«Экономисты умеют отвечать на вопросы, стоящие перед обществом»

Каковы перспективы экономической науки и чему нужно учиться тем, кто выбрал профессию экономиста? Кто сегодня эффективнее борется с монополиями? Сможет ли финтех вытеснить банки? Программа «Экономический анализ» факультета экономических наук ВШЭ провела онлайн-интервью с Сергеем Гуриевым, профессором парижского Института политических исследований (Sciences Po), экс главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Путь в экономисты

Поступая в МФТИ в 1988 году, Сергей Гуриев не предполагал стать экономистом. Он выбрал факультет управления и прикладной математики и собирался заняться математической физикой, но после второго курса выбрал моделирование экономических процессов. Так Сергей Гуриев ответил на вопрос, каким был его путь в профессию, с которого начала интервью модератор встречи Елена Вакуленко, академический руководитель онлайн-программы магистратуры «Экономический анализ».

Исследования в этой области и прогнозирование в переходный период увлекли Сергея Гуриева, его кандидатская диссертация была посвящена анализу моделей инвестирования. В результате он стал профессором (потом и ректором) Российской экономической школы (РЭШ).

Как исследователь Сергей Гуриев занимался экономической теорией, политической экономией перехода к рынку, корпоративными финансами, в его работах экономика часто пересекается с политологией, юриспруденцией и социологией. «Сегодня экономисты выходят за пределы своей узкой области», — отмечает профессор Sciences Po.

Говоря о ЕБРР, главным экономистом которого ему довелось быть, Сергей Гуриев обратил внимание на то, что деятельность этого банка, распространяющаяся на 38 стран, направлена на развитие частного бизнеса. А суть работы главного экономиста состоит в том, чтобы сочетать успешный бизнес с построением качественной рыночной экономики в странах присутствия ЕБРР.

Сергей Гуриев уверен, что профессия экономиста будет востребована и в будущем, это подтверждается в том числе высокой средней зарплатой экономистов: в частности, в США — 120 000 долларов в год.

«Экономисты умеют отвечать на вопросы, стоящие перед обществом, пусть не всегда правильно. Они способны дать научно обоснованные ответы, учитывающие особенности человеческого восприятия экономических и общественных проблем», — считает он. «Когда мы решаем общественные проблемы, наш объект исследования — человек», — добавляет Сергей Гуриев.

Профессор уверен, что причины сохранения бедности — прежде всего в политическом и общественном устройстве ряда стран, организации их государственных институтов и рынков, а не в отставании технологий.

Тренды профессии

Модератор попросила профессора поделиться мнением об эволюции профессии. Профессия экономиста, по мнению Сергея Гуриева, существенно изменилась в последние десятилетия, в экономике произошла эмпирическая революция, появилось значительно больше данных и методов исследований, продвинулась и методология, определяющая причинно-следственную связь явлений.

Среди методов исследований он выделил рандомизированные контролируемые испытания, использование панельных данных, разность в разностях, мэтчинг. Причем даже теоретические исследования сопровождаются экспериментами. Экономика стала ближе к повседневности и более прикладной, объясняет Сергей Гуриев.

Среди междисциплинарных исследований он назвал изучение влияния побед и поражений левых партий в ходе конкурентных выборов на благосостояние избирателей. Другое исследование показало, что победа партий, идущих на выборы с антикоррупционной программой, положительно влияет на успех борьбы с коррупцией и экономический рост страны или региона. Поэтому такие исследования интересны политикам.

Грамотные экономисты влияют на политическую и экономическую ситуацию, уверен Сергей Гуриев. В частности, он полагает, что успехи борьбы с инфляцией в последние десятилетия во многом обусловлены тем, что Центробанками руководят выпускники вузов, учившиеся по современным, «правильным» учебникам.

В частном секторе экономисты могут работать в консалтинговых компаниях, чьи клиенты хотят изменить структуру управления, выйти на новые рынки, поняв масштаб затрат и возможные доходы в будущем. Во многих компаниях теперь есть макроэкономические подразделения, работают секторальные аналитики, способные прогнозировать цены на разные продукты. Экономисты в частном секторе занимаются количественным анализом экономических процессов.

В последние годы появился спрос на более широкие знания и навыки, в том числе близкие к общественным наукам. Экономист должен знать методы работы с большими данными и процессы взаимодействия в обществе. И он должен уметь программировать, иначе нельзя, информационные технологии являются важным инструментом исследований, считает профессор Sciences Po.

Современная экономика

Отвечая на вопрос о форматах преподавания и трансфере знаний в период пандемии, Сергей Гуриев рассказал, что парижский Институт политических исследований, где он работает, перешел на онлайн-обучение в середине марта 2020 года. Он убежден, что это снизило эффективность обучения. Поэтому принято решение вернуться к традиционному формату в сентябре. В то же время и онлайн-преподавание будет расширяться, поскольку оно позволяет студентам из всех стран получить качественное образование, слушать лучших профессоров за относительно небольшую плату. Впервые он разработал и прочитал онлайн-курс еще в 1990-е годы в Университете Колорадо. А недавно разработал короткий вводный курс экономики для проекта Classguru.

На вопрос аудитории, не считает ли он работу по найму рабством, Сергей Гуриев сказал, что не согласен с такой постановкой вопроса, рынок труда — важнейшее достижение человечества, важно, чтобы там сохранялась конкуренция. «Капитализм без конкуренции — это не капитализм. Это эксплуатация», — процитировал он в подкрепление своих слов президента США Джозефа Байдена.

Отвечая на вопрос новостной службы портала ВШЭ о роли независимых СМИ, он назвал их еще одним инструментом, влияющим на развитие экономики и качество институтов государства. Они важны для качественного принятия решений бизнесом и политиками. Независимые СМИ, конкурирующие за аудиторию, не дадут ни министру, ни предпринимателю замолчать проблему. «Когда пандемия началась в Китае, она замалчивалась в течение пары месяцев, и это не ошибка, а системная черта китайского режима. Власти в центре не могли узнать о катастрофе, а региональные бюрократы преследовали врачей, говоривших о проблемах. Это пример того, насколько важны независимые СМИ», — полагает Сергей Гуриев.

В ходе интервью разговор зашел также о «ресурсном проклятии». Профессор ответил утвердительно на вопрос, сможет ли Россия избавиться от ресурсного проклятия. По его мнению, проблема не в самих ресурсах, а в том, что рентные доходы от добычи сырья не создают стимулов для несырьевых отраслей. Он считает, что страны, которые построили передовые экономики, имея при этом богатые залежи полезных ископаемых, — это страны с развитыми демократическими институтами.

Сергей Гуриев не согласился с утверждениями, что в России есть особенности, которые не позволяют ей решить проблемы, связанные с ролью природных ресурсов в экономике. «Я верю, что Россия сможет решить их. Главная проблема России — не нефть», — уверен экономист, отметив в качестве тормоза коррупцию.

Сергея Гуриева также спросили, как новые финансовые технологии повлияют на банковскую сферу. Профессор уверен, что, несмотря на эффективность, финтех не уничтожит банки: для инвестиций и долгосрочных сбережений нужны банки с историей, которым доверяют люди. «Вы не отдадите свои сбережения в компанию, где работают два программиста, а отдадите в банк с репутацией. Никакие успехи с оптимизацией операций не заменят знаний о спросе и предложении», — уверен профессор.

Эксперт Центра мониторинга эффективности тарифной политики ВШЭ Фарид Хусаинов поинтересовался, различается ли в Европе и США отношение к естественным монополиям.

По мнению Сергея Гуриева, раньше США активнее боролись с монополиями, но сейчас Европа вышла вперед, в то время как в США борьба с ними приостановилась, и за последние 30 лет прибыли американских монополий заметно выросли. Причина в том, полагает он, что в Европе антимонопольной политикой занимаются технократы, независимые от влияния национальной бюрократии и крупных корпораций. В США сейчас связывают надежды с приходом на должность руководителя Федеральной торговой комиссии Лины Хан. «Есть консенсус, что большое неравенство в США — это следствие монополизации», — добавил Сергей Гуриев.

Полную версию онлайн-интервью можно посмотреть здесь.

Дата публикации: 01.10.2021

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: