Рабочее дело: как чувствуют себя на рынке труда выпускники колледжей и техникумов

Фото: iStock
Фото: iStock

Работники со средним профессиональным образованием — самая многочисленная часть занятых: их численность достигает 32 млн человек и составляет 45% рынка труда. И спрос на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена продолжает расти. Соответственно растет и спрос на среднее профессиональное образование (СПО). Одна из пленарных сессий XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции была посвящена обсуждению доклада НИУ ВШЭ «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда».

Доклад подготовлен в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ совместно с Центром развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ. Научный редактор доклада — проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.  

Лилия Овчарова

Модератор сессии, проректор ВШЭ Лилия Овчарова, отметила, что в ближайшее время российский рынок труда будет развиваться под влиянием сокращения численности молодых работников из-за демографических процессов и структурных изменений в экономике вследствие глобальных трансформаций. Доклад отражает изменения в системе СПО, показывает образовательные предпочтения студентов, демонстрирует трудовую мобильность выпускников, включая профессиональную, и их зарплатные характеристики.

Сергей Рощин подчеркнул: доклад стал результатом совместной работы ЛИРТ и Института образования ВШЭ. Источником исследования стал мониторинг трудоустройства выпускников. В нем сведения об окончании образовательных учреждений стыкуются с данными Социального фонда России о работе выпускников и их зарплате, что позволяет использовать материалы подготовленного доклада для выработки доказательной социально-экономической политики. В докладе, в частности, отмечено: работники со средним профессиональным образованием — самая многочисленная часть занятых: их численность достигает 32 млн человек (45% рынка труда). К началу 2022/23 учебного года в России действовали 4627 организаций, обучающих по программам СПО: 3201 профессиональная образовательная организация и 360 вузов, а также 1066 филиалов колледжей, техникумов и организаций высшего образования.

Проректор ВШЭ отметил также сотрудничество с Федеральной службой по труду и занятости и Министерством труда и соцзащиты РФ.

Авторы доклада работали с выпускниками 2017–2021 годов, изучая варианты трудоустройства, продолжение образования и безработицу. Исследовали трудовую мобильность выпускников на основании данных о переездах в другой регион для работы или учебы и зарплату из разных источников по данным Социального фонда.

Сергей Рощин  

Сергей Рощин пояснил: число выпускников по рабочим специальностям сократилось в 2000–2022 годах в 4,7 раза, до 161 200 человек. Из 3,56 млн студентов, обучавшихся в 2022–2023 годах, лишь около 570 000 получали рабочие профессии, остальные (около 84%) обучались по программам подготовки персонала среднего звена. Большинство рабочих готовятся по строительным, машиностроительным, транспортным и сельскохозяйственным специальностям, при этом, отмечают авторы доклада, недостаточен выпуск по массовым профессиям высокотехнологичных отраслей (электроника, радиотехника, авиастроение, ракетная и космическая техника). Лидирующими направлениями подготовки служащих стали юриспруденция, управление, информационные технологии, программирование, а также сестринское дело. Учебу в вузе продолжают 32% обучавшихся по специальностям служащих и лишь 13% осваивавших рабочие профессии.

Выпускники колледжей и техникумов имеют проблемы с занятостью, работают или работают и учатся около 40%. Проректор отметил: неясной оказывается карьера примерно трети выпускников. Из выпускников 2017 года не прослеживается траектория 30% мужчин и 20% женщин. Можно предположить, что в первый год после выпуска часть юношей призывают в армию, но неясность их статуса через 4 года показывает широкое распространение не только неформальной занятости, но и других, невидимых исследователям практик.

Интерес представляет также уровень премии за обучение в системе СПО. По данным доклада, зарплата выпускников колледжей и техникумов на 30% выше, чем у вышедших на рынок труда выпускников средней школы, и на 55% — чем у недавних девятиклассников, но на 60% ниже, чем у выпускников вузов.

Сергей Рощин отметил, что учреждения СПО финансируются преимущественно из региональных бюджетов (68,8%), доля федерального финансирования невелика (8,6%), а инвестиции работодателей крайне незначительны (3,4%). В последние годы выросла роль семейных инвестиций в СПО: за собственные средства обучались 17,7% учащихся, причем по направлениям подготовки служащих среднего звена — около трети. Существенная часть обучающихся за собственные средства — люди с опытом работы в возрасте 20–25 лет, которые стремятся обновить свои знания и навыки или получить более востребованную специальность.

Межрегиональная трудовая мобильность при этом велика: в другие регионы после окончания техникумов и колледжей переезжают около 40% выпускников, причем в отдельных субъектах их доля превышает 50%. Подготовка СПО ориентирована на территориальные рынки труда, поэтому отъезд работников создает определенные кадровые проблемы. «Ответ интуитивно понятен: им не предлагают работу с зарплатой и квалификацией, соответствующими их представлениям», — сказал Сергей Рощин. Это следствие несбалансированности системы СПО с запросами региональной экономики и работодателей, говорит он.

Денис Васильев

Заместитель директора Федеральной службы по труду и занятости (ФСТЗ), выпускник Вышки Денис Васильев отметил большое значение исследования НИУ ВШЭ. Такие работы, по его мнению, позволяют принимать решения на основе данных, что становится ключевым принципом развития активной политики на рынке труда. Он также подчеркнул важность анализа вакансий как сигналов, формируемых работодателями, эти данные нельзя использовать «в лоб», но полезно анализировать совместно с резюме с применением искусственного интеллекта. При этом, подчеркнул чиновник, важно соблюсти баланс между получением качественных данных и неразглашением персональной информации.

По словам Дениса Васильева, ФСТЗ требуются исследования, связанные с дополнительным профобразованием, для лучшего использования бюджетных средств, направляемых на переподготовку, и интеграции выпускников разных ступеней образования на рынке труда. Нынешнее исследование подтверждает, говорит он, что СПО положительно влияет на трудоустройство и зарплату и служит целям доказательной политики.  

Важную роль в будущем повышении качества данных сыграет кодификация рабочих мест. «Формируется цифровой след на рынке, связка данных происходит на индивидуальном уровне, это позволит строить решения по-новому», — подытожил Денис Васильев.

Директор департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда Михаил Кирсанов назвал доклад отличной работой, которую можно использовать для выработки практических решений.

Михаил Кирсанов

В будущем, полагает Михаил Кирсанов, важно учитывать качество образования, его соответствие требуемым навыкам и профессиональным стандартам. Важно также соединить данные об образовании и дальнейшей трудовой карьере и семейном пути человека. Необходимо изучить факторы успешного трудоустройства и его критерии, в частности соотношение высокой зарплаты и профессиональной самореализации. Михаил Кирсанов также обратил внимание на повысившийся спрос на инженерные, технические специальности.

Вопрос о трудовой мобильности, полагает Михаил Кирсанов, возникает уже многие годы в регионах с высокой долей молодого населения: в Тыве, на Алтае и Северном Кавказе. Для сохранения выпускников из этих регионов, сразу не нашедших работы по месту жительства, созданы программы поддержки.

Проректор Российского университета транспорта (РУТ, ранее — МИИТ) Алексей Овчинников считает, что часть профессиональной подготовки ушла в корпоративное дополнительное образование. Важен также запущенный недавно проект профессионалитета, который отчасти воспроизводит структуру СПО. Новые запросы рынка труда требуют переосмысления программ прикладного бакалавриата.

Алексей Овчинников

Коснувшись отраслевой и региональной специфики, он отметил, что многие работодатели из числа естественных монополий создавали базовые техникумы и колледжи, изначально предполагавшие переезд выпускников к местам работы в другие регионы.

Алексей Овчинников также обратил внимание на то, что решение об обучении по определенной специальности того или иного уровня образования нередко принимают не сами юноши или девушки, а их родители с участием других родственников и ближайшего окружения. «Нам нужны программы профориентации родителей, а не детей», — считает ректор РУТ.

Руководитель Центра содержания и оценки качества среднего профессионального образования Института развития профессионального образования Ирина Казакова отметила еще одну особенность нынешнего рынка труда: образование в ряде профессий современной экономики, например в IT-области или в сфере ремонта сложного оборудования, не имеет четкого разграничения. Программисты, инженеры, дизайнеры, специалисты по ремонту воспринимаются как выходцы из одной образовательной страты.

Ирина Казакова

Она обратила внимание на сочетание роста продолжительности жизни с сокращением времени между технологическими прорывами, поэтому возникает вопрос об университете «третьего возраста». «Сейчас это скорее просвещение для старших, но, возможно, люди 40–50 лет пойдут в университеты для смены профессии или совершенствования в своей», — сказала она.

В завершение сессии Лилия Овчарова подчеркнула: НИУ ВШЭ будет наращивать взаимодействие с органами власти, стремящимися принимать решения на основе научно обоснованных доказательств. «Складывается плодотворное партнерство, можете рассчитывать на наш аналитический потенциал», — сказала проректор ВШЭ.

Подробнее о докладе можно прочитать тут

Дата публикации: 17.04.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: