Поддержка дает результат: как обеспечить эффективность госпрограмм развития промышленности

Фото: nevatom.ru
Фото: nevatom.ru

Расширение государственной поддержки промышленности требует повышения эффективности ее механизмов и совершенствования инструментов оценки результативности мер поддержки. Эксперты НИУ ВШЭ предлагают оценивать их эффективность методом мэтчинга — сравнения компаний, показывавших до получения господдержки близкие результаты. Проведенный учеными ВШЭ анализ показал достаточно высокую эффективность программ Фонда развития промышленности (ФРП), достигнутую благодаря открытости процедур и качеству отбора участников программ. 

Главный научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, ведущий научный сотрудник ИАПР Нина Ершова, стажер-исследователь ИАПР Альберт Агалян и консультант Всемирного банка Лев Фрейнкман изучили методы оценки эффективности мер государственной поддержки промышленности. Они предложили собственный вариант, основанный на мэтчинге — сравнении показателей фирм, получивших и не получивших поддержку и демонстрировавших до этого момента близкие экономические и финансовые показатели. Свои расчеты и выводы они изложили в препринте «Оценка эффективности инструментов промышленной политики в России: новые подходы».

Андрей Яковлев

Авторы отмечают: изучение государственной помощи промышленности в России осложнено закрытостью основных данных о ее распределении между получателями. В большинстве исследований господдержки в России применялась традиционная методология регрессионного анализа, не учитывающая эффекта самоотбора (преимущественного участия в программах поддержки наиболее активных и производительных фирм), влияющего на изначальное отличие характеристик предприятий, получивших поддержку, от основной массы компаний.

Для более точной оценки эффектов господдержки Андрей Яковлев и его соавторы применили алгоритм propensity score matching (PSM), или мэтчинг, предполагающий сравнение результатов работы получателей помощи с не получавшими ее похожими предприятиями. Они использовали вариант специальной статистической процедуры, находящей для каждого бенефициара поддержки своего рода статистического близнеца — максимально близкое предприятие, не участвовавшее в программе. 

Нина Ершова  

Контроль ключевых результатов хозяйственной деятельности позволяет подобрать сопоставимые группы предприятий на момент предоставления им поддержки, дающие возможность объяснить различия в последующей динамике экономических показателей влиянием господдержки.

Для изучения эффектов господдержки авторы сформировали две группы предприятий: экспериментальную, или treatment-группу (ТГ), которая состоит из фирм, получивших помощь Фонда развития промышленности в 2014–2016 годах, и контрольную группу (КГ), не получившую поддержки.

Как пояснил HSE Daily Андрей Яковлев, программы ФРП, составляющие лишь небольшую часть помощи промышленным предприятиям (27,6 млрд рублей из общего объема 367,7 млрд рублей в 2018 году), были выбраны благодаря понятным процедурам участия в конкурсах фонда, прозрачным правилам выделения поддержки и наличию открытых данных о предприятиях, получивших помощь.

Альберт Агалян

Для анализа использовались данные 113 из 157 предприятий, получивших поддержку ФРП, 44 компании были исключены из выборки из-за пропусков данных по финансовым показателям в базе СПАРК или отсутствия аналога в КГ (крупные предприятия, например «КАМАЗ»).  

Среди 113 бенефициаров из 36 регионов России около 40% являются микро- и малыми предприятиями с годовой выручкой до 800 млн рублей. Помощь получили компании 23 отраслей, относительное большинство (40%) представляют машиностроение. Активно участвовали в программах также металлургические (15%), химические и фармацевтические компании (по 11%). Авторы отмечают, что займы ФРП были предоставлены 73 предприятиям, а бюджетные субсидии — 46 предприятиям, причем 6 компаний получили обе формы поддержки.

Для формирования контрольной группы из базы предприятий СПАРК были выделены 113 предприятий – «двойников» бенефициаров господдержки с аналогичными кодами экономической деятельности (ОКВЭД). Для отбора использовались 6 переменных: размер (натуральный логарифм годовой выручки в год перед получением поддержки), темп роста (среднегодовой темп роста выручки за 2 года до года получения поддержки), финансовое положение (прибыльность, безубыточность или убыточность), отрасль (укрупненный код ОКВЭД), наличие государственного участия в капитале, наличие иностранного участия в капитале.

«Такой состав переменных обеспечил сопоставимость предприятий в treatment- и контрольных выборках», — отмечают авторы. Одновременно они указали, что не контролировали регион расположения предприятий и производительность труда из-за невозможности найти пару предприятий с одинаковыми характеристиками размера, отрасли и региона и отсутствия информации о фактической численности занятых.

Ученые сравнили динамику результатов работы этих двух групп предприятий за период после оказания части предприятий поддержки ФРП.

Сравнение проводилось по 7 показателям: годовые объемы выручки, прибыли до налогообложения и экспорта, чистые активы на конец года, сальдо денежных потоков от текущих операций (оценка финансовой устойчивости предприятия) за год, годовые затраты на внеоборотные активы (косвенная оценка расходов предприятия на инвестиции), доля фирм-экспортеров.

Анализ годовых данных на конец 2018 и 2019 годов (большинство проектов ТГ были профинансированы в 2015–2016 годах) выявил, что предприятия, участвовавшие в программах ФРП, показали более быстрый рост чистых активов, а их средневзвешенные расходы на инвестиции снизились значительно меньше, чем в контрольной группе. Однако улучшение финансового положения в ТГ по сравнению с контрольной группой не привело к существенному росту прибыли.

Сравнивая результаты ТГ и КГ с разбивкой предприятий-получателей по размеру (величине их выручки в год, предшествующий получению поддержки ФРП), эксперты отметили, что масштаб различий между ТГ и КГ значительно отличается в разных группах. В частности, только в группах микро- и малых предприятий наблюдаются заметные и статистически значимые различия с КГ по темпам роста выручки. Изменение доли фирм-экспортеров в ТГ в сравнении с КГ было статистически значимым только для микропредприятий.

Во всех группах прирост чистых активов был более высоким у получателей поддержки, чем в контрольной группе.

В целом полученные результаты свидетельствуют о существенной неоднородности результатов программ государственной помощи. Заметные успехи сконцентрированы в небольшой доле наиболее продвинутых компаний, при этом позитивные эффекты господдержки у получателей займов заметнее, чем у реципиентов субсидий.

Рассмотренные программы господдержки действительно позволяют ускорить средний рост продаж на участвующих в программах предприятиях, но не приводят к значимому улучшению динамики прибыли и инвестиций.

Цитата

В ЦЕЛОМ, ТАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОЗИТИВНЫМИ: ПРОГРАММЫ ФРП ОБЕСПЕЧИВАЮТ БОЛЕЕ БЫСТРЫЙ РОСТ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫДЕЛЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОЗВОЛЯЮТ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДОВЫХ КОМПАНИЙ, А НЕ ТРАТЯТСЯ НА ПОДДЕРЖАНИЕ НА ПЛАВУ УСТАРЕВШИХ ПРОИЗВОДСТВ.
Андрей Яковлев

Эффективность программ ФРП, по мнению авторов, объясняется комплексом факторов. В частности, программы фонда открыли широкий доступ к господдержке для компаний обрабатывающей промышленности. В последние годы список отраслей, имеющих доступ к займам фонда, дополнительно расширен, предприняты усилия, чтобы сделать займы более доступными для малых и средних предприятий. Программы ФРП остаются высокоселективными, предъявляют к потенциальным бенефициарам строгие требования по эффективности инвестиций. Ключевая роль экспертного совета, в состав которого входит большая группа независимых от ФРП и Минпромторга экспертов со сложившейся профессиональной репутацией в принятии ключевых решений о выделении займов, снижает вероятность лоббизма и влияние личных пристрастий людей, принимающих участие в распределении средств. В сочетании с относительно небольшими размерами займов (около 200 млн рублей) это приводит к тому, что влиятельные внешние игроки считают продавливание решений через ФРП слишком затратным. «Уникальная для России модель экспертного совета во многом предопределяет качество и устойчивость проектного портфеля фонда», — поясняет Андрей Яковлев.

Авторы также отмечают административную эффективность фонда: информация о его процедурах доступна, критерии участия в программах ФРП немногочисленны и просты для понимания, необходимые документы предоставляются клиентами онлайн, консультационный центр ФРП доступен для потенциальных заемщиков, процедуры фонда по взаимодействию с заявителями постоянно мониторятся и уточняются, в том числе на основе регулярных клиентских опросов.

Результативность работы ФРП обеспечивается также непрерывным мониторингом хода реализации проектов со стороны фонда, в том числе регулярной отчетностью, посещением проектных площадок сотрудниками фонда, возможным обсуждением проектов на заседаниях экспертного совета при значительных отклонениях от соглашения и прямыми финансовыми санкциями при серьезных нарушениях.

Эксперты НИУ ВШЭ считают важным активнее масштабировать опыт фонда как на проектном, так и на программном уровне. Пока ФРП пытается тиражировать успешные проекты в основном на региональном уровне, развивая партнерские отношения с региональными администрациями и региональными ФРП.

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЮТ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БОЛЕЕ МАСШТАБНОГО ПЕРЕНОСА ОПЫТА ФРП В ДРУГИЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ И ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КУРИРУЕМЫЕ МИНПРОМТОРГОМ И МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Программы субсидирования процентной ставки и поддержки инвестиционных контрактов кажутся хорошими кандидатами для пилотирования такого переноса, добавляют они.

Более масштабная поддержка промышленности, по мнению ученых, требует прозрачных процедур ее предоставления и раскрытия данных о предоставленной предприятиям помощи. «Кто и на каких условиях получил средства налогоплательщиков, не должно в общем случае быть секретом», — считают эксперты НИУ ВШЭ. 

Дата публикации: 29.05.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: