Человеческий потенциал, инновации, финтех: как будет развиваться евразийская интеграция

США пытаются сформулировать новую внешнюю политику на фоне поиска новой самоидентичности. Во главе угла – восстановление доминирования в мире в том числе за счет «зеленой» повестки.  В отношениях с Россией установился стиль управляемой конфронтации. Международной политике Вашингтона была посвящена экспертная дискуссия в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Модератор сессии, заместитель директора Центра комплексных европейских и мировых исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ Дмитрий Суслов предложил обсудить не только перспективы, но и первые итоги внешней политики президента Джо Байдена (29 апреля исполнится 100 дней со дня его инаугурации – прим. ред.). Всеобъемлющее возвращение к прежней «нормальности» вряд ли возможно, считает он. При этом по ключевым направлениям внешняя политика администрации Байдена похожа на проводившуюся при Трампе, полагает Дмитрий Суслов. Это касается отношений с Китаем, международной торговли, продолжения политики санкций, применения военной силы и военного присутствия в других странах.

«Недавняя перебранка в Анкоридже и интервью Байдена с оценкой российского президента не являются проявлением нормальности», – считает Дмитрий Суслов.

Директор Центра перспективных американских исследований МГИМО Максим Сучков полагает, что на новую администрацию и доктрину ее внешней политики влияют внутренние проблемы США, обострение противостояния либерального и консервативного лагерей. По его мнению, борьба за спасение демократии может привести к принятию нового Патриотического акта (USA Patriot Act; закон 2001 года, который дает правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами – прим. ред.), а также к усилению цензуры, формированию «нелиберальной демократии».

Во внешней политике новая администрация стремится восстановить американское доминирование, усилить роль американских фармацевтических компаний в процессе борьбы с коронавирусом. В числе главных целей – перезапуск глобализации на условиях доминирования американских стандартов в сфере «зеленой» энергетики. Максим Сучков считает, что ее действия в значительной мере напоминают действия администрации президента Гарри Трумэна после Второй мировой войны, при том что Белый дом сейчас пытается ограничить Китай. Россия не является центральным элементом американской внешней политики, но присутствует в ее внутриполитической повестке и

«Возможно ли, чтобы США позволили себе формирование мирового порядка без гегемонизма, совместно с другими центрами? Возможна ли золотая середина?», – поинтересовался Дмитрий Суслов. «Возможна, но не при этой администрации. Условия для изменений созрели, попытка соединить гегемонизм и изоляционизм толкает США на путь быть первыми среди равных», – ответил Максим Сучков. Хоронить США, утверждать, что они увядают, рановато, добавил он.

Научный сотрудник ЦКЕМИ Лев Сокольщик исходит из того, что на внешнюю политику США влияет разное понимание американской идентичности республиканцами и демократами. Пандемия изменила суть проблем безопасности для большинства стран, она перенесла приоритеты на задачи внутреннего развития и улучшения здравоохранения. Коронавирус высветил проблемы медицинского обеспечения и его неравенства в США.

«США переживают сложнейший период своей истории, пока неясно, к чему приведет перестройка политической и электоральной системы».

Налицо усиление крайних точек зрения и ослабление центристов, рост расовых противоречий и распад двухпартийного консенсуса. Отмечается также рост неравенства, от которого особенно страдают национальные меньшинства, говорит Лев Сокольщик. По его мнению, сейчас важно приспособить американскую идентичность к новым реалиям, изменению роли других действующих лиц.

Рассуждая о намерении США запустить новый этап глобализации за счет «зеленой» повестки, Лев Сокольщик выразил мнение, что она будет в том числе выполнять роль рычага воздействия на Китай и развивающиеся страны, где расположено большинство «грязных» производств. Кроме того, «зеленая» повестка означает создание новых рабочих мест и ускорение модернизации инфраструктуры.

Новая администрация стремится восстановить влияние США в многосторонних форматах, укрепить сотрудничество с союзниками в ключевых регионах. Объединительной основой сотрудничества с Европой будут повестка ценностей и прав человека. Вашингтон активизируется и на постсоветском пространстве, страны СНГ возвращаются в сферу его внимания.

Доцент департамента политологии и международных отношений ВШЭ в Санкт –Петербурге Ксения Максимовцова сравнила правительственную риторику и реакцию некоторых средств массовой информации России и США на американские санкции весны 2014 г. и введенные в начале 2021 г. Она пришла к выводу, что риторика представителей российской власти стала агрессивнее и эмоциональнее по сравнению с весной 2014 г.

Сотрудник научного центра Rand Corporation Сэмюэль Чарап высказал мнение, что в отличие от администрации Трампа, новое руководство США заинтересовано в стратегической стабильности и немедленно возобновила с Россией переговоры по ее восстановлению. Вашингтон подчеркивает коллективную ответственность США и России за глобальную безопасность, включая изменения климата и ядерные вооружения. США принимает многие пункты российской позиции, что делает диалог содержательным. Проблема двусторонних отношений, по мнению Сэмюэля Чарапа,  заключается в уверенности значительной части политиков обеих стран в неизбежности трансформации государства-оппонента, что снижает стремление к компромиссу.  

Дмитрий Суслов отметил, что сейчас как республиканцы, так и демократы пытаются использовать российский фактор во внутриполитических целях, что ослабляет перспективы сотрудничества. Однако в отличие от последних месяцев правления Трампа, когда общая проблематика свелась к нулю, сейчас, несмотря на отсутствие позитивных ожиданий с обеих сторон, появляется возможность избирательного взаимодействия по узкому кругу вопросов.

Большая гомогенность новой администрации придает стабильность повестке сотрудничества. Усиление многосторонности американской политики сужает свободу маневра российской политики в отношении Европы, но одновременно создает дополнительную повестку дня по многосторонним вопросам, в том числе по вопросам климата и Арктики.

Россия и США сохраняют механизм деконфликтинга и недопущения перерастания игры мускулами в реальный конфликт, который не отвечает интересам администрации Байдена. Так, она не заинтересована в военной эскалации в Донбассе, но усиление риторической поддержки Украины дает возможность Киеву попытаться продвинуть свою повестку.

Российско-американские отношения остаются остро конфронтационными, но сохранение управляемой конфронтации лучше неуправляемой

Дмитрий Суслов полагает, что сейчас партнеры пытаются выработать правила игры, правила применения мер друг против друга. «Несмотря на конфронтацию, я вижу осторожно позитивную динамику», – добавил он. Преодоление проблем возможно либо через фундаментальные изменения внутри США или России, либо через изменение глобальной ситуации. Пока это не просматривается в краткосрочной перспективе, важно этой конфронтацией управлять, резюмировал эксперт.

Дата публикации: 07.09.2021

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: