Несовместимые альтернативы: ученые Вышки — об амбивалентности власти в экономике XXI века

Фото: iStock
Фото: iStock

Амбивалентность и сочетание противоречивых принципов ярко проявляется в действиях власти, ее отдельных агентов и институтов, повседневных практиках субъектов экономики и граждан. Участники семинара Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ обсудили недавно изданную в Великобритании книгу “The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and Beyond” об изучении амбивалентности в России и за ее пределами, подготовленную учеными ВШЭ и зарубежных университетов.

Открывая семинар, первый проректор ВШЭ, заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), один из соредакторов работы Вадим Радаев поздравил авторский коллектив с выходом книги “The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and Beyond” («Амбивалентность власти в экономике XXI века: опыт России и за ее пределами»), изданной Университетским колледжем Лондона.

Вадим Радаев подчеркнул, что авторы глав используют разные данные: статистику, результаты опросов, серии интервью и другие материалы, но все они посвящены амбивалентности власти. Он пояснил, что под амбивалентностью авторы понимали сочетание в действиях разных участников несовместимых альтернатив. Этот термин выработался в психологии, где отражает сочетание в индивидууме противоположных эмоций и двойственных чувств, например любви и ненависти, в отношении одного объекта. Затем произошел перенос индивидуального в межличностные отношения и оттуда — в социальные нормы. Наконец, в общественных науках, в том числе в социологии, амбивалентность понимается не как наличие противоречивых норм, а как ситуация, возникающая в ходе взаимодействия разных агентов.

На фото: Вадим Радаев. Источник: Высшая школа экономики

Амбивалентность — часть властных отношений, полагает проректор, которые никогда не ограничиваются подавлением и характеризуются его сочетанием со взаимодействием, сосуществованием глобального и локального, формального и неформального.

Авторы книги изучали амбивалентность на разных уровнях и сфокусировали внимание на России, где действия государства проникают во все уровни жизни. «Но это не только страновой кейс, это попытка рассказать об особенностях общественного устройства и сделать более широкое обобщение», — сказал Вадим Радаев.

Автор предисловия, профессор политики и социологии Школы славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона Алена Леденева, отметила, что при изучении явления амбивалентности в пределах одной дисциплины многие ее аспекты ускользают от исследователей из-за особенностей методов и страновых отличий. «Амбивалентность и порождаемую ею двойственность трудно ухватить... Одни и те же практики могут быть функциональны в решении проблем и дисфункциональны для системы», — отметила она.

Заместитель заведующего ЛЭСИ Зоя Котельникова рассказала об эволюции российских рынков в 2000-е годы. Она напомнила, что в 1990-е отечественный рынок был наводнен контрафактом и низкокачественными товарами и его трансформация была вызвана влиянием владельцев ведущих международных марок. Собственники брендов амбивалентно относятся к контрафакту, взвешивают плюсы и минусы и в отдельные периоды предпочитают не обращать внимания на распространение подделок, скрывают от потребителей их масштаб, опасаясь потерять рынок. Но постепенно они начали борьбу с контрафактом в России, привлекая к этому государство и его институты, ответственные за обеспечение порядка на рынке и безопасность потребителей, выстраивали и запускали соответствующие механизмы.

На фото: Зоя Котельникова. Источник: Высшая школа экономики

Старший научный сотрудник ЛЭСИ Леонид Косалс, автор главы о распространении инноваций и их принятии, на примере системы распознавания лиц пояснил, что инновация, способная приносить экономическую выгоду, может быть сомнительна с точки зрения морали и разрушать ценности общества. Поэтому одна и та же инновация может оказаться благом в одной стране или регионе и приносить вред в других.

Применение системы распознавания лиц в США, Канаде, России и Китае имело разный эффект. По мнению Леонида Косалса, оно привело к противоположным результатам в Китае и Канаде, поскольку в КНР использование системы не имеет экономических и этических преград, а в Канаде принят жесткий работающий закон о персональных данных, созданы органы, строго следящие за его исполнением и соблюдением личных прав.

В России, отметил эксперт ВШЭ, есть законы, близкие по содержанию к американским и европейским, но они не действуют в полной мере, поскольку базовые ценности амбивалентны и социальный иммунитет, контроль за возможными нарушениями личной неприкосновенности не работают как в США или Европе.

Вадим Радаев рассказал об амбивалентности в экономическом взаимодействии. Работа основана на опросах 2200 ритейлеров и их поставщиков, проводившихся в 2013, 2016 и 2019 годах. Выяснилось, что ненадежные партнеры есть у 75% опрошенных, причем 25% говорят о регулярных нарушениях сроков или изменениях цен, при этом уровень конкуренции и контакты в органах власти мало влияют на надежность поставщиков.

Наиболее серьезный фактор, повышающий надежность контрагентов, как показало исследование, — это личные отношения руководителей и длительное сотрудничество. Кроме того, компании учатся работать с ненадежными поставщиками, не доводя конфликты до разрыва отношений.

Старший научный сотрудники ЛЭСИ Денис Стребков совместно с коллегой по лаборатории Андреем Шевчуком написал главу об амбивалентности в отношениях между фрилансерами, работающими на различных платформах, и их заказчиками. Он пояснил, что стороны часто не заключают договор из-за низкой цены отдельных услуг или срочности работ; кроме того, нередко заказчик и исполнитель живут в разных регионах или даже странах, поэтому платформы предлагают свои опции регулирования — «сделки без риска» или иные страховые инструменты.

По данным лонгитюдного обследования фрилансеров за 10 лет, уровень неформальности сделок остается высоким. Доля работ, по которым заключаются официальные договоры, выросла с 12 до 15%. Даже если прибавить к ним появившиеся в последние годы застрахованные сделки (18%), доля неформальных договоров составляет две трети.

По словам Дениса Стребкова, новички для получения первых заказов пользуются биржами удаленной работы и страхуют сделки, опытные исполнители заключают договоры, а большинство фриланс-работников заключают устные или неофициальные сделки, и рынок в целом сохраняет неформальность.

Аналитик Центра социологии культуры Института образования ВШЭ Тамара Кусимова рассказала о практиках импортозамещения на примере появления новых отечественных брендов, например «Русского пармезана», и их восприятии потребителями и производителями. По ее мнению, производство продовольствия стало в последние годы более медийной темой, многим важно, где производятся продукты и кто получает прибыль от производства.

Это, полагает автор, проявление отечественной гастрополитики: если в СССР она воспроизводила социальную структуру общества через распределение продуктов и пайков для привилегированных групп, то сейчас дискуссии о продуктах вплетены в международную политику.

Нынешний виток гастрополитики вызвал стремление фермеров и отдельных энтузиастов переизобрести традиции русской кухни на патриотической волне, что укладывается в дискурс государства.

Регина Решетеева (Романова), независимый социолог, выпускница образовательной программы «Социология» и аспирантуры ВШЭ, говорила об амбивалентности потребителей, в которой поддержка внешней политики государства сочетается с необходимостью преодолеть собственные экономические проблемы вследствие повышения цен на продукты, вызванного зарубежными санкциями и российскими контрсанкциями.

На основе глубинных интервью она пришла к выводу, что люди встраивают политическую повестку в потребление и одновременно выстраивают свою субъектность и практики индивидуального сопротивления неурядицам, вызванным политическими причинами, чтобы сохранить автономию. Они поддерживают политику правительства, но одновременно отмечают, что качество продуктов ухудшилось, возлагая вину на продавцов и госорганы, ответственные за экономический рост и контроль над ценами. Это, полагает Регина Решетеева, можно объяснить термином «потребительский цинизм».

Профессор департамента прикладной экономики факультета экономических наук ВШЭ Марэк Домбровски представил главу, посвященную взаимоотношениям экономической свободы и демократии в постсоветских странах, а Мария Тысячнюк (Университет Восточной Финляндии) сделала сообщение о главе, подготовленной совместно с Сарой Тейтельбойм (Университет Монреаля), Андреем Петровым (Университет Северной Айовы) и Леа Горовиц (Университет Висконсин — Мэдисон). На семинаре также выступили: заместитель директора Центра исследований социальной организации труда и деловой сферы ВШЭ профессор Евгения Балабанова, доцент департамента социологии факультета социальных наук ВШЭ Иван Павлюткин, старший научный сотрудник ЛЭСИ ВШЭ Елена Бердышева, аспирант Университета Маастрихта (Нидерланды), выпускница ОП «Социология» ВШЭ Мария Денисова, старший научный сотрудник ЛЭСИ Александр Куракин, стажер-исследователь ЛЭСИ Дарья Лебедева, научный сотрудник Европейского института Университета Флоренции (Италия) Алексей Победоносцев, профессор департамента социологии ВШЭ Валерий Ледяев.

Дата публикации: 10.10.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: