Ален Паке: как экономистам научиться разговаривать с политиками и обществом

Переход от теории к практике — одна из главных задач ученых-экономистов. Для этого им важно перевести свои научные разработки с академического языка на язык, доступный политикам и обществу. Как ученому добиться реализации своих идей, рассказал Ален Паке, профессор экономики Школы менеджмента Квебекского университета в Монреале (ESG UQAM), на встрече Клуба экономической политики НИУ ВШЭ.

Главную мысль своего выступления профессор экономики Школы менеджмента Квебекского университета в Монреале Ален Паке отразил в английской фразе Out of the Ivory Tower — «покинуть башню из слоновой кости».

По словам ученого, выход из этой метафорической башни означает переход от теории, на которой сосредоточено научное сообщество, к практическим вопросам. «Ученые иногда оказываются оторваны от реального мира, от реальных проблем, с которыми сталкиваются люди», — констатировал он. Например, экономисты, концентрируя внимание на своих научных интересах, теряют общий язык с политиками, от которых, собственно, зависит практическая реализация таких идей.

Ален Паке предлагает несколько принципов ведения диалога, которые позволяют из академического поля перейти к практике. В частности, он призывает к многоязычности: «Вы должны объяснять свое видение проблемы политикам и обществу иначе, чем в общении с учеными». В этом случае есть шансы реализовать теоретические идеи на практике.

Свою мысль он подкрепил примерами. Один из них — отмена в Квебеке налога на материальные активы, введенного в 1980-е годы. В 1981 году экономика Квебека сильно пострадала от серьезной рецессии, и доход правительства от корпоративных налогов упал, поскольку прибыль компаний была нестабильна. Министр финансов тяготел к кейнсианской школе, рассматривающей экономику в краткосрочном периоде: он снизил налог на прибыль корпораций, но повысил налоговую ставку на стоимость физического капитала.

Поначалу компании никак не могли избежать нового налога, но в долгосрочной перспективе они уже меньше стремились к обновлению основного капитала, в который входили здания и оборудование. Это привело к тому, что доля валовых капиталовложений в Квебеке была на 11,4% ниже, чем во всей стране, а темпы роста реального ВВП — на 19,5% ниже, чем в Канаде в целом.

Фото: iStock

«За неправильными решениями следуют быстрые и долгосрочные последствия, в то время как верные не имеют мгновенного эффекта», — подчеркнул Ален Паке. По словам профессора, он был первым, кто предложил отказаться от налога на физический капитал. Убедить в этом правительство было непросто, многие опасались снижения доходов бюджета. «Однако мы доказали им, что налог демотивировал собственников предприятий к обновлению оборудования», — отметил профессор. В итоге после дискуссий в правительстве и министерстве финансов с учетом мнения депутатов этот налог постепенно сняли с реального сектора.

Второй пример, на который обратил внимание ученый, связан со снижением уровня бедности и повышением мотивации к работе. В Квебеке отдельные лица или целые семьи, не имевшие трудового дохода, могли рассчитывать на программу социальной помощи. Так, в 2021 году семья с одним родителем, не имеющим ограничений для трудоустройства, могла получать до 8496 долларов в месяц. При этом если глава семьи получал должность со средним или низким уровнем оплаты, платил налоги, то после выхода из программы социальной помощи финансовое положение домохозяйства ухудшалось.

Чтобы выправить ситуацию, правительство решило стимулировать трудоустройство не только с помощью увеличения размера минимальной заработной платы, но и посредством необлагаемых налогами выплат людям, которые согласились на рабочие места с низким уровнем зарплаты. Это решение, пояснил Ален Паке, также базировалось на экономической теории: оно стимулировало людей выходить на рынок труда, совершенствовать свои навыки и в результате находить более высокооплачиваемую работу. В конечном итоге это и повысило эффективность экономики и снизило неравенство.

Третий пример — снижение госдолга провинции. Для реализации этой задачи, по словам Алена Паке, был создан Фонд развития Квебека, основными доходами которого стали роялти за электроэнергию, выплачиваемые Hydro-Quebec и частными производителями, доход от индексации цен на электричество, доход от добычи полезных ископаемых, доход от инвестиций и сумма, полученная от налога на алкогольные напитки. Средства фонда шли исключительно на погашение долга и помогли значительно снизить его за несколько лет.

«Мы должны извлекать уроки из происходящего и находить способы для объединения подходов политиков, ученых и чиновников», — подчеркнул ученый. «Не нужно подстраивать обсуждение под вкусы аудитории, но нужно использовать формулировки, понятные коллегам», — добавил Ален Паке.

Фото: Uqam.ca

Дата публикации: 23.11.2021

Автор: стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики ВШЭ Татьяна Вятохо

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: