствие кризиса окажет давление на сектор платформенной экономики. «Преодоление этих вызовов во многом зависит от взаимодействия государства и платформ в сфере регулирования платформенной экономики и платформенной занятости, а также от решений государства в сфере социальной поддержки населения. С другой стороны, платформенная занятость сохраняет свои адаптивные преимущества перед традиционными форматами занятости, обусловленные низкими барьерами на вход, гибкостью, которые позволяют рассматривать ее в качестве канала смягчения последствий кризиса для доходов населения. Важно признавать роль платформенной занятости в качестве канала расширения опыта населения в самозанятости и индивидуальном предпринимательстве», — резюмируют авторы.

Авторский коллектив доклада «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия»: Оксана Синявская, заведующая Центром комплексных исследований социальной политики ИСП ВШЭ, Светлана Бирюкова, ведущий научный сотрудник ИСП ВШЭ, Елизавета Горват, стажер-исследователь ИСП ВШЭ, Дарья Карева, младший научный сотрудник ИСП ВШЭ, Дарья Стужук, стажер-исследователь ИСП ВШЭ, Кирилл Чертенков, стажер-исследователь ИСП ВШЭ.

Фото: yandex.ru

Дата публикации: 03.08.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: