Еда не приходит одна: цифровизация, рост населения и изменение климата заставляют инвесторов менять приоритеты

Сегодня на первый план для инвесторов, помимо технологий, связанных с цифровизацией, выходит все, что относится к производству продуктов питания, полагает профессор ВШЭ Игорь Вдовин. Он провел мастер-класс на тему «Инвестиции в новые и прорывные технологии. Мировые тренды и российские реалии». Мероприятие было организовано кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Вышки.

Игорь Вдовин отметил, что в этом году индексы, отражающие состояние компаний, занимающихся искусственным интеллектом и робототехникой, на 31% обгоняют индекс S&P 500, который включает в себя компании традиционных отраслей промышленности. А крупнейший суверенный фонд в мире — Государственный суверенный фонд Норвегии (NBIM) — продал все активы, связанные с нефтью и газом, и доходность инвестиций в технологический сектор у него сейчас 41% годовых. Эта тенденция — знаковое отражение современного мира, который меняется каждый день, констатировал эксперт.

Внедрение новейших технологий радикально меняет окружающую человека инфраструктуру. Наиболее активно сейчас развивается около трех десятков технологий, рассказал Игорь Вдовин. Среди них виртуальный офис, облачные вычисления, хранение данных, 5G, VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность), машинное обучение, AI (искусственный интеллект), блокчейн, космический туризм, возобновляемые источники энергии и др. Например, по оценке международной организации Climate Bonds Initiative, эмиссия «зеленых» облигаций к 2020 году достигла уже 1,1 трлн долларов, хотя еще в 2012-м составляла не более 3,1 млрд долларов. В 2020 году рынок виртуальных офисов уже достиг порядка 8 млрд долларов и увеличивается темпами не менее 50% в год. «Сегодня практически все корпорации, которые следят за мировыми изменениями, переносят свои офисы в облако», — говорит эксперт.

«Если раньше на то, чтобы увидеть какие-то новые тренды, уходил год, сейчас это происходит в течение недели или даже одного дня»

Не все технологии, в которые сегодня инвестируются немалые деньги, напрямую влияют на повседневную жизнь общества, отметил Алексей Басов, советник по инвестиционной деятельности Российской венчурной компании, участвовавший в мероприятии. Это, например, нано- и различные космические технологии. «Существенные прорывы, которые почувствовал бы на себе каждый житель Земли, там пока не произошли, в отличие, например, от области искусственного интеллекта или интернета вещей», — говорит эксперт. По его словам,  между моментом появления технологии и «точкой входа в прогресс» может оказаться большое расстояние.

«Ничего так не меняет мир, как приближение тех горизонтов, которые пока не все понимают и далеко не все могут осознать», — отметил в свою очередь Игорь Вдовин. Он обратил внимание на то, что особенно много технологических новаций сейчас приходит в сферу питания, так называемый фудтех. В этой сфере наблюдается внедрение наибольшего количества прорывных технологий, которые могут стать заметными для общества в самое короткое время.

«Не все осознают, что через несколько лет население Земли увеличится на 2 млрд человек. Не все знают, что почти все земельные угодья, которые есть в мире, так или иначе распаханы или засеяны и свободных больше не осталось. Не все понимают, особенно любители стейков, что примерно 45% парниковых газов производится животными в сельском хозяйстве», — подчеркнул профессор. Быстрое снижение углеродного следа, на его взгляд, «упирается в кардинально меняющиеся рынки, особенно в области агропромышленности; это касается и еды, и удобрений, и здорового питания и т.д.». Игорь Вдовин уверен, что сегодня агробио, фудтех — новая, интересная и перспективная тема для инвесторов.

С ним согласен управляющий партнер корпоративного венчурного фонда Fuel for Growth ГК «ЭФКО» Андрей Зюзин. По его оценке, сегодня в сфере хайтека огромные деньги инвестируются в R&D — в среднем около 15% от выручки — и только порядка 2% вкладывается в маркетинг. В сфере же традиционных продуктов большая часть инвестиций, наоборот, идет в маркетинг и только около 2% — в научные разработки. «Поэтому сегодня открывается большое окно для стартапов в этой отрасли, которые активно финансируются», — рассказывает эксперт. В этой сфере «сильно выросли чеки» для тех компаний, которые сумели доказать, что делают хороший, правильный, безопасный продукт.

Говоря о фудтехе, Андрей Зюзин добавил, что сегодня у инвесторов появилось понятие синтетической биологии, которая, по сути, становится «второй цифровизацией». Многие компании уже научились воспроизводить биотехнологическим способом огромное количество биоматериалов — около 60% от всего, что можно использовать на рынке питания.

Фото: Высшая школа экономики

Дата публикации: 17.11.2021

Автор: Константин Анохин

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: