Затормозили в пол: что будет с российским автопромом

Фото: iStock
Фото: iStock

Выделенные правительством 20,7 млрд рублей поддержат спрос на автомобили в России и на некоторое время помогут загрузить работой производителей. Эксперты ВШЭ полагают, что со временем наладятся поставки зарубежных комплектующих, а место западных компаний займут китайские. Но главная задача — создать собственное производство по собственным технологиям.

По данным Росстата, за первые 6 месяцев 2022 года в стране было произведено 281 тыс. штук легковых автомобилей, что составляет только 38,2% от прошлогоднего уровня. В свою очередь, агентство «Автостат» приводит данные продаж по итогам 7 месяцев: за этот период в России приобретено 387 712 новых легковых машин, что на 58,5% меньше, чем в январе — июле прошлого года. Правда, в июле рынок новых автомобилей показал рост в 9% по отношению к июню текущего года, но в целом его объем составил 35 583 автомобилей, что в 4 раза меньше, чем за тот же месяц прошлого года, подсчитали в «Автостате».

Сократилось и производство грузовиков — их было выпущено 70,4 тыс. штук, что составляет 82,3% по отношению к первому полугодию 2021 года.

Как сообщает сервис «СберАвто», средняя стоимость нового автомобиля в июне — июле текущего года в России составила 2,3 млн рублей, подержанного — 1,1 млн рублей. Это ниже, чем в мае, когда средний чек составлял 2,4 млн рублей и 1,15 млн рублей соответственно.

В середине июня министр промышленности и торговли России Денис Мантуров по итогам совещания у главы государства по вопросам развития автопрома сообщил журналистам, что принято решение о выделении 20,7 млрд рублей на поддержку спроса на автомобили. «Была поставлена президентом задача обновить стратегию развития автопрома за два месяца, чтобы окончательно определиться с мерами поддержки, в том числе на ближайшую трехлетку», — сказал министр. На автокредитование направят 10,2 млрд рублей, программы льготного лизинга получат 4,9 млрд рублей, также правительство профинансирует скидки на электрический транспорт на 2,6 млрд рублей и газомоторную технику на 3,3 млрд рублей.

Денис Мантуров добавил, что необходимо реализовать инициативу в ближайшее время, чтобы простимулировать рынок продукцией, важной как для физических лиц, так и для малого и среднего бизнеса.

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что для российского автопрома это может стать серьезной помощью. «Конечно, если будет стимулироваться спрос на автомобили, это даст определенный толчок развитию российской автомобильной промышленности», — говорит он.

С такой оценкой согласен ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики ВШЭ Михаил Кузык. «Эта программа — одновременно стратегическая и тактическая. Активной поддержкой автопрома государство занималось, начиная с кризиса 2008–2009 годов. Тогда такие меры, как программа утилизации, льготное кредитование автолизинга, неплохо себя проявили, — напоминает он. — Минпромторг вполне резонно надеется, что сработают подобные меры и сейчас. Это соответствует также надеждам и чаяниям производителей автопрома. По крайней мере российские автопроизводители неоднократно заявляли, что со стороны государства для них самое главное — поддержать спрос».

Фото: info.avtovaz.ru

В то же время Георгий Остапкович уверен, что такая поддержка не будет стимулировать наращивание компетенций, которые бы позволили создавать и развивать собственные технологии. По его словам, создание автомобиля с нуля может занять от 2 до 4–5 лет в зависимости от уровня применяемых технологий. «К сожалению, у нас в России была выбрана такая политика, что мы в основном ориентировались на западные автомобильные платформы, которые внедряли на российских заводах иностранные производители — «Рено», «Форд», «Фольксваген» и другие, — продолжает он. — У нас не осталось ни одного завода с платформой отечественного автомобиля. Мы не умеем делать ни автоматические коробки передач, ни подушки безопасности».

Главной проблемой российского автопрома Георгий Остапкович считает не отсутствие импортных комплектующих, а отсутствие своей автомобильной базы, которая была во многом утеряна за последние несколько десятилетий. Именно созданию отечественных компетенций, своей базы и необходимо следовать российским автопроизводителям, уверен он.

Российские заводы на данный момент переходят на выпуск упрощенных моделей и именно за счет них стремятся нарастить производство. Как сообщает ТАСС, с 15 августа сборочный комплекс «АВТОВАЗа» перешел на пятидневный режим работы. В мае предприятие ушло в простой из-за того, что не было комплектующих. В начале июня производство легковых автомобилей возобновилось. По данным агентства, в две смены будут работать линии сборки Granta Classic, в одну смену — линии по выпуску «Нивы». С 29 августа планируется ввести шестидневный режим работы.

В будущем кооперация с зарубежными производителями возможна, допускает Георгий Остапкович. Вполне возможно, на российский рынок придут китайские автопроизводители. «Но надо понимать, что китайцам поставлять свои комплектующие и технологии невыгодно — им выгоднее продавать в России уже готовые авто. Сегодня Китай выпускает 17 млн авто в год. Будет производить на 1 миллион машин больше, но не создавать в России предприятия, как это делали западные компании. Во-первых, им не нужен конкурент в другой стране. Во-вторых, они боятся вторичных санкций со стороны Запада — именно поэтому за последние месяцы ни одна китайская компания не вышла на наш рынок. Поэтому с ними будет очень трудно договариваться», — отмечает эксперт.

Михаил Кузык считает задачу импортозамещения в отрасли непростой, но решаемой. «Даже у «АВТОВАЗа» локализация не очень высокая — примерно половина из почти 1800 возможных единиц комплектующих, — говорит он. — Поэтому одномоментно заместить зарубежные комплектующие невозможно. Хотя каналы альтернативных поставок уже прорабатываются. Я думаю, что эти задачи в обозримом будущем будут решены».

По его мнению, при импортозамещении крайне важно закладываться на глобальную конкурентоспособность производимой продукции, а не фокусироваться на технологическом уровне сегодняшнего дня: через 10 лет может оказаться, что огромные усилия потрачены напрасно, производители из других стран вас опередили. «Понятно, что российский рынок — достаточно небольшой, и если некоторое время назад он стремительно рос, то сейчас схлопывается. И по готовой продукции он таков, что сейчас на нем можно только существовать. Тем не менее желательно уже сегодня посматривать в сторону экспорта», — добавляет Михаил Кузык.

Говоря о долгосрочных трендах развития российского автопрома, Михаил Кузык констатировал, что все зависит от глобальной экономической ситуации и соблюдения режима санкций компаниями, которые их ввели. «Существуют прогнозы, что санкции с нами надолго. Однако опыт Ирана показывает, что наиболее жесткий режим соблюдается первое время, примерно около года, — говорит эксперт. — Далее сторона, на которую накладываются санкции, начинает находить различные способы их обойти, а сторона, наложившая санкции, смотреть на это сквозь пальцы. Неформальное, но фактическое ослабление санкционного давления можно ожидать в перспективе 2–3 лет, соответственно, это облегчит и ситуацию автопрома с поставками каких-то компонентов».

Дата публикации: 15.08.2022

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: