«На районе»: может ли спальный район города быть местом счастливой жизни

Фото: iStock
Фото: iStock

Семейные комьюнити-центры, мастерские соседей, общественные гостиные, кино- и театральные площадки, галерейные пространства, залы для танцев, спортивные сооружения составляют сегодня среду обитания городских кварталов. Какая инфраструктура нужна горожанам в масштабах района? Об этом рассуждали участники открытого семинара «Учащийся город: может ли спальный район быть пространством учения, развития, общения, творческой реализации — местом счастливой жизни?», организованного Институтом образования НИУ ВШЭ.

В новых жилых кварталах создается образовательная экосистема, разворачиваются программы неформального и информального образования детей и взрослых, рассказала директор Образовательного бюро «Лернити» ГК «А101» Елена Булин-Соколова. Это значит, что создаются условия для общения, учения, творчества, формирования добрососедских связей тех, кто переехал в новые районы, и для этого необходимо понять, что нужно, чтобы эти люди чувствовали себя счастливыми, говорит она. «Мы пытаемся понять, как возникает и за счет чего удерживается мотивация к учению в среде информального образования, а также создаем среду для развития родительских компетенций», — отметила Елена Булин-Соколова. У нее и ее коллег есть опыт создания такой среды в Новой Москве.

Елена Булин-Соколова

«Для решения задач формирования среды мы опираемся на концепцию самодетерминации, которая известна в педагогическом сообществе как концепция Ричарда М. Райана», — пояснила она. Согласно этой теории, у человека первоначально заданы основные психологические потребности. Потребность в самодетерминации — это потребность чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать свое поведение, быть автором или соавтором того, во что человек вовлекается, объясняет эксперт. А также это потребность в компетенции, позволяющей достигать результатов, потребность человека быть эффективным, умелым, чувствовать, что то, за что он взялся, у него получается.

Для удовлетворения этих потребностей создаются очень популярные сегодня семейные комьюнити-центры, мастерские соседей, общественные гостиные, кино- и театральные площадки, галерейные пространства, спортивная инфраструктура, залы для танцев и перформансов и многое другое, подчеркнула Елена Булин-Соколова. 

Виктория Пичугина

Ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования, профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктория Пичугина обратила внимание на то, что есть множество опасностей в педагогической повседневности. «Когда мы видим, как много пространства делают для нас, иногда не считываем возможные риски и сложности», — говорит она. По ее словам, следуя привычке делить город на зоны, так, чтобы эти зоны способствовали образованию, можно попасть в ловушку: «Есть много вопросов: кому подходят эти пространства, какому возрасту, а не опасно ли оно? И надо исследовать, способствует ли пространство образованию или, наоборот, препятствует ему».

Анна Бляхман

В том, что центром многих образовательных процессов должна быть школа, уверена директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ Анна Бляхман: «Зачастую коллеги не видят и не понимают, насколько огромное количество проблем, в том числе и для педагогов, разрешается, как только они начинают вовлекаться в жизнь территории».

Алексей Обухов  

Тренд развития зон проживания с помощью образовательных систем требует дальнейшего изучения, уверен ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, доцент Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов. «Создаваемое пространство может быть очень интересным для лонгитюдных социокультурных исследований. Ведь пока непонятно, что из этого многообразия, которое предлагается, войдет в устойчивый уклад жизни сообщества», — говорит он.

Новые районы потом переходят в разряд старых, начинается продажа квартир, меняется социальный ландшафт. «Что при этой социальной динамике ландшафта окажется естественной традицией, повседневным укладом? И что начнут воспроизводить сами жители района без поддержки команды, которая начинала формирование всей этой среды?» — такие вопросы для дальнейших исследований обозначил Алексей Обухов.

Дата публикации: 09.03.2023

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: