По оценкам экспертов криптоиндустрии, за первые пять месяцев 2022 года оборот рынка невзаимозаменяемых токенов (NFT, non-fungible token) превысил 37 млрд долл. Если динамика сохранится (сомнений в этом немного), то по итогам года оборот этого сегмента цифровой индустрии превысит и прошлогодний показатель и наверняка превзойдет объем торгов традиционным искусством, который в прошлом году составил 50,9 млрд долл. NFT сегодня изучают в университетах, ими занимаются искусствоведы, а теперь в этих токенах выдают профессиональные премии.
На стартовавшей в Нижнем Новгороде 1 июня седьмой ежегодной конференции ЦИПР — «Цифровая индустрия промышленной России» (в ее работе приняла участие проректор, куратор цифрового блока ВШЭ Елена Одоевская) технология NFT обсуждалась много и в разных форматах. Только в первый день прошло две публичных дискуссии на эту тему.
Сначала эксперты обсудили то, как метавселенные NFT создают новую реальность и включают в нее все — от домашних питомцев до покупок в магазине. А затем прошла дискуссия «NFT: от большого искусства до хайпа». Эксперты сошлись на том, что о хайпе говорить уже не приходится — NFT превратился в бизнес и явление искусства. Евгения Плотникова, cоснователь образовательного сообщества NFT CONF, уверена, что революция NFT состоялась «еще вчера», и отметила, что рынок NFT обходит по объему рынок традиционного искусства. «Мы уже живем в новой реальности», — считает она.
Настоящий взрыв популярности NFT произошел в прошлом году. 11 марта 2021 года цифровой художник Майк Винкельманн (Beeple) продал свою работу «Everydays: the First 5000 Days» за 69,34 млн долл. И попал в тройку самых дорогих из ныне живущих художников. В игровой индустрии прорыв помогла совершить Axie Infinity студии SkyMavis. Разработанная еще в 2018 году игра, в которой пользователи покупают цифровых NFT-питомцев, разводят их, торгуют ими, проводят бои и одновременно инвестируют и зарабатывают на этом, в июле 2021 года по обороту превысила все криптовалюты, включая Ethereum и Bitcoin.
«Благодаря кейсу Axie Infinity все остальные задумались: может, блокчейн-игры — это не фигня, наверное, что-то в этом есть», — сказал основатель и руководитель SundayGames Сергей Копов, выступая на круглом столе, проведенном Центром развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. «У нашего инвестора терпение закончилось в конце 2019 года, у этих ребят инвесторы были покрепче, и они дожили до 2021 года. Сейчас настал их час удачи и успеха», — добавляет он. Его студия сейчас работает над схожими проектами. Сейчас, отмечают эксперты, в сферу NFT пришли крупные институциональные инвесторы с большими финансовыми ресурсами, тогда как еще недавно в этой сфере работали небольшие команды.
Привлекательность NFT для креативной индустрии в том, что они помогают сохранению авторских прав на любой цифровой объект, который был приобретен подобным образом, считает студентка Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета Екатерина Семенова, выступившая на I Международном форуме молодых исследователей креативной экономики в НИУ ВШЭ. Например, тот, кто купил работу Beeple, может не иметь его в физическом варианте, но являться единственным обладателем прав на данную картину.
В то же время, сами создатели NFT стали сталкиваться с претензиями к своей деятельности в реальном мире. Самым громким случаем стал судебный иск от компании Hermes из-за цифровых изображений своих сумок Birkin. Художник Мэйсон Ротшильд делает и продает NFT-копии, считая их произведением искусства. Модный дом хочет получить от него часть вырученных от продажи токенов денег, но сделать это будет трудно.
«В данном случае непонятно, чем являются NFT-токены — искусством или цифровым активом, цифровым товаром. Основной аргумент, который Hermes будет использовать — нарушение прав на товарный знак Birkin и, возможно, на какое-то изображение сумки, также зарегистрированной как товарный знак. Когда говорят "нарушения товарного знака", все-таки имеют в виду, что кто-то создал продукт, который ввел потребителя в заблуждение, и он купил сумку, думая, что это Birkin. Здесь речь идет даже не о продукте, а об изображении сумки. И будет довольно сложно доказать, что за счет того, что человек купил картинку, у него потерялась необходимость приобретать саму вещь», — прокомментировал радио «Ъ FM» заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ Роман Янковский.
Фото: medium.com
В России в формате NFT впервые будет вручена профессиональная отраслевая премия. Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) решила наградить победителей новой премии в области репутационного менеджмента персонализированными цифровыми арт-объектами с 3D-изображением Ленты Мёбиуса. Каждый мультимедийный файл будет зарегистрирован в формате NFT. Благодаря связанным с токенами смарт-контрактам обладатели наград смогут экспонировать их без ограничений в виртуальном и физическом пространствах, а также поставить на корпоративный баланс в качестве нематериального цифрового актива.
«Интенсивное развитие оборота цифровых активов и способы их легализации — в числе самых горячих тем современной экономики. На примерах компьютерных игр, цифрового искусства, проектов по созданию «метавселенных» мы наблюдаем процесс стирания границ между виртуальным и физическим мирами. Сближение этих миров ведет к фундаментальным изменениям общественных отношений и коммуникаций. Наша задача — исследовать возможности новых технологий для повышения эффективности коммуникаций. Решение вручать Премию РАСО в виде NFT-актива, как нам кажется, полностью отвечает этой задаче», — сказал Олег Полетаев, первый вице-президент РАСО, руководитель оргкомитета проекта.
NFT-награды будут выпущены с помощью российской блокчейн-платформы WavesEnterprise. Они станут первым проектом в рамках нового корпоративного сервиса по выпуску и обращению невзаимозаменяемых токенов. Waves Enterprise планирует официально запустить свой NFT-сервис на рынок в течение лета. Артём Калихов, СЕО Waves Enterprise, отмечает, что за прошедший год NFT стали неотъемлемой частью не только криптомира, но и зарекомендовали себя как важная технология для бизнеса, в том числе для решения маркетинговых и коммуникационных задач.
В отличие от кейса с сумочками Birkin, в РАСО сразу структурировали свои NFT-премии по российскому законодательству. «Сегодня уже существует различные правовые модели реализации подобных проектов. Модели по передаче таких активов определяются в зависимости от объекта, к которому предоставляется доступ через токен. В данном случае к передаче NFT следует применять положения ГК РФ о цифровых правах и объектах интеллектуальной собственности», — пояснил Александр Журавлёв, управляющий партнер юридической компании «ЭБР», осуществляющей юридическое сопровождение проекта.
В Вышке тема NFT активно изучается исследователями и студентами. В апреле этого года подвели итоги конкурса командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива». Всего на конкурс поступило 22 коллективные заявки от студентов 20 различных образовательных направлений Вышки из всех четырех кампусов. Конкурсная комиссия одобрила 17 междисциплинарных проектов, которые будут реализовываться до декабря 2022 года. Одним из победителей стал проект «Цифровые тренды в юриспруденции: смарт-контракты и NFT», инициированный студентами, которые обучаются по направлениям право, история искусств и компьютерная лингвистика. Он предполагает комплексное рассмотрение нынешних трендов развития цифрового права через синтетическое видение нескольких дисциплин.
В прошлом году на платформе NFT-искусства Foundation.app вышла работа “The Back Office Manifesto: Towards (NO) Future Institutions” — одно из первых криптопроизведений, основанных на научных данных. Этот проект был создан группой сотрудников питерской Вышки: заведующей отделением дизайна и современного искусства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Маргаритой Кулевой при участии Елены Пениной (графический дизайн), Робина Митчелла, Александры Шаниной и исследователей научно-учебной группы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Цифровая история искусства».
«Работа является результатом многолетнего этнографического исследования социального неравенства в секторе визуального искусства. Это манифест, написанный от лица культурных работников, которые часто лишены голоса и признания, — рассказывала Маргарита Кулева. — Манифест представляет утопическую версию музея, существующую в одном из вариантов будущего. В частности, согласно манифесту, в таком музее «все являются исследователями», а «вклад всех человеческих и нечеловеческих агентов (в том числе музейных котов и фикусов) в ее конструирование и производство одинаково ценен».
Бурное развитие NFT и метавселенных становится поводом для создания новых образовательных треков в Вышке. Так, департамент медиа открывает профиль «Запуск и управление медиастартапом» на бакалаврской программе «Управление в креативных индустриях» департамента медиа. Профиль направлен на подготовку предпринимателей в сфере медиа — высокопрофессиональных специалистов, способных работать на стыке самых разных творческих индустрий и бизнеса.
«За последние два года стартапы в сфере медиа привлекли более $1,5 млрд инвестиций, а быстрый рост креаторов привел к ускоренному развитию цифровых технологий в медиа — например, быстрый рост рынка NFT и метавселенных, — говорит Алексей Ница, куратор профиля. — Всё это создает условия, когда вы можете стать основателем стартапа-единорога в сфере медиа с миллионными инвестициями — новым «Илоном Маском», создавшим новый Netflix, Canva, Miro, TikTok, Rarible, Canva, Hypee и др.».
Фото: iStock