Помогать, а не наказывать: реформа госконтроля и надзора позволит снизить социально значимые риски

Фото: iStock
Фото: iStock

В результате реформы контрольно-надзорной деятельности в 2022 году почти в 5 раз сократилось количество проверок бизнеса по сравнению с 2019 годом, когда она стартовала. Идея в том, чтобы создать такую систему, когда каждый предприниматель будет понимать, почему к нему могут прийти с проверкой, и не допускать такого риска, говорят авторы реформы. О том, как она идет и что предпринимается для того, чтобы создать комфортную деловую среду, на правительственном часе в Госдуме рассказал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Достичь этой цели планируется через отмену всех существующих нормативных актов в сфере надзора и контроля и построение современной эффективной системы государственного контроля (надзора). Новая система будет направлена на снижение социально значимых рисков. Работа по ее созданию ведется сегодня в двух направлениях: первое — построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и с учетом необходимости сформировать подход, ориентированный на снижение рисков; второе — установление правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.

Дмитрий Григоренко сообщил, что в результате реформы почти в 5 раз сократилось количество проверок по сравнению с 2019 годом, когда стартовала реформа. По его словам, в 2022 году проведено 339 тыс. проверок — это абсолютный минимум за весь период проводимой реформы. При этом только одно из трех контрольных мероприятий проходило в отношении бизнеса.

Контрольные органы от проверок перешли к профилактическим визитам. В прошлом году их количество составило 560 тыс., превысив число проверок в 1,6 раза. В рамках «регуляторной гильотины» отменены 143 тыс. устаревших требований. Благодаря этому бизнес экономит порядка 200 млрд рублей ежегодно. При проведении проверок обязательно применяется рискориентированный подход. Он предполагает, что контроль допустим только в том случае, когда есть риск нарушения законодательства. На возможность нарушения указывают индикаторы риска. Сегодня федеральные ведомства разрабатывают их для своих видов контроля. До конца года запланирован запуск 190 новых индикаторов.

Фото: iStock

«Идея в том, чтобы создать эффективную систему с критериями и публичными индикаторами, чтобы каждый предприниматель понимал, почему на него могут выйти с проверкой, и поэтому не просто не нарушал правила, но и не допускал такого риска», — пояснил Дмитрий Григоренко.

Вице-премьер также сообщил, что все данные о проверках содержатся в единой цифровой системе. В ней представлена детальная информация о контрольной деятельности в масштабе всей страны.

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что в полную силу реформа еще не заработала. «В принципе, идея неплохая — создать стандарты для бизнеса, чтобы не менять правила игры во время самой игры и облегчить существование бизнеса, поскольку сейчас он находится в очень большой неопределенности», — говорит он. 

По мнению Георгия Остапковича, российские предприниматели — «самые предприимчивые в мире». Они находят разные управленческие схемы борьбы с различными изменениями, а какие-то правила все время меняются. Предприниматели решают проблемы спроса, проблемы недостатка финансов, оборудования. Но когда они попадают в зону неопределенности, «у них опускаются руки, и они сокращают стратегическое планирование своей деятельности — планируют не больше чем на 1–1,5 года». Правительство создаст определенные индикаторы, которые будут работать на постоянной основе. «Таким образом, бизнес будет опираться на эти индикаторы, считая, что они меняться не будут. Тогда и стратегический горизонт планирования может быть увеличен. Насколько это сработает, покажет время, но сама идея видится неплохой», — прокомментировал нововведение эксперт. 

«Вообще, по поводу административного давления законы должны приниматься перманентно, — полагает он. — Нашел что-то лишнее — прими закон или постановление, чтобы убрать внеплановые проверки, а вместо плановых проверок сделать инспекции. Цель таких проверок должна состоять в том, чтобы помогать бизнесу, а не наказывать его».

Дата публикации: 19.07.2023

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: