Неравенство, бедность и безработица: какие социальные вызовы ждут Россию в эпоху турбулентности

Фото: iStock
Фото: iStock

Россия может столкнуться с рядом вызовов в социальной сфере, прежде всего с сокращением размера среднего класса, ростом неравенства и субъективной бедности. При реализации негативных сценариев (усиление санкций и/или замедление глобальной экономики) к ним могут прибавиться рост хронической бедности, появление новых уязвимых групп и очагов длительной безработицы. В этой ситуации возрастает роль социальной политики государства. Эти темы обсудили эксперты на научном семинаре стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» ВШЭ.

На семинаре был представлен доклад экспертов Института социальной политики (ИСП) ВШЭ «Сценарии развития России: социальные процессы в условиях геополитической нестабильности». Руководитель авторского коллектива — заместитель директора ИСП Оксана Синявская отметила, что прогнозы социальных процессов сложны вследствие их комплексности, трудности количественного описания и большой волатильности.

Оксана Синявская, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Существует значительный пласт литературы, посвященной количественному прогнозированию различных социальных индикаторов — показателей рынка труда, доходов, потребления, отдельных сфер социальной политики. В них используются и эконометрические методы, и балансовые, и модели общего (частичного) равновесия. Но многие из этих прогнозов оказываются неточными, поскольку не учитывают неоднородность населения и влияние неопределенности и нестабильности социальных процессов, что приводит к существенным ошибкам на длинных горизонтах прогнозирования. Одно из решений этих проблем было связано с переходом к оценке краткосрочных эффектов программ методами микромоделирования либо с помощью моделей, предполагающих сочетание микро- и макроподходов, количественных и качественных оценок. Другое решение лежит в плоскости применения методов экспертных оценок и форсайт-исследований.

В рамках этого стратегического проекта для подготовки прогноза социально-экономической ситуации при реализации четырех сценариев, заданных макроэкономистами, авторы опирались на экспертные оценки.

Экономистами ВШЭ разработаны четыре сценария. «Новая вовлеченность» предполагает ослабление санкций против России и рост мировой экономики, «Не у дел» — усиление санкций при росте мировой экономики, «Склад на пожаре» — стагнацию/спад мировой экономики при снижении санкций, «Потерянное десятилетие» — усиление санкций и стагнацию мировой экономики.

ИСП были опрошены 25 экспертов, в том числе из регионов, представляющих академическое сообщество, бизнес и общественные организации. Им предложили заполнить анкеты по ключевым процессам на рынке труда (21 эксперт) и/или динамике бедности, неравенства и доли среднего класса в разных сценарных условиях (15 экспертов). Обобщенные оценки экспертов и их комментарии легли в основу доклада.

Содокладчик, ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики ИСП Светлана Бирюкова, отметила: опрос экспертов по всем сюжетам проводился до начала мобилизации, поэтому в будущем вероятна некоторая корректировка их оценок. В частности, первый, наиболее благоприятный сценарий, связанный с ослаблением санкций и ростом мировой экономики, в настоящее время видится как наименее вероятный. Важное обстоятельство, которое нужно учитывать при обсуждении прогноза рынка труда: уже видно, что шок из-за введения санкций проявляется на российском рынке труда медленнее, чем вызванный пандемией, но влияние санкций на устойчивость компаний в разных секторах экономики может (и, скорее всего, будет) меняться в средне- и долгосрочной перспективе. Высокий уровень неопределенности по длительности и жесткости применения санкций в последние месяцы определил адаптационную модель рынка труда: в этот период в России применили классическую «мягкую» настройку занятости, сократив рабочее время и снизив переменную часть зарплаты. Это определило относительную устойчивость показателей занятости и безработицы, но может повлиять на доходы населения и риски бедности.

Светлана Бирюкова

Согласно экспертным оценкам, при любом сценарии продолжится сокращение занятых на крупных и средних предприятиях корпоративного сектора и вырастет численность самозанятого населения и платформенная занятость. В случае реализации оптимистического сценария риски на рынке труда невелики: можно ожидать упрощения экономики и сокращения трудовых доходов, но только в краткосрочном периоде. Уже в среднесрочной перспективе, к середине 2020-х годов, эксперты прогнозируют их восстановление. Сценарий «Не у дел», помимо упрощения экономики, предполагает снижение производительности труда и числа хороших рабочих мест, отток, в том числе за границу, квалифицированных работников. Не исключено появление значительного числа рабочих мест с низким заработком, а также рост безработицы среди занятых в туризме, банках, финансах и логистике, в добыче ресурсов. Одновременно ожидается, что развитие платформенной занятости частично компенсирует трудности поиска рабочих мест и подработок. При сценарии «Склад на пожаре» большинство рисков сохраняются. Ослабление национальной экономики может привести к росту безработицы среди молодежи и женщин с маленькими детьми и снижению трудовых доходов.

В пессимистическом сценарии, уточнила Светлана Бирюкова, вероятно формирование очагов длительной безработицы в моногородах с закрытыми предприятиями, что потребует создания программ по релокации этих работников или перестройки экономики таких городов.

Одновременно она пояснила, что риски значимого увеличения уровня безработицы во всех сценариях, кроме пессимистичного, незначительны. Среди других существенных вызовов на рынке труда эксперты назвали демографический фактор — старение населения и сокращение его численности, а также размывание человеческого капитала, в том числе за счет ухудшения качества услуг образования и здравоохранения — в том случае, если не будут включены компенсаторные механизмы социальной поддержки и госинвестиций в эти сектора.

Ярослав Кузьминов, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул важность структурных изменений в населении, а именно грядущего сокращения на треть по сравнению с 2010-ми годами притока молодых возрастов в экономику вследствие демографических тенденций, что снижает готовность к инновациям и трудовую мобильность. На рынок труда, по его мнению, также может повлиять конкуренция России со странами Ближнего Востока за трудовых мигрантов из Центральной Азии.

Светлана Бирюкова отметила: эксперты указывают и на возможные решения. Так, рост доли пожилых групп в населении возможно компенсировать развитием проактивных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, чтобы предупреждать их уход из занятости.

Содокладчик, заведующая Центром анализа доходов и уровня жизни ИСП ВШЭ Алина Пишняк, в своей части выступления остановилась на описании прогноза экспертов в отношении положения отдельных групп населения — бедных и среднего класса.

Алина Пишняк  

Она подчеркнула, что в России шансы стать бедным дифференцированы для разных категорий, но особенно велики у семей с детьми, а также у безработных, неформально занятых и сельских жителей. При реализации оптимистического сценария рост бедности может быть незначительным, к 2026 году ее уровень вернется к показателю 2021 года (11%) и даже несколько снизится — до 9–10% — к 2030 году. При этом риски бедности для традиционно уязвимых групп будут зависеть от решений в области социальной политики.

При усилении санкций и росте мировой экономики уровень бедности может вырасти до 14% к 2023–2025 годам и к 2030-му не вернется к докризисному. При данном сценарии наиболее велики риски бедности у безработных, они также повышаются для занятых в малом и среднем бизнесе и семей с детьми. Эти вызовы будет сложно купировать мерами господдержки.

В рамках сценария «Склад на пожаре» существует вероятность возврата к уровню бедности 2021 года к 2030 году, группы риска сохраняются.

Самый жесткий сценарий предвещает рост числа малоимущих вплоть до 2030 года, уровень бедности может увеличиться в 1,5 раза по сравнению с 2021-м. Он будет сопровождаться снижением реальных доходов и вероятностью возникновения групп «новых бедных», например части бюджетников.

По мнению Алины Пишняк, портрет бедности в целом сохранится, но положение традиционных бедных усугубится, а при пессимистических сценариях в группу бедных могут попасть и высококвалифицированные работники из секторов, подвергнутых санкциям.

Ярослав Кузьминов отметил, что особенно важно учитывать возможность компенсации потерь доходов населения за счет мер поддержки в различных сценариях. «Насколько возможны будут расходы для нашей бюджетной ситуации? Это находится в наших руках или у нас нет ресурсов это купировать? Если мы это рассчитаем, это будет восприниматься как очень полезный вклад», — сказал научный руководитель ВШЭ.

Алина Пишняк также представила прогноз динамики численности среднего класса в России. Поскольку существует несколько подходов к определению среднего класса, наблюдается существенный разброс оценок его масштабов. Чаще всего они лежат в пределах вилки 20–30%, а консенсусной оценкой можно считать 28%.

При оптимистическом сценарии вероятно некоторое снижение его доли, а затем восстановление и рост к 2030 году до 30% или чуть более. В среднем классе увеличатся сегменты специалистов IT и сотрудников силовых структур, однако учителя, врачи и предприниматели также могут нарастить свое представительство.

В случае сценария «Не у дел» средний класс сократится более существенно (до 15%) при отсутствии перспектив возврата к уровню 2021 года. В структуре среднего класса увеличатся доли IT-профессионалов и силовиков, а также предпринимателей.

Сценарий «Склад на пожаре», согласно экспертным оценкам, незначительно оптимистичнее для среднего класса: его доля снизится менее существенно и может частично восстановиться, не достигнув уровня 2021 года. В данном случае этот сегмент общества будет состоять преимущественно из силовиков, айтишников, тогда как врачи и учителя начнут вымываться из его состава из-за снижения зарплат по сравнению со средней по экономике.

В негативном сценарии доля среднего класса в населении России может уменьшиться до 10%, сокращение будет происходить за счет выбытия учителей, врачей и предпринимателей при увеличении сегмента военных и сотрудников спецслужб. Рост доли IT-специалистов здесь не просматривается.

«Мы фиксируем довольно редкую экспертную позицию — в случае усиления санкций и стагнации экономики риск для части среднего класса стать “новыми бедными”», — подытожила Пишняк.

Содокладчик, заведующая Центром стратификационных исследований ИСП ВШЭ Светлана Мареева, отметила, что в настоящее время большинство населения считает неравенство доходов глубоким и нелегитимным, причем конфликт между бедными и богатыми воспринимается как острый.

Светлана Мареева, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Она отметила, что динамика неравенства при всех сценариях будет схожей. Ситуация будет в любом случае характеризоваться ростом неравенства доходов и возможностей, а также усилением концентрации богатства. Сценарии различаются только масштабами этих изменений, но не их общим вектором. Основными триггерами социального напряжения, полагает Светлана Мареева, будут оставаться неравенство доходов и уровня и качества жизни.

Даже при оптимистичном сценарии будет снижаться доля считающих свое положение благополучным и расти число ощущающих себя бедными, что повлияет на самочувствие населения и социальную устойчивость. В третьем и четвертом сценариях к этим рискам добавятся также риски хронической бедности и возникновения новых бедных.

При этом эксперты согласны, что при любых сценариях больше других пострадают средние слои, которые будут сближаться с нижними.

Отметив удачную структуру и хорошую логику изложения доклада, Ярослав Кузьминов призвал уточнить определение социальных процессов для их более комплексного прогнозирования и обратить внимание на оценку запасов человеческого и социального капиталов и их измерение.

По мнению научрука ВШЭ, важно определить общие модели прогнозирования, из которых выделять служебные для отдельных сфер социальной политики, структурировать качественные оценки по разным направлениям и детально изучить границы возможностей бюджета системы в урегулировании и смягчении социальных проблем. «Без этого мы дальше не двинемся», — подытожил научный руководитель ВШЭ.

В обсуждении доклада приняли участие вице-президент ВШЭ Лев Якобсон, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Александр Соколов, директор Центра стратегического прогнозирования ИСИЭЗ Михаил Голанд и главный эксперт ИСИЭЗ Юрий Кондрашин.

В завершение семинара Ярослав Кузьминов поблагодарил авторов доклада и участников обсуждения за высокий уровень подготовки материала и содержательную дискуссию.

Авторский коллектив доклада «Сценарии развития России: социальные процессы в условиях геополитической нестабильности»: руководитель — заместитель директора ИСП ВШЭ Оксана Синявская, ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики ИСП Светлана Бирюкова, младший научный сотрудник ЦКИСП Дарья Карева, заведующая Центром стратификационных исследований ИСП ВШЭ Светлана Мареева, младший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни ИСП Елена Назарбаева, заведующая ЦАДУЖ ИСП Алина Пишняк, младший научный сотрудник ЦАДУЖ Наталья Халина.

Подробнее узнать о календаре семинаров и стратегических проектах НИУ ВШЭ можно здесь.  

Дата публикации: 23.11.2022

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: