Максим Решетников: под лозунгом зеленой повестки могут возникнуть новые торговые барьеры

Для России глобальные преобразования, связанные с изменением климата, — это одновременно новые риски и большие возможности. О том, как будет внедряться закон об ограничении выбросов парниковых газов и соответствующая долгосрочная стратегия, когда появятся углеродные единицы и какую выгоду может извлечь Россия от перехода на зеленые рельсы, студентам и аспирантам ВШЭ рассказал министр экономического развития Максим Решетников.

В 2020 году климатическая повестка стала приоритетной для многих стран мира, сказал Максим Решетников, начиная лекцию, которая состоялась в субботу, 9 октября. Для России эта тема также крайне актуальна, подчеркнул министр: из-за северного расположения потепление климата у нас идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете. Наша страна является участником всех основных соглашений, принятых в этой сфере мировым сообществом.

Максим Решетников, © Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В частности, речь идет о Парижском соглашении 2015 года, по которому страны-участники несут общую, но дифференцированную ответственность за изменение климата. При этом механизмы реализации соглашения пока не приняты. Они будут обсуждаться через месяц на конференции в Глазго, рассказал Максим Решетников. Это будет уже четвертая попытка договориться. Три предыдущие не увенчались успехом, так как у стран слишком разные интересы. По его словам, российская сторона проделала большую работу и испытывает осторожный оптимизм по поводу предстоящей встречи.

Европейская программа зеленого курса включает в себя несколько механизмов для достижения углеродной нейтральности, о которой в прошлом году заявили многие страны Европы. Главный из них — CBAM (механизм трансграничного углеродного регулирования), построенный на системе торговли квотами на СО2. Каждое промышленное предприятие получает определенную квоту — собственный предел выбросов. Все, что оно выбрасывает сверх нее, подлежит оплате, а остатки можно продать. До 80% квот распределяется бесплатно, остальное определяет ценообразование на СО2. В среднем цена колеблется в пределах 7–10 евро за тонну.

«Принципы углеродной нейтральности уже сейчас серьезно влияют на международные отношения в части торговли и на всю систему экономических отношений»

Многие производители начали пересматривать свои инвестиционные планы. Например, предполагается, что с 2035 года будет запрещен оборот автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, поэтому уже сейчас крупнейшие европейские концерны отказываются от разработки новых двигателей. Также есть инициатива запретить оборот токсичных металлов и ограничить потребление удобрений на 20%.

Для нашей страны это серьезный вызов, подчеркнул министр. Уже к 2030 году существенно изменится нынешняя структура экспорта. В частности, под угрозой оказалась угольная промышленность. Европейский зеленый курс предлагает сократить уровень потребления угля более чем на 70% к 2030 году от уровня 2015 года.

«Мы сильно опасаемся, что под лозунгом зеленой климатической повестки возникнут новые торговые барьеры. Уже в ходу термин «зеленый протекционизм». Поэтому мы настойчиво призываем коллег выходить с подобными инициативами на международный уровень и, в частности, состыковать их с нормами ВТО», — сказал министр.

Несмотря на то что сейчас климатическая повестка проходит жесткое испытание высокими ценами, в дальнейшем ее влияние будет только усиливаться, уверен Максим Решетников. 

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Между тем она несет и определенные возможности, которые стоит использовать, адаптируя к новым задачам различные отрасли экономики. Очевидно, что при этом большая часть производств потребует серьезной модернизации. Например, будет расти потребление газа — сейчас это самый экологичный вид топлива. Более того, будет развиваться торговля сжиженным газом, и у нас есть большая производственная программа по этому направлению, на реализацию которой запланированы большие инвестиции.

Повестка низкоуглеродного развития откроет и новые рынки, в частности рынок водорода и рынок электротранспорта.

«Тема климата не является для нас новой, это продолжение темы энергоэффективности, которой Россия занималась последние 15 лет. Основным ее побочным эффектом являлось как раз сокращение выбросов СО2. Сейчас мы перезагружаем эту программу, разработали Стратегию долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», — рассказал Максим Решетников.

Для реализации этой стратегии сейчас подбираются мероприятия, которые «за наименьшие деньги обеспечат наибольшее сокращение выбросов», поскольку так или иначе за все зеленые технологии в конечном итоге придется заплатить потребителю.

Кроме того, глава МЭР рассказал о принятом в 2021 году законе об ограничении выбросов парниковых газов. Он предполагает два основных инструмента «мягкого регулирования»: введение с 2023 года углеродной отчетности и запуск механизма климатических проектов, направленных на сокращение выбросов и на увеличение их поглощения. Результатом этих проектов станет эмиссия углеродных единиц.

Правительству еще предстоит проработать нормативную базу и решить организационные задачи.

«Согласно планам, первые углеродные единицы будут введены в нашей стране к середине 2022 года. Спрос на них есть уже сейчас. Главная задача — создать собственную систему и добиться ее признания на международном уровне»

В этом контексте особенно большое значение имеет развитие экосистемы, в первую очередь лесов, так как они поглощают выбросы СО2. «Зеленая повестка очень сильно сыграет на нашу систему лесовосстановления. Под ее воздействием мы сейчас, по сути, переосмысливаем роль российских лесов и подходы к ним», — признал глава МЭР.

Слушателям лекции была предоставлена возможность задать министру вопросы как в офлайн-, так и в онлайн-формате. Аудиторию интересовали темы, связанные с атомной энергетикой, возобновляемыми источниками энергии, предотвращением природных катастроф, а также роль малого и среднего бизнеса в преобразованиях в рамках зеленой повестки.

Отвечая на вопрос, как идет процесс развития системы переработки отходов, возможен ли отказ от одноразовых пластиков, министр сказал, что реализация мусорной реформы проходит сложно, но в целом ситуация улучшается. Сейчас самая актуальная задача в этой области — сделать обязательным использование и переработку вторсырья. Тема очень перспективная, но экономике необходимо к ней адаптироваться. Также привыкнуть к новому порядку должны сами граждане, ведь в конечном итоге расходы лягут и на их плечи. «В Европе другая структура платежей и другой общественный договор. У нас люди только приходят к осознанию и платить пока не готовы. Такой общественный институт можно только вырастить, импортировать его нельзя», — подчеркнул Максим Решетников.

В завершение встречи министр попросил учащихся ВШЭ решить кейс по развитию туристического кластера на Северном Кавказе. По его словам, здесь есть все, за чем едут туристы: пляжи, море, солнечная погода, но не хватает курортной инфраструктуры. Студенты помогут провести анализ действующих баз отдыха и создать кластер современных гостиниц, а также платформ для развлечения и досуга.

Фото: iStock

Дата публикации: 13.10.2021

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: