Оцифровка пациента: как пандемия подстегнула развитие цифрового здравоохранения

Пандемия ускорила процессы цифровизации в здравоохранении во всем мире. Тысячи пациентов записываются на прием к врачу с помощью мобильного телефона, получают результаты исследований по электронной почте и консультируются онлайн. С какими трудностями при этом столкнулись в разных странах и каких результатов удалось достичь, обсудили участники международного семинара «Использование данных электронного здравоохранения для принятия обоснованных решений и повышения качества медицинской помощи в России», который прошел в Вышке.

Организаторами семинара выступили Международная лаборатория исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ, Северный государственный медицинский университет (СГМУ) и Норвежский институт общественного здоровья (НИОЗ). В России цифровизация медицинских записей проводится не так давно, а Норвегия и Великобритания были в авангарде этого направления. Для обмена опытом и новыми знаниями был создан российско-норвежский проект, который объединил специалистов в области электронного здравоохранения, медицинских работников и исследователей. Он стал продолжением другого международного проекта по сердечно-сосудистым заболеваниям, который ученые России и Норвегии проводили в 2014–2019 годах. Об этом рассказал заведующий отделом инновационных программ Центральной научно-исследовательской лаборатории СГМУ Александр Кудрявцев. Массив данных, которые им удалось собрать в рамках изучения причин высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, характерной для обеих стран, позволил организовать динамическое наблюдение за участниками исследования в Архангельске.

«Мы увидели в этом новую возможность для исследования здоровья населения. Было решено дальше развиваться в этом направлении и использовать опыт наших зарубежных коллег: возможности электронных регистров широко используются в ряде стран, таких как Норвегия, Великобритания и др. Надеюсь, что мы разовьем сотрудничество и найдем новые подходы и возможности для улучшения качества медпомощи для более эффективного использования тех данных, которые сейчас рутинно собираются медорганизациями в очень больших объемах», — подчеркнул Александр Кудрявцев.

Норвегия одной из первых перешла на электронное здравоохранение: электронные истории болезни здесь начали использовать еще в 90-е годы, рассказал профессор Норвежского института общественного здоровья Пер Магнус. По его словам, в 2009-м государство приняло решение улучшить коммуникации между специализированными ЛПУ и муниципальными образованиями, а также повысить роль пациентов. Электронное здравоохранение должно было стать ключевым инструментом реализации реформы. Позже был сформулирован ее главный девиз: «Один пациент — единая история болезни». Согласно ему, получить доступ к единой электронной медкарте пациента должен персонал всех медучреждений: врач общей практики, стоматолог, больницы, врачи коммерческих клиник и так далее. Кроме того, определенные разделы электронной медкарты должны стать доступны самим пациентам. «Это очень масштабный и смелый замысел, и мы пока еще только движемся к цели», — отметил профессор.

Директор Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Ольга Кобякова рассказала о цифровых решениях, реализованных в России в связи с пандемией COVID-19. «Пандемия буквально столкнула нас в цифровой мир, в эру цифрового здравоохранения», — подчеркнула она.

По ее словам, самым важным проектом стал реестр переболевших COVID-19. Сейчас он содержит также информацию о вакцинации, данные из дневников пациентов и сведения о возможных осложнениях. Еще один важный проект — создание информационных центров, которые проводят экстренные телемедицинские консультации. На сегодня их было проведено уже более 500 тысяч.

Недавно президент поставил задачу создать программу реабилитации для переболевших COVID-19, напомнила Ольга Кобякова. Для этого необходимо расширить условия диспансеризации и диагностику состояния таких пациентов. Некоторые из них нуждаются в дополнительных углубленных обследованиях и постоянном контроле в связи с хроническими заболеваниями. Было решено объединить реестр COVID-19 и реестр федерального Фонда обязательного медицинского страхования. На основе полученной информации ЛПУ совместно со страховыми компаниями организовали систему регулярных медосмотров и обследований пациентов из трех приоритетных групп. Институт запустил мониторинг этих данных в реальном времени, чтобы своевременно отслеживать состояние здоровья пациентов в динамике.

Кроме того, участники семинара рассказали об опыте использования электронных медицинских карт для исследований в Великобритании и других странах. Так, в Шотландии проводится 25-летнее исследование последствий инфаркта миокарда и инсульта. В Литве для изучения детерминант здоровья населения связали цифровые регистры и записи переписи населения. Таким образом, медицинская информация изучается в совокупности с социологической: место проживания, семья, работа и т.п.

Пер Магнус предложил добавлять в электронные медкарты информацию о вакцинах, полученных человеком в течение всей жизни. Александр Кудрявцев считает, что нужно рассмотреть возможность привязать медкарты к аккаунтам граждан на портале госуслуг, а также внедрить алгоритмы для контроля качества оказания медуслуг.

Цель цифровизации в медицине — не просто создать большую информационную систему и получить обобщающую статистику: на выходе должна получиться система, полезная для клинической практики, для конкретных пациентов, отметил в заключение профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины Дэвид Леон. Это не перевод бумажных бланков в цифровой формат, а принципиальный качественный сдвиг и большие возможности, и пандемия обозначила основные направления дальнейшего развития цифровой медицины.

Фото: iStock

Дата публикации: 18.10.2021

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: