Медиаправо цифровой эпохи: как регулировать новые медиа и избежать роботизации человека

Фото: iStock
Фото: iStock

В цифровую эпоху традиционные СМИ уступают напору новых медиа, которые имеют возможность формировать информационный пузырь для пользователя. Необходимо совершенствовать правовое регулирование медиаотрасли, например использовать нормы из сферы защиты прав потребителей.

Международный научно-образовательный центр «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» ВШЭ совместно с факультетом права и факультетом креативных индустрий ВШЭ провели международную конференцию «Проблемы медиаправа – 2022». Открывший конференцию руководитель центра профессор Михаил Федотов напомнил, что она посвящена годовщине принятия в декабре 1991 года Закона о печати и других средствах массовой информации.

Никита Анисимов

Ректор ВШЭ Никита Анисимов в своем обращении к участникам конференции отметил, что медиаландшафт в последние годы существенно изменился: появились новостные агрегаторы, новые СМИ, праву приходится адаптироваться и законодательно реагировать на технологические новации. «Я рад, что конференция имеет международный статус. Высокий уровень экспертов позволит объективно проанализировать задачи, которые стоят перед медиаправом сегодня», — сказал он.

Татьяна Москалькова

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова уверена, что медиаправо переживает кризис из-за ограничения возможности людей получать правдивую и объективную информацию о событиях в разных странах. В ряде государств проживающие там россияне лишены доступа к объективным сведениям о ситуации в России. «Реальная информация просто запрещена, сегодня проблема номер один — запрет на получение информации на русском языке из российских медиаисточников», — считает она. По ее мнению, это нарушает право на свободу информации.

Омбудсмен напомнила, что закон о СМИ — один из немногих актов, продолжающих работать с 1990-х годов. «Он не устарел и является охранной грамотой для принципа свободы слова, закрепленного в России», — подытожила Татьяна Москалькова.

Председатель профильной комиссии Общественной палаты РФ Рифат Сабитов сообщил о проблемах, связанных с возникновением новых электронных СМИ. Их оперативность позволяет быстро искать и распространять информацию, но отсутствие ее проверки вызывает частые публикации ошибочных и заведомо ложных сведений. По его мнению, кроме интернет-СМИ, к новым медиа следует отнести и социальные сети, и распространение информации в них требует регулирования. Отдельной проблемой является соблюдение в СМИ и социальных сетях авторского права.

Соавтор закона о СМИ Владимир Энтин, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, обратил внимание на риск стремления навязать новым медиа ограничения, характерные для государственных СМИ.

Акмал Саидов

Действительный член Академии наук Узбекистана, директор Национального центра по правам человека Акмал Саидов подчеркнул, что принятый более 30 лет назад закон сохранил дух свободы и гласности. «Мы видим плоды юридического чуда», — сказал он. Акмал Саидов сообщил, что в Узбекистане принят Информационный кодекс, объединивший профильные законы и создавший единые правила, основанные на национальных законах в сфере СМИ и международных конвенциях. Юрист также напомнил, что доступ к интернету признан Советом по правам человека ООН базовым правом, эта норма закреплена в конституциях ряда стран. По его мнению, доступ граждан к собственным данным, хранящимся в госструктурах, должен быть таким же неотъемлемым правом, как право собственности.

Один из соавторов закона о СМИ, член-корреспондент РАН, профессор МГУ Юрий Батурин рассказал о рисках, связанных с таргетированием информации для индивидуумов и групп граждан. По его мнению, концепция омнимедиа пришла в медиасферу из бизнеса. Подобно тому, как разные интернет-площадки, зная из прежних запросов и соцсетей специфику предпочтений потребителя, предлагают ему товары, так и информационные ресурсы ведут профайлинг его интересов и направляют ему соответствующие сведения.

Юрий Батурин

В этой ситуации потребитель, может быть сам того не желая, создает понимание нужных ему сведений, а ресурсы, в свою очередь, получают возможность формировать спрос потребителя, пользуясь разными платформами и меняя алгоритмы по сезонам.

Такие омнимедиа (медиа, использующие все доступные каналы коммуникации), по мнению Юрия Батурина, по своей природе уходят от понятия средств массовой информации. С учетом использования ими в работе больших данных, искусственного интеллекта и персональных данных о потребительских предпочтениях их деятельность может регулироваться законами о правах потребителей, о персональных данных и другими актами.

Он полагает, что по мере развития больших данных необходима разработка зонтичного информационного закона, который объединит разные сферы профильного права. Россия, по его мнению, отстает от Китая в развитии индустрии больших данных примерно на 10 лет, у нее есть время подготовить соответствующие законы, обсудив разные варианты новелл.

«Получается, человек оказывается в пузыре, и не он программирует свои информационные ресурсы, а его поток программирует. Возникает риск роботизации человека», — посетовал Михаил Федотов. «Давайте будем этим заниматься, надо найти эффективное противодействие роботизации. Мы уже живем в этом опасном мире, и надо искать щиты, которыми мы будем защищаться», — ответил Юрий Батурин.

В пленарном заседании также приняли участие уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова и главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев.

Работа конференции продолжилась в тематических сессиях.

Дата публикации: 20.12.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: