Рабочие профессии ждет ренессанс: что будет с российским образованием

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Эксперты Высшей школы экономики разработали сценарии развития российского образования — школьного, среднего профессионального и высшего. Они полагают, что система будет находиться под давлением многих факторов, от демографии до санкций, и ее задача — сохранить качество и доступность услуг. Прогнозы были представлены на семинаре «Сценарии развития сферы образования в России», который прошел в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования».

Научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании Дарья Томасова рассказала о мировом опыте форсайта и прогнозирования в образовании, а также о задачах и тенденциях, актуальных для образовательного пространства во всем мире.

«Образовательной системе предстоит отвечать на глобальные вызовы и одновременно решать собственные внутренние проблемы. Проблемы внешней среды прорастают в образовательную сферу, отражаясь в резких колебаниях индикаторов качества и доступности образования», — отметила она.

Среди внешних вызовов Дарья Томасова назвала стремительную трансформацию рынка труда, цифровизацию и виртуализацию рабочих процессов, а также социально-экономические последствия пандемии. Кроме того, современный человек неустойчив в условиях информационного манипулирования. Как следствие, появился запрос к образовательной системе выработать устойчивость в условиях информационных перегрузок и умение противостоять ментальным рискам, в частности тем, что несет чувство тревожности. Основные внутренние проблемы, сопряженные с системой образования, — это неравный доступ, недостатки финансирования и рост финансового бремени населения. «Это приводит к нарушению функции образования как системы социального лифтинга», — подчеркнула эксперт.

Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ представили слушателям прогнозы развития сферы образования в России, построенные на основе четырех экономических сценариев, разработанных в рамках стратегического проекта (самый оптимистичный сценарий «Новая вовлеченность»,  наиболее пессимистичный — «Турбулентное потерянное десятилетие», между ними два варианта — «Не у дел» и «Склад на пожаре»).

«Мы говорим не о долгосрочном, а о среднесрочном прогнозе, на который не очень влияют технологические инновации и социальные феномены. Фундамент исследования составляют экономические варианты. Мы все понимаем, что сейчас происходит структурная перестройка экономики, меняются бюджеты, поэтому может меняться как текущее финансирование образования, так и финансирование его развития — то, что мы называем инвестиционным финансированием. Именно от этого зависит развитие системы образования в среднесрочной перспективе», — пояснил главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин.

На фото: Исак Фрумин. Источник: Высшая школа экономики

Кроме того, воздействие будут оказывать такие факторы, как изменение демографических когорт, растущие барьеры в международном сотрудничестве, возможные утечки человеческого капитала (особенно мужчин), а также изменения на рынке труда, связанные с экономическими причинами, и рост психологического напряжения в обществе.

В прогнозе отражены результаты сценарного анализа трансформации российского образования во взаимосвязи с динамикой ключевых факторов его развития в разрезе общего, среднего профессионального и высшего образования, добавил Исак Фрумин. «Особенностью нашего подхода является то, что мы пытаемся понять, как будут себя вести ключевые игроки — родители, студенты, а также сама система образования, которая получит больше возможностей для поиска собственных решений», — пояснил он.

При прогнозировании сначала рассматривается специфическое влияние трендов демографии, утечки человеческого капитала и экономического спада. Затем — влияние на объективные показатели функционирования (материально-техническая база, кадровое и методическое обеспечение), вероятные модели поведения ключевых акторов, не являющихся работниками системы, и возможное поведение организаций и работников системы при снижении жесткости центрального управления.

Общее и дополнительное образование

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Татьяна Мерцалова рассказала о прогнозах в сфере общего школьного и дополнительного образования детей. «Общее образование наименее чувствительно к тем экономическим сценариям, которые мы рассматриваем в этом проекте, так как оно в наибольшей степени подвержено государственному регулированию и на 99% финансируется из бюджета. Лишь 1% российских школьников обучаются в частных школах. Более яркими могут оказаться изменения в сфере дополнительного образования», — пояснила она. 

По ее словам, ситуация, которая сегодня складывается, с большой вероятностью может привести к снижению численности школьников — с одной стороны, из-за снижения рождаемости, с другой — вследствие снижения внешней миграции (приезда в страну семей с детьми). Это приведет к снижению демографической нагрузки на систему и дифференцированному снижению потребности в местах и кадрах.

Фото: iStock

Одним из сильнейших факторов этой системы образования является неравенство — территориальное, а также неравное положение образовательных организаций и домохозяйств. В результате последует рост неравенства доступа к образованию и образовательных результатов. 

«Международная изоляция может не только сильно сказаться на деградации инфраструктуры и общего, и дополнительного образования детей, но и изменить или снизить требования к качеству образования», — полагает эксперт. 

В итоге может произойти разрыв в понимании качества общего образования, снижение конкурентоспособности, сокращение строительства, снижение требований к условиям образовательного процесса и снижение качества результатов по дисциплинам, требующим оборудования. 

Отток населения может привести к усилению гендерного перекоса в педагогических кадрах из-за мобилизации и оттока мужского населения, в результате чего вырастет кадровый дефицит, особенно среди преподавателей иностранных языков. Кроме того, последует сокращение и примитивизация программ технологической и естественно-научной направленности в школах. 

При реализации самого оптимистичного сценария могут выиграть репетиторы, частные школы, теневой сектор и сектор летнего отдыха (так как границы закрыты). Рост безработицы позволит частично компенсировать утечку кадров и привлечь в систему молодежь. 

От уменьшения финансирования пострадают в первую очередь поставщики оборудования, малоимущие семьи, бедные регионы и школы, работающие в неблагополучных социально-экономических условиях. Может произойти снижение уровня образовательных результатов. Семьи начнут сокращать расходы, в том числе долю на образование детей. Соответственно, организации допобразования и летнего отдыха ждет сокращение. На этом фоне может наблюдаться ухудшение психологического здоровья учащихся и рост девиаций, предупредила эксперт. 

При реализации самого пессимистичного сценария прогнозируется утечка кадров и снижение требований к их качеству, значительные дефициты по некоторым предметным областям и направлениям, деградация состояния инфраструктуры. 

Среди рекомендаций упоминаются социальные меры по поддержке домохозяйств, льготные условия для поставщиков оборудования, регулярная индексация зарплат и поддержка бедных регионов. Кроме того, эксперты полагают, что при сокращении финансирования необходимо снижать регулирование частного сектора. 

Среднее профессиональное образование

Прогнозы по СПО озвучил директор Центра развития навыков и профессионального образования Фёдор Дудырев. «Система СПО концентрирует в себе детей из семей с не самым высоким социальным и культурным капиталом, поэтому она чрезвычайно чувствительна к проблематике неравенства. В ситуации, в которой мы сейчас находимся, именно она обеспечивает гарантии образования детей для значительной части семей, находящихся в наиболее сложных социально-экономических условиях», — отметил он. 

Эксперт считает, что в ближайшем будущем ожидается рост нагрузки на систему СПО благодаря демографическим тенденциям, сокращению трудоспособного населения и потребности в переобучении. 

Международная изоляция может привести к деградации инфраструктуры СПО, снижению фактических квалификационных требований к специалистам средней квалификации и сжатию номенклатуры специальностей высокотехнологичного сегмента. В итоге Россию ждет «ренессанс сегмента рабочих профессий».

В этом сегменте образования утечка человеческого капитала будет не столь заметна, как в системе высшего образования, однако сильнее скажутся негативные эффекты мобилизации. Спрос на работников среднего квалификационного уровня вырастет.

Сценарии в этом сегменте отличаются друг от друга соотношением федеральных и региональных расходов. При первом сценарии соотношение сохранится на уровне 15 к 85%, при втором федеральная доля увеличится до 30%, при третьем добавляется доля предприятий — 15%, а при четвертом соотношение расходов принципиально меняется в пользу федеральных — 70%.

Основной удар примет на себя материально-техническая база колледжей, особенно высокотехнологичное оборудование. В зависимости от финансирования меняется соотношение преподавателей и мастеров производственного обучения.

Фото: iStock

Растет доля выпускников девятых классов, идущих в колледж, а их социально-экономический профиль меняется в сторону ухудшения.

Происходит сжатие коммерческого приема, а работодатели снижают включенность, что приводит к изменению соотношения теоретического и практического обучения (теряется доступ к рабочему месту).

Происходит стагнация и снижение расходов на одного студента, сегмент топ-колледжей сокращается. Сеть СПО подвергается оптимизации — укрупнению в ущерб территориальной доступности или снижению доли малокомплектных колледжей при сохранении территориальной доступности.

Большие изменения происходят в сфере международных стандартов. Они сохраняются фрагментарно или не сохраняются вообще. В лучшем случае студенты сдают экзамены на соответствие национальным и отраслевым стандартам, в худшем — практика независимых экзаменов сворачивается.

Происходит распределение функций СПО между другими образовательными организациями и структурами — школами, вузами, ДПО, корпоративными университетами и непосредственно предприятиями.

При этом вырастает роль свобод и автономии образовательных организаций и региональных министерств.

Среди возможных мер поддержки отрасли эксперт отметил увеличение госзадания на профобучение, а также либерализацию лицензионных и аккредитационных требований.

Чем жестче будут ограничения, с которыми столкнутся российские колледжи, тем большее значение будет иметь университетский сегмент СПО. «Сейчас в структурных подразделениях университетов учатся около 12% студентов. Мы прогнозируем существенный рост этого сегмента — до 20%», — подчеркнул Фёдор Дудырев.

Высшее образование

О прогнозах для системы ВО рассказал заведующий Проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Олег Лешуков. Он также ожидает увеличения давления на систему высшего образования из-за значительного роста когорты 17–21 год (по прогнозам Росстата, до 2030 года она может вырасти на 25–30%). 

«Вместе с тем рост численности абитуриентов может не повлиять на спрос на высшее образование из-за роста доли СПО, оттока населения, а также вероятного снижения численности иностранных студентов. Мы видим риски оттока наиболее квалифицированных и продуктивных исследователей, являющихся вместе с тем квалифицированными педагогическими кадрами», — отметил эксперт. 

Кроме того, возникают риски финансовой устойчивости, связанные со снижением объемов государственного финансирования и готовности населения и организаций платить за услуги университетов.

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Санкции создают риски для обновления материально-технической базы и проведения передовых исследований, ведут к снижению интенсивности взаимодействия с зарубежными партнерами. Из-за потери доступа к наиболее современным цифровым платформам и программному обеспечению качество образования может пострадать.

«В наиболее проигрышном положении окажутся университеты, которые не смогут адаптироваться к новым условиям, а также вузы, которые уже сейчас характеризуются недостаточностью ресурсной базы. Дальнейшее сокращение финансирования высшего образования может привести к высоким рискам устойчивости деятельности этих организаций», — добавил Олег Лешуков.

Подробнее узнать о календаре семинаров и стратегических проектах НИУ ВШЭ можно здесь.

Дата публикации: 12.10.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: