Капитализация радости: как развивать креативные индустрии через коллаборацию

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

Коллаборация музыкальной, винной и гастрономической индустрий помогает развивать бренды в этих сферах, которые активно растут в последние годы. Сочетание различных форматов создает для потребителя эмоциональный опыт, который проживается от взаимодействия с брендом и делает любой из брендов сильнее. Эти вопросы обсудили эксперты на паблик-токе   «Русской Медиагруппы» “Creative & Business. Food, Wine & Music”, который прошел в рамках ПМЭФ-2023. 

Модератор сессии, директор по развитию «Русской Медиагруппы» Екатерина Касперович отметила, что три индустрии — музыкальная, винная и гастрономическая — на сегодняшний день стали одними из самых перспективных секторов российской экономики с точки зрения роста.

Екатерина Касперович, фото: Высшая школа экономики

В 2022 году Росстат зафиксировал рост ресторанного рынка на 4,7%. Оборот ресторанов, кафе, баров составил 2,2 трлн рублей. В первом квартале 2023 года российские заведения отбили 87 млн чеков. С уходом зарубежных брендов доля российских вин на рынке превысила 50%. По данным аналитического центра Национального агентства финансовых исследований, хотя бы раз в месяц вино покупают 34% россиян старше 18 лет — это около 52 млн человек. Концерты и другие мероприятия посещают примерно 48 млн человек.

«Коллаборация брендов — это то, что делает их сильнее, создает для них добавленную стоимость. В условиях гиперконкуренции медийная составляющая бренда — это, на мой взгляд, сегодня один из немногих шансов пробиться к аудитории, взаимодействовать с ней, формировать ее лояльность и таким образом увеличивать добавленную стоимость продукта», — считает директор Центра бренд-медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Лавров.

Андрей Лавров, фото: Высшая школа экономики

Он подчеркнул, что именно сочетание различных форматов — музыки, еды и вина — создает для потребителя эмоциональный опыт, который проживается от взаимодействия с брендом и делает любой из брендов сильнее. Например, во время гастротура человек может осмотреть производство, а затем поужинать и выпить бокал хорошего вина в красивом месте под приятную музыку.

Сейчас идет масштабный процесс медиатизации брендов, отметил он. Эту тенденцию и изучает Центр бренд-медиа ВШЭ, исходя из того, что между понятиями «бренд» и «медиа» появляется знак равенства, то есть в определенный момент любой бренд становится медиа.

«За брендом есть история, и потребителю очень хотелось бы, чтобы он немного рассказал о ней. Например, винный бренд может рассказать не только о вине, но и о том, с чем его употреблять, предложить карту ресторанов и подходящую музыку», — пояснил он.

Наталья Малинова, фото: Высшая школа экономики

«Площадка — это место объединения людей, историю пишут люди. Каждый из нас идет за впечатлениями, за эмоциями. Еда, музыка, вино — это все наши эмоции, которые взаимно дополняют друг друга. Невозможно получать эмоции без этих составляющих», — полагает вице-президент ВТБ, коммерческий директор «ВТБ Арена» Наталья Малинова.

Председатель Попечительского совета Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник», вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России, автор книги «Герои новой русской кухни» Игорь Писарский коснулся темы инвестиций.

Игорь Писарский, фото: Высшая школа экономики

«Для того чтобы деньги вливались в региональные коллаборации — а я думаю, что готов вкладывать и шоу-бизнес, и точно виноделы, и, возможно, бизнес в области общепита, — нужна как минимум даже не инфраструктура, а долговременность. То есть фестивали должны проходить из года в год. А это могут гарантировать, как правило, только региональные власти. При поддержке региональных властей, даже не только и не столько экономической, можно затеять несколько красивых историй, которые покажут эффективность такого рода коллабораций», — считает он. 

Лучше всего знакомить молодое поколение с винами через их кумиров, которые представляют винный бренд, отметил продюсер Пашу, гендиректор лейбла Black Star. В качестве одного из успешных примеров он назвал работу поп-звезды Клавы Коки, которая была представителем вин «Абрау-Дюрсо».

Пашу, фото: Высшая школа экономики

При этом очень важно правильно выбрать подходящие друг другу продукт и целевую аудиторию, а также площадку, где это взаимодействие может проходить успешно.

«Любое взаимодействие с молодежью должно идти через легкое касание, через веселье», — подчеркнул он.

Российским виноделам не хватает, чтобы вместо песни «Рюмка водки на столе», появился аналог про вино, заявил управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников.

«В тот момент, когда автор типа Григория Лепса создаст такой музыкальный шедевр, мы сможем сказать, что российское виноделие состоялось, причем стало не просто качественным продуктом, но и общероссийским феноменом», — пояснил он.

Дмитрий Медников, фото: Высшая школа экономики

В целом же речь идет о том, чтобы доставлять людям радость, подчеркнул Дмитрий Медников: «У той радости, которую мы доставляем людям коллективно, есть определенного рода капитализация. И чем больше радости мы приносим людям, тем больше мы капитализируем все те индустрии, которые объединяем».

Завершая мероприятие, Екатерина Касперович отметила, что объединение компетенций виноделия, гастрономии и музыки ведет к росту всех трех индустрий, повышению их доходности и созданию принципиально нового продукта. При этом его создание невозможно без таланта, который трансформирует эмоции и настроение через впечатления и несет новое удовольствие для потребителей.

Перспективы эногастрономического туризма также обсуждались на сессии «Маршрут построен: тренды развития винного туризма». Аналитики рассчитали, что развитие направления в Крыму и Краснодарском крае может увеличить оборот отечественной туриндустрии на 3,4 млрд рублей в год.

По мнению исполнительного директора корпорации «Туризм.РФ» Сергея Красноперова, основными направлениями развития винного туризма являются инвестиционные проекты в двух основных форматах: тематические гостиницы и инвестиционные лоты с интеграцией в уже существующие проекты корпорации, в рамках которых к 2030 году номерной фонд предприятий туриндустрии планируется расширить до 38 тысяч номеров. В качестве пилотного проекта он представил туристический кластер “Wow! Abrau!”, инвестиции в который оцениваются в 23 млрд рублей.

Вице-президент ГK «Абрау-Дюрсо» Ирина Гончарова предложила создать единую российскую винно-туристическую платформу.

Проректор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Елена Диденко подняла тему подготовки специалистов в сфере винного туризма, частью которой должна стать аттестация гидов и экскурсоводов.

Дата публикации: 19.06.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: