Творчество как осознанная необходимость: развивать не только креативность, но и дополнительные компетенции

Фото: iStock
Фото: iStock

Креативность — одна из ключевых составляющих конкурентоспособности. Как обрести навыки, востребованные в творческих индустриях? В чем разница между креативностью в культуре и креативностью в бизнесе и возможно ли практики одной отрасли использовать в другой? Ученые Лаборатории управления креативностью Высшей школы экономики создали модель, позволяющую получить ответы на эти вопросы. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел семинар «Повышение креативности человеческого капитала».

По всему миру растет спрос на продукты и навыки креативных индустрий, отметил автор основного доклада Сергей Филонович, руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ, заведующий Научно-учебной лабораторией управления креативностью. В связи с этим перед государством, обществом и бизнесом встает задача развития навыков креативности среди населения. Особенно актуальна такая постановка вопроса в отношении человеческого капитала: текущие социально-экономические и трудовые условия подталкивают к осмыслению креативности как особо важного компонента для создания собственного и общественного благосостояния, подчеркнул он.

Сергей Филонович

«В современном бизнесе креативность — это основа конкурентоспособности. Именно поэтому на Давосском форуме каждые пять лет определяются актуальные темы, актуальные навыки для будущего пятилетия. И среди них уже несколько раз фигурировала креативность, — рассказал Сергей Филонович. — Вопрос состоит в том, можно ли учить креативности и как это делать». Исследователям пришла в голову идея изучить практику по управлению креативностью в институтах культуры, творческих организациях, таких как театры и музеи, и часть приемов, которые используются в этих организациях, перенести в бизнес.

Для изучения таких практик ученые Лаборатории управления креативностью создали модель, с помощью которой постарались ответить на вопрос, в чем состоит смысл креативности, если учесть, что он в культуре и бизнесе различается. В культуре смысл креативности состоит в самовыражении и уникальности, в бизнесе — в новизне предлагаемого продукта или услуги, отметил эксперт. Ученые используют также модель американского психолога Михая Чиксентмихайи.

Есть две группы факторов, влияющих на уровень креативности. «Первый — это триггеры и спусковые элементы, которые помогают возбуждать креативность и позволяют ее поддерживать. Это сочетание дивергентного и конвергентного мышления; расширение ассоциативного ряда; умножение числа мыслительных репрезентаций. И есть вещи, которые тормозят креативность, — ингибиторы креативности. Это “отраслевые” предубеждения; функциональная фиксированность; возможное негативное влияние рационального начала», — поясняет Сергей Филонович.

На основе созданной модели сотрудники лаборатории проводят интервьюирование театральных деятелей — как правило, главных режиссеров театров. На очереди — музейные работники. «Сейчас наше исследование находится в движении, в процессе исполнения, но стоит уже попробовать ответить на вопрос, чему можно обучать в рамках предложенной модели», — отмечает Сергей Филонович. По его словам, уже сегодня можно «демонстрировать смысл креативности и тем самым мотивировать людей для движения в этом направлении». А можно учить созданию условий для реализации креативности, в частности используя модель Чиксентмихайи.

«Также можно учить анализу результатов креативной деятельности и их использованию. Поскольку в бизнесе есть интересные примеры, когда креативность оказалась недоиспользованной, — продолжает спикер. — В свое время финская компания Nokia, на тот момент — безусловный лидер мобильной связи в мире в своей области исследований и разработок, — придумала практически все элементы, которые впоследствии компания Apple реализовала в своих знаменитых гаджетах. Открытия были сделаны, но как их превратить в конкретный продукт, как их использовать, специалисты Nokia понять не смогли, и это привело к трагедии. Компания потеряла лидерство».

Анна Демьянова

Заместитель директора Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Демьянова полагает: креативная экономика в последние годы в фокусе внимания ученых и исследователей прежде всего потому, что сложилось общее понимание — это драйвер экономического роста. «Такое видение сложилось на основе положительного опыта стран, где в условиях цифровой трансформации и развития технологий произошел резкий рост креативных индустрий, — поясняет она. — В связи с этим развитие креативной экономики видится как потенциал для развития экономик развивающихся стран и стран с переходной экономикой».

Анна Маквей  

На факультете креативных индустрий произошло важное событие — открыт Институт развития креативных индустрий, который занимается «в том числе изучением прикладного аспекта креативности, экспертизы, навыков креативности», рассказала заместитель директора этого института Анна Маквей. «Мы пришли к выводу, что у наших студентов есть осознанная необходимость развивать не только креативность, но и дополнительные компетенции», — отметила она. Это, по ее мнению, стало возможным благодаря программе бакалавриата факультета креативных индустрий «Управление в креативных индустриях», объединяющей несколько ключевых блоков, в том числе предпринимательские компетенции современного специалиста, объяснила она.

«Так, со второго курса этой программы начинаем реализацию для каждого студента стартапа по выбранному им профилю, — говорит Анна Маквей. — Задача — научить творческих работников не только творить, но и практически реализовывать свою идею, зарабатывая на ней».

Директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова отметила, что похожая программа есть и в ее вузе. Она направлена на то, чтобы развить у слушателей способность разбираться в современных рынках и связывать эти знания с бизнес-идеей.

Дата публикации: 23.12.2022

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: