Александр Абрамов: когда есть задача запустить экономику, курс рубля не должен быть высоким

Рубль, курс которого рос несколько недель подряд, неожиданно для большинства граждан дал слабину. Чем это объяснить? Сыграло ли в этом роль резкое снижение ключевой ставки Банка России? От чего зависят дальнейшие перспективы национальной валюты? Об этом HSE Daily рассказал профессор школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Абрамов.

Снижение ключевой ставки (ЦБ РФ 26 мая снизил ключевую ставку с 14 до 11%. — Ред.), как правило, влияет на ослабление курса национальной валюты. В классическом варианте это осуществляется через операции по счету капитала. Снижение ключевой ставки и вслед за этим доходности тех финансовых инструментов, у которых она фиксированная, — облигаций, депозитов в национальной валюте — вызывает отток иностранных портфельных инвестиций. А это, в свою очередь, повышает спрос на иностранную валюту. Но сейчас у нас такие операции заблокированы. Поэтому более вероятно то, что расширение доступности рублей для организаций и граждан может привести к увеличению спроса на валюту для запасов. Важный риск, который требует повышенного внимания финансовых регуляторов, заключается в том, что снижение процентных ставок по рублевым банковским депозитам может стимулировать спрос на наличную валюту.

В перспективе для развития ситуации с курсом рубля может быть несколько сценариев. Это зависит, например, от того, случится рецессия в мировой экономике или нет, упадет спрос на российские энергоносители в западных странах или нет. А также от того, как будет развиваться геополитическая ситуация.

Полагаю, правительство России вместе с ЦБ РФ будут стараться немного ослабить рубль. Мы видим, что обязательная норма продажи валюты уже снижена с 80 до 50%. Сегодняшний курс рубля не выгоден никому. Если правительство и ЦБ надеются запустить экономику, он не должен быть таким высоким, поскольку в этом случае проще ввозить серый импорт. В ослаблении рубля также заинтересован и внутренний производитель. Есть и другие сценарии, они связаны с возможными форс-мажорными ситуациями. Например, совсем перестанут продаваться российские нефть и газ. Но тогда, конечно, заработают совсем другие механизмы.

Если говорить о влиянии курса рубля на экономику России, то полагаю, что в идеале выгоден в первую очередь стабильный курс. Тогда и рубль развивался бы как конвертируемая валюта, и у предпринимателей были бы вполне стабильные ориентиры при оценке эффективности своих проектов. А если рубль становится волатильным в ту или другую сторону, это, в общем-то, не очень хорошо для предпринимателей. Например, недавнее укрепление рубля, конечно, демонстрирует, что у нас в целом стабильная экономика и, несмотря ни на что, сохраняется финансовая система. И это, в свою очередь, создает мощнейшие стимулы для импорта. Но с таким курсом рубля, по моему мнению, импортозамещение будет маловероятным в большинстве отраслей. Курс ниже, чем 60 рублей за доллар, уже опасен и для экспортеров, вынужденных продавать доллары на бирже. Получаемые ими доходы в рублях могут быть недостаточными для финансирования их издержек и осуществления рублевых инвестиций. Вообще, когда происходит укрепление рубля, это плохой сигнал. Это значит, что бизнес не осуществляет свое техническое перевооружение.

Некоторое ослабление рубля в настоящее время (60–62 доллара за 1 рубль. — Ред.) — это также в какой-то мере результат ручного управления курсом. Был снижен объем обязательной продажи выручки на бирже экспортерами с 80 до 50%, сокращается поступление валюты в результате расширяющихся санкций. Предполагаю, что монетарные власти несколько укрепили доллар за счет операций по покупке ими валюты на рынке. Но если бы данное укрепление было результатом роста импорта машин, оборудования, материалов, то это был бы хороший знак того, что в российской экономике начались структурные изменения, о которых говорят правительство и Банк России. Многие компании из-за санкций не закупают импортное оборудование, комплектующие. На каждую подобную закупку теперь надо получать разрешение в Минфине. В результате в январе — апреле объем импорта в Россию резко снизился.

Еще одно важное обстоятельство: в результате санкций запрещен ввоз в Россию наличных долларов и евро, поэтому при продаже наличной валюты банки могут рассчитывать лишь на имеющиеся у них ее остатки в кассах. Действия ЦБ были вполне профессиональными в данном случае: он мягко ограничил перечень операций для физических лиц, то есть не полностью изолировал их от сделок с долларом и евро. В итоге сегодня в банках можно купить и доллары, и евро. Такая регулировка со стороны ЦБ спроса и предложения позволила рублю укрепиться, и при этом он не потерял свою рыночную природу. На курс рубля также в некоторой степени повлиял уход из России иностранных компаний, что снизило спрос на валюту. Если раньше значительную часть товаров и услуг россияне покупали за рубежом, в том числе туристические, медицинские, образовательные услуги, то сейчас население отрезано от доступа к таким услугам.

Возникновение черного рынка валюты в России, на мой взгляд, при определенных условиях вполне вероятно. Но сейчас для его развития мало экономических условий. Отчасти для того, чтобы этого не произошло, Банк России пытается сохранить хотя бы частично конвертируемость рубля. И на мой взгляд, при нынешнем спросе на валюту кассы банков справляются с этой операцией.

Фото: Высшая школа экономики

Дата публикации: 06.06.2022

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: