Персонализированное образование: какие запросы выдвигают школы

Цифровизация школ идет достаточно быстрыми темпами, что подтверждают мониторинги, проводимые Вышкой. Но за абстрактными цифрами скрываются реальные проблемы, и все чаще требуются более конкретные решения и человекоцентричный подход. Об этом шла речь на круглом столе в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

На мероприятии был представлен доклад «Измерение перехода школы к цифровой трансформации образования: опыт, трудности, результаты и возможности».

Доцент департамента образовательных программ Института образования Иван Карлов рассказал, что проект по мониторингу цифровой трансформации школ реализовывался по заказу Министерства просвещения РФ в течение последних трех лет. Он проходил во всех регионах и затронул очень большое количество образовательных организаций. Следующим шагом стал вход в стратегический проект «Цифровая трансформация» программы «Приоритет-2030».

«В рамках этого проекта мы постарались провести рефлексию накопленного опыта, понять, что мы уже сделали и куда двигаться дальше. С другой стороны, мы выносим в общественное пространство проблемы, которые нам кажутся важными. Кроме того, наша цель — расширение контекста, то есть не просто сбор, но и работа с полученными данными, использование результатов измерений для управления процессами цифровой трансформации», — пояснил он.

Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования Кирилл Савицкий рассказал про концепцию умной школы — среду, в которой формируются умные образовательные системы управления и поддержки. В подразделении создали библиографию для образовательных организаций по самым разным моделям внедрения цифровой трансформации.

«Мир усложняется, и если двадцать с лишним лет назад мы говорили про то, что оценивать нужно образовательный эффект, технологию и управление, а семь-восемь лет назад — о том, что нужно оценивать обучение, дизайн и вовлечение, то сейчас появляется масса новых факторов, которые, с одной стороны, можно оценить, а с другой — они сами оказывают существенное влияние на весь процесс трансформации», — отметил он.

При этом возникает риск остановиться на абстрактных цифрах, добавил эксперт. Но сейчас все чаще возникают запросы на персонализированную организацию образовательного процесса, когда требуются более конкретные решения и человекоцентричный подход.

Научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Ирина Дворецкая рассказала о методике и механике мониторинга. По ее словам, переход с одного этапа цифровизации на другой может быть задачей достаточно простой, решаемой в ближайшей перспективе, а может занять годы. При этом довольно существенными оказываются такие «неочевидные моменты», как, например, наличие у школ дополнительных средств, времени у учителей и необходимой поддержки со стороны системы образования.

В докладе «Измерение перехода школы к цифровой трансформации образования: опыт, трудности, результаты и возможности» обсуждаются ключевые подходы к измерению процессов перехода к цифровой трансформации школ. Детально рассматриваются вызовы, стоящие перед системой образования, с учетом разработанного инструментария и проведенных пилотных мониторинговых исследований, а также в перспективе организации мониторингового обследования цифровой трансформации общеобразовательных организаций для повышения качества школьного образования. Доклад опирается на результаты, полученные Институтом образования НИУ ВШЭ в области разработки, проведения и совершенствования методологии и практики мониторинговых обследований школ. Полностью ознакомиться с докладом можно по ссылке.

Фото: iStock

Дата публикации: 19.04.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: