Анна Федюнина: двигателем шеринг-экономики в России станут домохозяйства

От офисов и автомобилей до смартфонов и мебели — в шеринговый оборот может быть пущено почти всё. Бизнес в пандемию приучен больше думать об издержках: у домохозяйств, чьи доходы оказались под давлением, появились новые основания корректировать свои бюджеты. О том, какие модели шеринг-экономики подойдут России, HSE Daily рассказала Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ

Базовое условие развития шеринг-экономики — качественный доступ к интернету, который позволяет продавцам и потребителям товаров и услуг встречаться на платформах. Мне представляется, что развитие шеринг-экономики в мире можно связать с некоторыми моделями и, соответственно, факторами. 

Первая модель — туризм как драйвер шеринг-экономики. Так, например, в рейтинге развития шеринг-экономики Timbro лидируют небольшие (часто островные) государства с развитым туристическим сектором, вокруг которого выстроены цифровые платформы (аренда недвижимости, транспорта, экскурсий), — Исландия, острова Теркс и Кайкос, Черногория, Мальта и Новая Зеландия. Для справки: Россия в этом рейтинге находится на 105-м месте, между двумя очень маленькими островными государствами — Сан-Томе и Принсипи и Американским Самоа. Правда, еще ниже в рейтинге расположены, например, Австрия (115-е место) и Словакия (177-е место). 

Вторая модель — повышение качества жизни, комфортного и осознанного потребления как драйвер шеринг-экономики. Так, например, в рейтинге Sharing Economy Index 2021 Таллин признан самым дружелюбным городом в сфере шеринг-экономики за мягкое регулирование в сфере шеринга автомобилей, недвижимости, доступности электроскутеров. Эстония в целом известна бурно растущей цифровой экономикой, в том числе шеринг-экономикой: в стране даже существует приложение для карпулинга поездок детей. 

Наконец, третья модель — шеринг-экономика как возможность пользоваться товарами и услугами, не тратясь на их покупку, а также как возможность получать дополнительный доход, сдавая предметы в аренду. Если посмотреть на шеринг-экономику таким образом, то можно увидеть, что лидируют страны с невысоким уровнем доходов. Так, по опросу Statista, доля респондентов в Китае и Бразилии, которые готовы арендовать автомобиль, велосипед или спортивные снаряды вместо того, чтобы покупать, в два раза выше, чем в США. В Китае также значимо выше доля тех, кто готов арендовать даже смартфон, мебель и предметы быта. И эта третья модель наиболее отражает российскую.

Фото: iStock

Представляется, что в текущих условиях, когда реальные доходы населения испытывают давление и, судя по большинству прогнозов, сократятся в этом году, так и не успев восстановиться после пандемии, шеринг-экономика в России продолжит развиваться. 

Ее развитие прежде всего будет проходить в C2C-сегменте, самом крупном сегменте российской шеринг-экономики. Домохозяйства будут корректировать свои бюджеты, обращаться к продажам ненужных вещей и, напротив, к сокращению расходов на покупку новых товаров. Также следует ожидать расширения шеринга транспортных средств, в том числе велосипедов и самокатов. Это не только и не столько способ сэкономить, это еще и модный вид перемещения, особенно популярный в больших городах с загруженным трафиком. В бизнес-сегменте следует ожидать, что малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели также будут менять структуру расходов и переходить на более гибкие модели. Это, вероятно, приведет к росту шеринга офисов и рабочих пространств, росту популярности краудфандинговых проектов. В целом для бизнеса вряд ли стоит ожидать каких-то резких изменений — пандемия уже приучила предпринимателей больше думать об издержках, работать с сотрудниками удаленно и на условиях более гибких контрактов. 

Однозначно будут происходить сдвиги с точки зрения доступных форматов и возможностей шеринг-экономики. Экономическая нестабильность — это всегда возможность для предпринимателей, а также для тех, кто потерял работу или хочет сменить вид деятельности. Следует ожидать появления новых решений для шеринг-экономики, основанных на передовых цифровых технологиях. В России, как известно, высок потенциал для создания стартапов: возможно, завтра мы узнаем о новых решениях, о которых сегодня даже не думали.

Шеринг-экономика, или экономика совместного потребления, — бизнес-модель, когда с помощью технологий и онлайн-платформ можно обмениваться активами, которые их обладатели не используют. В качестве активов могут быть товары и услуги и даже навыки, в качестве инструментов — бартер, аренда. Идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Широкое распространение получили каршеринг, фудшеринг, развиваются системы обмена путешествиями, бытовыми вещами.

Фото: Высшая школа экономики

Дата публикации: 25.04.2022

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: