Ярослав Кузьминов: «Российский ЕГЭ — один из самых креативных в мире»

Российская независимая система оценки образовательных результатов, которая служит пропуском в высшее учебное заведение, — одна из самых лучших и креативных в мире. Такое мнение на площадке ПМЭФ-2021 в интервью руководителю ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгению Сжёнову высказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 5 июня он примет участие в дискуссии «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты», которая пройдет в рамках деловой программы форума.

«Единый экзамен, независимая система оценки образовательных результатов, которая служит пропуском в высшее учебное заведение, есть в той или иной форме во всех странах. Я вас уверяю, что та, которая сложилась в России — одна из лучших. Одна из самых креативных», — считает ректор Вышки.

Кузьминов отметил, что современный ЕГЭ является отображением традиции российской национальной системы образования, а не «калькой с западного или восточного образца», в чем его часто обвиняют. При этом ректор подчеркнул, что единый экзамен постоянно дополняется и уже давно не представляет собой просто тесты.

«Давайте прямо скажем, что ЕГЭ кое-чем дополняется. Как только был введен единый госэкзамен, мы с Виктором Садовничим (ректор МГУ — прим. ред.) написали письмо Владимиру Путину о том, что ЕГЭ недостаточно, что должна быть система, которая фиксирует достижения тех школьников, которые поднимаются над школьной программой. ЕГЭ ведь это экзамен, в экзамене есть потолок. Ты полностью освоил программу, ты не можешь в ЕГЭ задавать вопросы, которые в школе не преподавались. Мы предложили систему олимпиад», — рассказал Ярослав Кузьминов.

Сейчас больше 10 тысяч лучших выпускников школ поступают в вузы через систему олимпиад, а в Вышке такие абитуриенты составляют половину бюджетного приема

При этом он отметил, что некорректно сравнивать современную и советскую системы образования. «Авторитет школы (советской) базировался на том, что школа была информационной монополией. Она теперь не является информационной монополией. Одно из двух: либо люди, которые это говорят (отстаивают превосходство советской школы), хотят отключить нас от интернета, хотят ограничить круг нашего общения, наши информационные источники. Но тогда я их понимаю. Или же они являются такими романтиками, которые выхватили то, что в нынешних условиях существовать не может», — заключил ректор.

Также во время интервью Кузьминов заявил, что в России одна из лучших систем олимпиад, но при этом не существует системы поддержки талантливой молодежи, в частности молодых ученых, из-за чего страна фактически «проигрывает свое будущее».

«Мы провели обследование группы ведущих университетов России и посмотрели, куда идут те звездочки, у которых есть уже в бакалавриате или специалитете статьи — такие дети есть. Я не хочу озвучивать цифру, я на парламентских слушаниях Валентине Ивановне Матвиенко ее озвучил, но больше половины таких детей в большинстве вузов, не во всех, но в большинстве — уезжает в западные магистратуры. Мы их не можем оставить. Почему? Потому что американцы, англичане охотятся за мозгами, давно охотятся по всему миру, потому что их приглашают на высокие стипендии. А мы им в науке не предлагаем даже нормальной стипендии», — сообщил он.

Чтобы мотивировать молодых ученых оставаться в России, необходимо повысить стипендии и зарплаты аспирантов, считает Кузьминов.

«У нас уже меньше 10% людей защищается в аспирантуре. Сколько сейчас аспирант получает — тысяч 6? Ни в чем себе не отказывай. Давайте перестанем умалчивать о важных вещах. Надо делать очень простую вещь — давайте делать систему набора на объединенный трек магистратура + аспирантура, платить им нормальные деньги, брать туда тех, кто уже себя зарекомендовал. В Вышке есть проект, на который мы отбираем на конкурсной основе. Мы отбираем людей на такой трек — исследовательская аспирантура, мы платим 50 тысяч на уровне магистратуры, 70 тысяч — в аспирантуре. Половина из тех, кого мы отобрали, собирались уехать из России. Это то, что мы можем сделать. Давайте сделаем это за деньги общества, потому что деньги вуза должны идти на исследования, а не на выполнение функций, которые должно выполнять правительство», — констатировал ректор НИУ ВШЭ.

По его словам, нужно не только поддерживать российских молодых ученых, но и привлекать талантливую молодежь из других стран.

5 июня в 14:00, в рамках Петербургского международного экономического форума состоится публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты».

Прием в университеты — ключевой этап системы формирования человеческого капитала во всех странах. От того, насколько она справедлива и эффективна, зависит дальнейшее движение талантов, социальная мобильность, качество работы социальных лифтов. В этом году единому госэкзамену, на который опирается российская система образования, исполнилось 20 лет. Отвечает ли сложившаяся сегодня система приема в вузы требованиям времени и глобальной конкуренции? Какие механизмы распределения студентов используют развитые и развивающиеся страны? Помогает ли существующая система олимпиад обеспечить «социальное перемешивание» и доступ талантливой молодежи к качественному образованию? Насколько конкурентоспособной является российская система отбора в вузы?

В качестве модератора выступит Александр Милкус, обозреватель по образованию и науке «Комсомольской правды». В мероприятии участвуют директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли Игорь Чириков, руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре ОЭСР Андреас Шляйхер. Посмотреть трансляцию можно по ссылке.

Дата публикации: 09.09.2021

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: