Специалист по зарубежному регионоведению должен сочетать глубокое знание региона с междисциплинарной подготовкой, уметь видеть роль страны в региональном контексте. Что еще должен уметь регионовед? Департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ провел встречу с заведующей кафедрой Тихоокеанской Азии школы региональных и международных исследований Восточного института ДВФУ Дианой Владимировой.
Модератор мероприятия, заместитель руководителя департамента зарубежного регионоведения Евгений Канаев подчеркнул: для подготовки профессионалов важно различать специфику работы международников, регионоведов, политологов и экономистов, выделять акценты их обучения.
«В чем “добавленная стоимость” регионоведа? Если человек занимается японо-китайскими торговыми отношениями, он кто — экономист, регионовед, политолог или историк?» — поделился размышлениями Евгений Канаев. Ответить на эти вопросы необходимо, чтобы понять, как готовить конкурентного специалиста.
Диана Владимирова рассказала, что кафедра организована в 2011 году, тогда же заработала программа зарубежного регионоведения. Его изучение как отдельной дисциплины началось в 2000-х годах, но часто студентам читали те же курсы, что и на направлениях востоковедения и африканистики. Студенты недоумевали: чем в таком случае отличается регионоведение? Это междисциплинарное комплексное направление, объясняют им преподаватели. Мы стараемся научить студентов смотреть на предмет более широко, анализировать регион, а не отдельную страну, говорит завкафедрой. Так, чтобы они могли рассмотреть роль страны в региональном контексте, например, как экономическое развитие Китая влияет на региональное развитие в целом, каковы взаимосвязи, добавила она.
Речь идет об изучении огромного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона, включающего не только страны Азии, но также США и Канаду. В исследованиях внимание сосредоточено на Китае, изучаются также Индия, Корея и Юго-Восточная Азия. Однако обучение сопряжено с рядом трудностей: если не набирается группа из 15 человек, студентов приходится переводить на другие специальности, например на перевод. Такие проблемы встречаются, в частности, с изучением тайского, вьетнамского и некоторых других языков.
«Мы хотим, чтобы регионоведение не ограничивалось страноведческим подходом, характерным для прежнего периода. Мы стремимся, чтобы каждая страна зазвучала в рамках макрорегиона или небольшого региона, например Восточной или Северо-Восточной Азии», — пояснила Диана Владимирова.
По словам Дианы Владимировой, учебные планы удалось пересмотреть не сразу — нужно было встроить изучение языков, истории, культуры и экономики отдельных стран в более широкий контекст макрорегионов.
Подготовка регионоведов требует регулярного обновления программ, что встречает сопротивление преподавателей, которым приходится составлять обширные и сложные учебные планы. Впрочем, молодые преподаватели горят на работе, хотят развивать направления, с удовольствием ищут что-то новое.
И в 2021 году в курс обучения был введен предмет «Экологическое, социальное и корпоративное управление». Для обновления подходов к дисциплине и налаживания сотрудничества с зарубежными учеными ДВФУ пригласил лекторов из университетов Японии и Чехии. Студентам также предлагается прослушать дополнительные бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других ведущих университетов, например о процессах урбанизации в странах Восточной Азии.
Завкафедрой подчеркнула, что очень большое внимание уделяется изучению языков. Студенты, специализирующиеся на Северной Америке, изучают в качестве второго языка французский, испанский или один из восточных. Большинство выбирают китайский, и университету приходится изыскивать ресурсы для того, чтобы предоставить эту возможность всем желающим. Впрочем, в последний год неожиданно большая часть будущих специалистов по Восточной Азии в качестве первого языка выбрали корейский. Бакалавры изучают также историю, этнологию, пространство культуры, экономическую географию всего региона.
Фото: iStock
Бакалаврам предлагаются проекты двух типов: научные по регионоведению и проекты по трансляции регионоведческих знаний. В частности, студенты участвовали в подготовке цикла о современной культуре и искусстве стран Северо-Восточной Азии. Диана Владимирова рассказала, что один из проектов посвящен консультациям начинающих бизнесменов, желающих открыть свое дело в разных регионах. «Консультировали даже китайский бизнес в Австралии, объясняли, как туда войти. Таких студентов немного, но они есть», — сказала она.
В магистратуре введены новые дисциплины, например, совместная работа с японским частным университетом Токусихан по направлению «Азия в XXI веке» предполагает изучение взаимодействия стран Северо-Восточной Азии с государствами АТР. Также появился курс по дальневосточным цивилизациям. Преподаватели чешского университета читают курс поведенческой экономики.
Руководитель департамента зарубежного регионоведения ВШЭ Ольга Волосюк обратила внимание на то, что многие дисциплины, изучаемые международниками, политологами и экономистами, пересекаются. Важно выбрать акцент преподавания, но при этом не ограничивать студентов в освоении параллельных курсов, полагает она. В частности, студенты-международники высоко оценили курс регионоведения.
Руководитель департамента также поинтересовалась, предполагает ли комплексный междисциплинарный подход изучение философии, права, культуры и искусства региона. По словам Дианы Владимировой, восточную философию и особенности восточной цивилизации изучают в рамках факультативной дисциплины. Кроме того, студентам предлагается курс истории российско-китайских отношений, в котором рассматривается не только взаимодействие этих стран, но и их влияние на ситуацию в регионе и отношения между другими государствами.
На кафедре также пересмотрели изучение миграционных процессов в регионе, в курс добавили и изменение культурной среды под влиянием миграции.
Фото: iStock