Нездоровый образ жизни: фитнес-индустрии не хватает тренеров и менеджеров

Непростая ситуация в фитнес-индустрии за последние два года еще больше осложнилась. Клубов становится все меньше, а в оставшихся ощущается острый дефицит квалифицированных сотрудников, особенно в сфере управления. Институт спортивного менеджмента и права Высшей школы юриспруденции и администрирования (ВШЮА) НИУ ВШЭ объявил о запуске новой программы для менеджеров фитнес-клубов.

Объявление прозвучало на круглом столе «Актуальные проблемы фитнес-менеджмента», в работе которого приняли участие руководители фитнес-сетей и эксперты — преподаватели ВШЮА.

До 2008 года порядка 80% фитнес-организаций активно занимались обучением своих сотрудников, отправляли их на курсы повышения квалификации, семинары и конференции, в том числе за границу. К 2014 году таких организаций осталось около 10%. На сегодняшний день ситуация не изменилась, рассказал руководитель направления «ЗОЖ и фитнес-менеджмент» Ринат Хисямов. По его словам, образовательный рынок в сфере фитнеса стал скудным. Количество мероприятий уменьшилось на порядок, программы больше не набирают нужного числа участников. Более того, 50% тех, кто все же приходит обучаться на курсы тренеров, — это клиенты, которые не планируют преподавать, а хотят лишь получить необходимые знания, чтобы добиться результатов для себя лично.

В результате в фитнес-клубах образовался дефицит квалифицированных сотрудников. Даже тренеры, обладающие необходимым набором компетенций, часто недотягивают до высокого уровня профессионализма. Ведь просто хороших знаний тренировочного процесса недостаточно, нужно уметь общаться с клиентом и мотивировать его развиваться в рамках услуг, предоставляемых клубом.

«Профессиональное поведение тренера даже вне тренировочного процесса серьезно влияет на представление клиента о продукте, который он получает. Можно знать много разных фитнес-методик и довести клиента до Олимпийских игр, но при этом регулярно опаздывать на работу, хамить клиентам, сплетничать с ними о компании. Тренер должен понимать, что он представляет фитнес-продукт своего клуба и от качества услуги и сервиса зависит благополучие всей компании», — пояснил Ринат Хисямов.

Обучать этому тренеров и контролировать процесс должен грамотный менеджер. Однако при отсутствии рынка труда в этой отрасли фитнес-клубам сложно закрывать такие ключевые позиции, как линейный менеджер или руководитель фитнес-подразделения. Крупные сети часто сами выращивают своих специалистов, но не все обладают необходимыми ресурсами.

«Нужно четко понимать, что фитнес — это бизнес-услуга. И как любая бизнес-услуга, фитнес-продукт требует эффективного управления. Управленец должен обладать знаниями в сфере формирования ключевых компетенций. В этой области существует очень серьезный дефицит», — подчеркнул эксперт.

Чтобы восполнить этот дефицит, Институт спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ разработал новую образовательную программу «Руководитель фитнес-департамента». 28 преподавателей из восьми городов России подготовили уникальный образовательный продукт, призванный сформировать портфель компетенций управления качественной реализацией фитнес-услуг. Старт занятий запланирован на 3 февраля.

Участники круглого стола согласились, что программа будет полезной и востребованной. В индустрии острая потребность в таких профессионалах, рассказала операционный директор сети фитнес-клубов XFit Ирина Троска. Среди тренеров немало людей с амбициями, но лишь небольшая их часть становятся по-настоящему хорошими управленцами. В то же время многие управленцы пришли из других отраслей. «Очень сложно человеку, который продавал цветы и никогда сам даже не тренировался, объяснить, что такое фитнес-продукт», — отметила она.

Успешному управленцу нужно убить в себе тренера, полагает управляющий сети фитнес-клубов Maximus (Казань) Руслан Миннегалиев. Для достижения хорошего результата менеджеру нужна заинтересованность в общем успехе организации.

Участники обсудили проблему мотивации и зарплатных ожиданий сотрудников. Сейчас каждый клуб выживает сам по себе, а для стабильного развития рынка не хватает общей стратегии, подчеркнула президент Федерации фитнес-аэробики России, научный руководитель программы Татьяна Полухина. Очень важно, чтобы преподаватели обладали высоким уровнем педагогических компетенций и при этом глубокими знаниями в сфере фитнеса. В рамках внутреннего обучения такого уровня достичь не удастся. Программа ВШЭ в этом отношении эксклюзивна, так как большинство преподавателей владеют собственным успешным бизнесом и известны в отрасли. Они расскажут и покажут, как клубу или сети клубов создать успешный фитнес-продукт.

Фото: iStock

Дата публикации: 19.01.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: