Участники прошедшего в октябре в Астане саммита стран Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) приняли решение преобразовать форум в международную организацию. Перспективы создания союза, объединяющего все страны Азии, его взаимодействия с Африканским союзом эксперты ВШЭ и других исследовательских центров обсудили на встрече с профессором, руководителем секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки департамента зарубежного регионоведения ВШЭ, бывшим послом России в Саудовской Аравии Андреем Баклановым.
«Что можно ожидать от первой общерегиональной организации стран Азии: итоги встреч в Астане» — так профессор сформулировал тему своего выступления. В Астане участники октябрьского саммита — страны Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии обсудили необходимость создания союза, объединяющего все государства макрорегиона, поскольку подобной организации не существует, рассказал Андрей Бакланов.
Сейчас в СВМДА (Андрей Бакланов напомнил, что форум был создан по инициативе экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева) входят 27 государств, включая Россию, Китай, Индию, Иран, Турцию, Казахстан и ряд других. Еще 9 стран, в том числе Япония, Филиппины, Малайзия, а также США, Украина и Беларусь (они не могут быть членами организации, так как не имеют территории в Азии), — наблюдатели СВМДА. Такой же статус имеют ООН, ОБСЕ и Лига арабских государств.
Андрей Бакланов, фото: Высшая школа экономики
Первые попытки создать паназиатскую организацию по примеру ОБСЕ предпринимались еще в 1970-е годы XX века, но они не получали развития из-за противоречий между Пакистаном и Индией, а также между СССР и Китаем. Сейчас шансы выглядят более реалистично, на последней встрече на Валдае МИД и Администрация президента России поддержали идею создания Азиатского союза. По словам Андрея Бакланова, руководство отечественного дипломатического ведомства полагает, что идею можно реализовать в несколько этапов.
В частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров полагает, что ООН необходимо дополнить региональными и макрорегиональными организациями. Одновременно, пояснил Андрей Бакланов, конфиденциальные контакты с дипломатами и экспертами разных стран показали, что не все видят формат союза одинаково. Например, представители Узбекистана считают, что органы управления следует не концентрировать в Казахстане, а рассредоточить по разным странам Центральной Азии.
Профессор напомнил историю создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Инициативу ее формирования выдвинула Румыния еще в 1966 году. Это произошло на совещании Политического консультативного комитета стран Организации Варшавского договора. Пять лет обсуждалась структура организации, и только в 1975 году ОБСЕ было создано.
«Сейчас процесс вряд ли будет идти более высокими темпами», — предположил Андрей Бакланов. В СВМДА много лидеров, интересы которых могут не совпадать или даже противоречить друг другу: Россия, Китай, Индия, Турция и Япония. На особую роль могут претендовать и другие страны.
По мнению эксперта ВШЭ, важно четко решить проблему инклюзивности организации. Если принимать в нее всех желающих, возникнет вопрос о возможности деятельности внутри организации отдельных региональных сообществ. Отдельная проблема — участие стран с устоявшимися политическими институтами западного образца, таких как Южная Корея и Израиль, а также Япония, которая регулярно критикует Россию и предъявляет ей территориальные претензии. При этом очевидно, что без Японии континентальная организация будет неполной.
Важной составляющей деятельности будет выстраивание отношений с организациями, имеющими в своем составе значительный азиатский компонент, — ШОС, БРИКС, Лигой арабских государств. Возникнет и вопрос об интеграции с Африканским союзом.
Говоря о возможном участии в будущем Азиатском союзе стран, не расположенных на континенте, но имеющих там значительные политические и экономические интересы, Андрей Бакланов отметил, что США предпочли бы создать в Южной и Восточной Азии несколько политических и торгово-экономических организаций. Участие Вашингтона в паназиатской организации не представляется очевидным, но отказываться от него нецелесообразно. По его мнению, не следует ставить барьеры и для вступления в том или ином качестве Израиля, Южной Кореи, а также Австралии и Новой Зеландии, играющих важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сейчас, полагает он, важно сохранить костяк СВМДА, который работает достаточно эффективно.
Профессор Бакланов подчеркнул, что пока не стоит сразу ждать однозначного подтверждения намерений вступить в будущий союз, большинство стран осторожно подходят к реализации этой идеи. Крупные государства относятся к формированию новой организации с бо́льшим энтузиазмом, чем средние и малые. Первые, вероятно, надеются с ее помощью усилить свое влияние, а вторые понимают, что им будет не так легко получить дивиденды.
Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, фото: kremlin.ru
Всех потенциальных участников также интересует, сможет ли новая организация смягчать, урегулировать действующие и предотвращать потенциальные конфликты. Проблема, по мнению эксперта ВШЭ, в отсутствии механизмов, а также в том, что нет личностей, которым доверяют все страны. Кроме того, нет навыков формирования неполитизированных мониторинговых механизмов. Между тем они крайне важны, особенно если иметь в виду продолжающиеся конфликты между Индией и Пакистаном, КНДР и Южной Кореей и др. Пока достигнута договоренность о формировании группы экспертов высокого уровня, которая будет рассматривать предложения по созданию инструментов мониторинга.
Предполагается, что в будущей организации большую роль будут играть страны Центральной Азии, что важно для России, которая сохраняет влияние на регион. Сами центральноазиатские государства претендуют на особую роль в организации, уже сейчас заметны трения между Казахстаном и Узбекистаном по поводу роли в будущем союзе.
Непростая проблема — участие в организации Турции, которая стремится играть в будущем партнерстве весомую роль, продвигать свои интересы, в том числе наращивать торгово-экономические связи. Взаимодействовать с умелым, сильным и изощренным партнером сложно, но это позволяет повысить дипломатическое мастерство, считает бывший посол.
Китай стремится действовать в СВМДА активно, многие инициативы, принятые Деловым советом форума, подготовлены Пекином, который стремится подверстывать планы под «Шелковый путь» и другие собственные масштабные проекты.
«Произошло большое событие в геополитическом пространстве. Создание ОБСЕ в Европе сыграло большую роль в стабилизации ситуации в мире. Сейчас речь идет о появлении нового игрока, это очень крупный проект, и нам надо стараться не упустить приоритета», — подытожил Андрей Бакланов.
Доцент базовой кафедры Института Китая и современной Азии Евгений Ким (Ким Ен Ун) спросил, насколько близки к реальности разговоры о возможном вступлении в организацию США. По мнению профессора Бакланова, в первый период работы организации предпочтительно не включать в нее США, Южную Корею и КНДР. Однако «тут необходимо дипломатическое искусство, эти страны — сложные, но нужные элементы системы», пояснил эксперт.
Аспирант аспирантской школы по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям ВШЭ Дмитрий Отинов поинтересовался, каковы перспективы сотрудничества новой организации с Африканским союзом в вопросах безопасности и в других сферах. Андрей Бакланов полагает, что Африканский союз станет естественным партнером азиатского объединения.
Модератором семинара выступила руководитель департамента зарубежного регионоведения ФМЭМП ВШЭ профессор Ольга Волосюк.
Мероприятие было организовано департаментом зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ совместно с Российской ближневосточной ассоциацией и Ближневосточным клубом ВШЭ в рамках постоянно действующего онлайн-проекта «Об этом стоит поговорить».