Шопинг через интернет: что тормозит развитие электронной торговли в России

Фото: iStock
Фото: iStock

Последние 10 лет интернет-торговля в России развивается интенсивно, однако доля онлайн-покупателей среди населения в нашей стране все еще ниже, чем в большинстве европейских стран. Что тормозит e-commerce в России и почему многие наши соотечественники предпочитают делать покупки офлайн — в материале HSE Daily.

Товары и услуги в интернете приобретает около половины населения России: по данным исследования, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, доля россиян, делающих онлайн-покупки, в 2021 году составила 47%. Это в три с лишним раза выше, чем 15%, зафиксированные в 2013 году, но все еще намного меньше показателей большинства европейских стран. Так, например, в Норвегии, Дании и Нидерландах онлайн-покупателями являются около 90% жителей, в Ирландии, Исландии и Швеции — более 85%, в Германии, Чехии, Финляндии — свыше 75%.

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Исследователь Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ Лилия Кузина, участвовавшая в работе над исследованием, видит проблему в нехватке у населения цифровых умений для комфортного осуществления онлайн-покупок. «Стоит отметить, что в основном уровень выше базового россияне имеют в коммуникативных навыках и навыках по работе с информацией, а навыки работы с онлайн-сервисами у россиян развиты недостаточно», — подчеркивает эксперт.

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Как следует из аналитического доклада «Развитие электронной коммерции в России» Высшей школы бизнеса (ВШБ), выпущенного ранее, активные пользователи сервисов электронной торговли живут преимущественно в развитых городах. «Цифровое неравенство по регионам еще долгое время не может быть уравновешено — основными локациями электронной торговли по-прежнему были и остаются мегаполисы и города-миллионники, а чем дальше область или край, тем реже осуществляются онлайн-покупки», — говорит научный сотрудник ВШБ, соавтор аналитического доклада Елена Шарко. Причин много — от логистики до степени доступности интернета. Например, если в Норвегии доступ к глобальной сети есть в 99% домохозяйств, то в России — в 84%.

Исследование ИСИЭЗ показало, что 53% россиян вообще не имеют опыта заказа товаров и услуг через интернет. Половина из них предпочитает посещать традиционные магазины, а более трети не испытывают потребности в онлайн-покупках. Около 15% опрошенных отмечают, что не доверяют миру онлайн-шопинга.

Самые популярные категории товаров в этом сегменте у россиян — одежда, обувь, спортивные товары (66%), финансовые услуги (44%) и предметы домашнего обихода (37%). Спрос на некоторые онлайн-покупки, в частности на одежду, продукты и предметы для дома, вырос вследствие пандемии COVID-19, отмечают исследователи ИСИЭЗ. Самый большой прирост наблюдается в сегменте продуктов питания: в 2019 году через интернет их заказывали 14% респондентов, а в 2021 году — уже 30%.

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли в России за восемь месяцев 2022 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 3,08 трлн рублей. Как отметил президент АКИТ Артем Соколов, выступая 11 октября на форуме Ecom Retail Week 2022, по итогам года — с учетом акций «черной пятницы» и предновогодних покупок — этот показатель достигнет 5 трлн рублей.

Широкому распространению онлайн-покупок способствуют масштабность ассортимента товаров, доставка, экономия времени и отзывы покупателей. В качестве барьеров потребители называют сложность возврата и обмена, недоверие к интернету, боязнь утечки конфиденциальной информации.

Наиболее распространенным аргументом против онлайн-шопинга среди всех возрастов является наличие тех же товаров в обычных магазинах. «В случае сокращения количества традиционных магазинов или, например, сокращения ассортимента в них покупки в интернете могут остаться единственным способом получить товар. Переход к использованию интернета для заказа товаров и услуг будет носить в такой ситуации вынужденный характер», — отмечает Лилия Кузина.

Если ранее оплата товара до его получения была «конкурентным преимуществом онлайн-бизнеса — оплату при получении могли позволить себе только крупные игроки, — то сегодня, в октябре 2022 года, это стало практически единственной формой обезопасить онлайн-бизнес от неоплат (неоплаченных товаров. — Ред.) и издержек на доставку», говорит Елена Шарко. «Сейчас даже крупные игроки рынка ушли от такой формы оплаты. Оплата картой онлайн на сайте — самая популярная форма оплаты, а иногда и единственно возможная», — добавила она. По словам эксперта, изменился и драйвер «привлекательности цен» — сейчас цены выравниваются стоимостью доставки: если она платная, то цена чуть ниже, чем в магазине, и наоборот.

Общая ситуация на рынке электронной торговли может существенно измениться, когда сам рынок достигнет зрелости, а каждый онлайн-магазин наладит все процессы по обеспечению клиентского пути — от первого визита на сайт до получения продукта в руки, подчеркивает Елена Шарко.

«В России наступает этап, когда к этой практике (онлайн-шопинга. — Ред.) начнет присоединяться позднее большинство, то есть люди, которых этот способ приобретения товаров и услуг ранее не интересовал или для которых он не был доступен», — резюмирует Лилия Кузина.

Исследование ИСИЭЗ об онлайн-торговле подготовлено на основании данных Росстата и ОЭСР, а также результатов проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Дата публикации: 27.10.2022

Автор: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики Янина Лысюк и Евгения Ромаданова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: