«Если бы братья Гримм работали с хакасским фольклором, их сказки были бы интереснее»

Если изучить мифы и легенды разных народов, то выяснится, что западноевразийская и древнегреческая традиции оказываются близки к индо-тихоокеанскому миру, а не к Сибири. На очередном семинаре Международного центра антропологии НИУ ВШЭ “Homo sapiens historicus” заведующий отделом этнографии Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Юрий Березкин представил доклад «Бореальная общность и восточносибирский клин».

Он рассказал, что специалисты музея собирали мифы на всех континентах, найдены в общей сложности 70 000 текстов. Они объединены примерно в 1000 традиций — крупных массивов преданий, связанных с определенными этническими группами. Их изучение позволяет выявить связи Северной Америки с Северо-Западной Евразией и Южной Америки — с Микронезией.

Обработка электронного каталога фольклора и мифологии мира, включающего многие тысячи текстов, записанных в Европе и Азии, позволила выявить параллели между традициями Западной Евразии и Америки, в частности индейцев Великих равнин, которые отличаются от нарратива Восточной Сибири. Среди западноевразийско-американских мотивов значительную часть составляют эпизоды приключенческих повествований. Напротив, среди параллелей между традициями индо-тихоокеанской окраины Азии и Америки преобладают мифологические мотивы, имеющие, вероятно, древнее африканское происхождение.

Если изучить мифы и легенды разных народов, то выяснится, что западноевразийская и древнегреческая традиции оказываются к индо-тихоокеанскому миру ближе, чем сибирские мотивы. Например, миф о Пасифае, жене царя Крита Миноса, которая сошлась с быком, имеет аналоги в Америке и в неарийской Индии. История, где Фаэтон опрокинул доверенную ему колесницу, также популярна в Северной Америке. А среди индейцев бытуют мифы, похожие на миф о Прокрусте. У североамериканских индейцев есть также сюжет, схожий с историей об ахиллесовой пяте. В американском варианте мифа об одноглазом великане Полифеме герой не ослепляет его, но бежит из пещеры, а в Казахстане у великана разбрелись животные.

Миф о Прокрусте, фото: Wikimedia Commons

Одновременно близки мифы о происхождении культурных растений в Африке, Индонезии и Южной Америке. Любое совпадение может быть случайным, но близость или даже одинаковость многих мотивов требует объяснений, отметил Юрий Березкин. Ученый предполагает: американская мифология отражает набор мотивов, появившихся ранее в Евразии, но не всегда сохранившихся.

Речь идет не только о древнегреческой мифологии. В Западной Евразии есть традиции, которые присутствуют в Америке и Передней Азии и отсутствуют в Сибири. Например, сюжет падения Икара есть в кельтском варианте и персидском эпосе «Шахнаме». Приключенческие мифы индейцев Северной Америки близки традициям жителей Саян и Прибайкалья. Однако такие сюжеты не характерны для этих мест, они чаще проявляются в Европе и отчасти в Центральной Азии.

Раньше ученый предполагал, что такие отличия объясняются одной из волн заселения Нового Света. Известно, например, что тувинцы похожи на американских индейцев. Однако, если вернуться к генетике и истории расселения древнего человека, выяснится, что Homo sapiens появились в Африке и вышли из нее на новые территории около 50 000 лет назад. Оказавшись в Передней Азии, они отправились на восток — в Азию и Австралию — и на север — в западную и северную Евразию. Изучение останков обитателей стоянки на нижней Яне (река в Якутии) показало, что они были ближе к тогдашним европейцам. Есть также таримские мумии, среди которых исследователи обнаружили тело женщины европеоидной внешности. Древние жители севера Синьцзяна — северо-западной территории современного Китая — похожи на афанасьевцев (южносибирская археологическая культура энеолита, III–II века до н.э. — Ред.), бежавших из Поволжья и заселивших Хакасию. Они также скорее восходят к первичному западному потоку. «Очень похоже, что первое северосибирское население — это первые пришедшие туда “сапиенсы”, представители западного потока расселения из Африки, в отличие от восточного, отправившегося по берегу Индийского океана», — считает Юрий Березкин.

«Тохарские доноры», со светлыми волосами и светлым цветом глаз, фреска VII века н. э., Кизил, Таримский бассейн, Синьцзян, Китай, источник: Wikimedia Commons

Это обстоятельство, полагает ученый, отражает сложившийся континуум от Атлантики до Чукотки и до Америки, заселение которой началось 15–16 тысяч лет назад. Когда проникли на это пространство предки нынешних сибирских народов, пока неясно. По всей видимости, смена населения Сибири произошла в начале и середине ледникового периода, предполагает Юрий Березкин. Этот процесс расколол прежнюю общность, и там возникла новая мифология, отличающаяся от европейской и американской.

Так или иначе, по многим мифам, по месту женщины в повседневном мире, а также по отношению к гендеру и сексу Европа ближе к индо-тихоокеанскому ареалу, чем к Сибири. По мнению Юрия Березкина, приключенческих героических повествований не было в первоначальной мифологии, они возникли во время заселения Евразии и Америки. Эти мифы достигли также Центральной Азии, но не Африки и Южной Америки. Такой результат, полагает ученый, определен процессом расселения после выхода Homo sapiens из Африки и появлением в Сибири монголоидного клина, отделившего Евразию от Америки. В нем был создан свой яркий фольклор. «Если бы братья Гримм работали с хакасским фольклором, их сказки были бы интереснее», — полагает он.

Отвечая на вопрос портала HSE Daily, ученый негативно оценил версию «альтернативной истории», предполагающую заселение Центральной Америки славянами и славянское происхождение средневековых государств региона.

Старший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ Альберт Давлетшин поинтересовался отличиями в фольклоре восточного потока переселенцев из Африки. По мнению Юрия Березкина, в нем нет сказки в привычном смысле этого слова, кроме того, вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры там не появлялось новых мотивов и традиций. Это характерно и для мифологии переселенцев в Австралию. Напротив, на севере Америки и на юге Индокитая отмечаются динамичные изменения, возможно вызванные встречей Homo sapiens с неандертальцами. В материалах с Аляски, имеющих уникальную ценность, описаны ритуалы, похожие на ритуалы жителей Южной Америки и Гвинеи. Однако, отметил ученый, процесс заселения Америки пока недостаточно изучен.

Старший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ Дмитрий Беляев поинтересовался отличиями в двух потоках миграции в Америку. По мнению докладчика, два основных потока населения из Африки сначала имели общие традиции, но впоследствии стали различаться, причем восточная ветвь явно слабее. Представители восточного потока африканской традиции оказались в области Чако (труднодоступные районы на границе Боливии и Парагвая), на юго-западе Колумбии и на Огненной Земле.

Юрий Березкин подчеркнул, что антропологи в своей работе активно используют реконструкции, однако им нужно учитывать, что гипотеза должна быть детально обоснованной. По мнению ученого, необходимо сочетать скрупулезные раскопки древних памятников на небольшой площади для сбора деталей быта и повседневной жизни и широкие раскопы, позволяющие исследовать социальную структуру древних обществ.

Модератором мероприятия выступил директор Международного центра антропологии НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко.

На фото: иллюстрация к героическим сказаниям хакасов, автор: Ричард Субраков / hnkm.ru

Дата публикации: 23.03.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: