Турдом: российская туриндустрия получила уникальный шанс для развития

Фото: iStock
Фото: iStock

Мировая туристическая отрасль вступила в 2023 год на подъеме, чему способствовала отмена ковидных ограничений, но итоги прошлого года все еще значительно хуже допандемийного уровня. Российский туризм показывает убедительную динамику на внутреннем рынке, на него пришлось 80% поездок в прошедшем году. Внутри страны, по оценкам, отдохнули около 61 млн человек. Эксперты рассчитывают на дальнейший рост отрасли, в том числе за счет господдержки, направленной на формирование инфраструктуры в регионах.

По итогам 2022 года уровень международного туризма прогнозируется в районе 65% от 2019 года, говорится в докладе Всемирной туристической организации (UNWTO), выпущенном в ноябре прошлого года. Согласно исследованию UNWTO, в период с января по сентябрь международные поездки совершили около 700 млн туристов, что более чем вдвое (на 133%) превышает число путешественников за тот же период в 2021 году (63% от «урожайного» 2019 года). В исследовании говорится, что скорость, с которой шло развитие туризма, и достигнутые результаты были обусловлены неудовлетворенным спросом, повышением уровня доверия и снятием ограничений во все большем числе направлений.

Лидером в восстановлении международного туризма стала Европа. С января по сентябрь 2022 года здесь зафиксировано 477 млн международных прибытий — 68% от общемирового показателя (81% от допандемийного уровня). Особенно успешным стал третий квартал, когда количество прибытий достигло почти 90% от уровня 2019 года. Есть чем похвастаться и Ближнему Востоку: в январе — сентябре число международных прибытий увеличилось более чем в три раза (на 225%) в годовом исчислении, поднявшись до 77% от допандемийного уровня. Африка (на 166%) и Америка (на 106%) также отметили заметный рост по сравнению с 2021 годом, там достигнуто 63 и 66% от уровня 2019 года соответственно.

В некоторых направлениях был зарегистрирован заметный рост доходов от международного туризма. Это Сербия, Румыния, Турция, Латвия, Португалия, Пакистан, Мексика, Марокко и Франция. Напротив, рынками, сообщившими о больших расходах, стали Германия, Бельгия, Италия, США, Катар, Индия и Саудовская Аравия. 

Характерный показатель положительной динамики туристического рынка — рекордная выручка агрегатора Airbnb. Как следует из отчета компании, за три осенних месяца 2022 года она заработала 2,88 млрд долларов, что стало самой большой суммой за всю ее историю. Чистая прибыль Airbnb составила 1,2 млрд долларов против 834 млн в аналогичном периоде предыдущего года. Количество бронирований выросло на 25% — до 100 млн, общая сумма бронирований — на 31%, до 15,6 млрд долларов. Средняя суточная стоимость бронирования составила 156 долларов — на 5% больше год к году. В компании подчеркивают, что растет бронирование с длительным пребыванием: на проживание больше 28 дней пришлось 20% всех броней. Растет и количество людей, сдающих жилье.

Петр Жданчиков  

«В своем отчете компания Airbnb заявила, что только в сентябре 2022 года туристы забронировали 18,4 млн ночей. Эта цифра на 26,6% выше, чем в сентябре 2019 года», — отмечает ведущий эксперт Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Петр Жданчиков.

Валерий Гордин

По мнению руководителя Лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге профессора Валерия Гордина, на стремительный рост масштабов деятельности Airbnb в последние месяцы повлияли три основных фактора. Во-первых, отложенный спрос, который сформировался в эпоху пандемии COVID-19. Во-вторых, сама бизнес-модель Airbnb достаточно демократична, и в условиях рецессии на рынке появилось больше предложений арендодателей, которые готовы удовлетворять резко выросший спрос. В-третьих, за счет сдачи жилья в аренду его собственники стараются компенсировать рост расходов на коммунальные услуги.

Вклад российских путешественников в международный туризм в 2022 году был весьма скромным. По исследованию Skift Recovery Index, он составляет около 1% мировых расходов на туристические поездки. В то же время исследователи признают, что в России активно развивается внутренний туризм.

Аналитическая служба Ассоциации туроператоров (АТОР) со ссылкой на прогноз Минэкономразвития сообщила, что внутри России ожидается более 61 млн поездок, что на 7% больше, чем в 2021 году (57 млн поездок). По предварительной оценке аналитиков АТОР, по итогам 2022 года три четверти проданных туров и размещений в России пришлось на 5 регионов, которые стали также лидерами новогоднего туризма.

Регионы — лидеры по проданным турам и размещениям:

  • Краснодарский край (44%)
  • Санкт-Петербург (12%)
  • Кавминводы (9%)
  • Москва (6%)
  • Подмосковье (5,5%)

В топ-10 также вошли Крым, Калининградская область, Карелия, речные круизы, регионы Урала и Сибири.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в ходе декабрьского заседания правительственной комиссии по развитию туризма в России сообщил, что «внутренний туристический поток в зимний период, с декабря 2022 года по март 2023 года, по предварительным оценкам, составит до 18 млн человек». Это на 8% больше, чем в прошлом зимнем сезоне.

Минэкономразвития России, отвечающее за туриндустрию, считает ситуацию в отрасли стабильной. «Одним из индикаторов стабильности отрасли для нас являются рабочие места. За 2022 год нам удалось увеличить занятость отрасли до 2,41 млн человек. Несмотря на внешнее давление, мы практически приблизились к доковидному показателю в 2,5 млн», — заявил в декабре замглавы ведомства Дмитрий Вахруков.

Как считает Петр Жданчиков, на росте отечественной отрасли положительно сказывается демонстрация со стороны государства готовности поддержать туристическую сферу. О такой готовности говорит постановление правительства РФ от 19 февраля 2022 года, утверждающее правила предоставления субсидий из федерального бюджета для софинансирования расходов регионов на создание и развитие туристской инфраструктуры.

«Субсидии будут предоставляться на создание обеспечивающей — инженерной и транспортной — инфраструктуры в целях развития туристских кластеров. Отбор регионов, которые их получат, будет проводить Минстрой России», — говорит эксперт. В 2022 году на создание обеспечивающей инфраструктуры из федерального бюджета выделено 2,4 млрд рублей, добавил Петр Жданчиков. Также, по его словам, финансироваться за счет федеральных субсидий будут общественные инициативы организаций и ИП по созданию и развитию пляжей, национальных туристских маршрутов, модульных некапитальных средств размещения, таких как кемпинги и автокемпинги.

Кроме того, субсидии будут предоставляться в целях приобретения туристского оборудования, организации круглогодичного функционирования бассейнов, разработки новых туристических маршрутов, создания электронных путеводителей по маршрутам, реализации проектов по обеспечению доступности туристской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: iStock

Министр экономического развития России Максим Решетников на декабрьском заседании правительственной комиссии по туризму сообщил со ссылкой на данные ЦБ, что малые и средние предприятия туротрасли получили кредитов на 77 млрд рублей, из них четверть — 18,5 млрд рублей — это льготные программы кредитования Корпорации МСП. Средства пошли на развитие инфраструктуры, строительство и реновацию гостиниц, отелей.

Туристическим бизнесом также востребована программа стимулирования кредитования и программы поддержки в рамках постановления №1764, субъектам МСП в сфере туризма предоставлено кредитов на сумму 15,4 млрд рублей по льготным ставкам — до 11% годовых. Кроме того, Корпорация МСП выдала 4,5 млрд рублей кредитов в рамках механизмов гарантий и поручительств.

На ближайшие три года в рамках национального проекта по туризму на программы поддержки туротрасли запланировано выделение более 90 млрд рублей из госбюджета, отметил Максим Решетников.

«Среди ключевых приоритетов — грантовая поддержка бизнеса (создание кемпингов и автокемпингов, обустройство пляжей и туристических маршрутов, создание безбарьерной туристской среды), льготное кредитование для строительства и реконструкции отелей, софинансирование строительства и модернизации обеспечивающей инфраструктуры», — сообщил он.

Президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, руководитель департамента государственного администрирования Александр Ходачек привел в пример Северную столицу, подчеркнув, что субсидирование отрасли является драйвером развития внутреннего туризма и позитивно отражается на экономике регионов, принимающих туристов.

Александр Ходачек

«По нашим оценкам, от 10 до 15% от доходной части бюджета Санкт-Петербурга, который превышает 1 трлн рублей, может быть направлено на развитие туризма. Так, в ушедшем году 366 млрд рублей в экономику Санкт-Петербурга внесли туристы, что на 57% больше, чем в 2021 году. Среднегодовая загрузка гостиниц превысила 60%, при этом из числа посетивших Санкт-Петербург 8 млн туристов только 14% воспользовались услугами туроператоров. Сегодня каждое 12-е рабочее место связано с индустрией туризма, — говорит он. — Кроме того, часть предприятий сервиса, общепита, отельного бизнеса вошли в перечень системообразующих предприятий, которые поддерживались в период пандемии и в период режима санкций. Это были отсрочки по арендным платежам, субсидии организациям в случае, если они сохраняли 90% своего персонала».

Профессор Валерий Гордин отмечает, что сейчас идет процесс активного перераспределения турпоездок между регионами: «Одним из регионов-лидеров стал в последние месяцы Калининград, хотя он никогда не был таким привлекательным для туристов». По его оценкам, популярными становятся Карелия и Мурманская область. В то же время стимулом развития дальнего внутреннего туризма «является наличие кешбэка и некоторых дотируемых туристических дестинаций», уточняет Валерий Гордин. «Мы знаем, что в некоторые регионы, в тот же Калининград, на Север, в некоторые регионы Дальнего Востока, идут авиационные рейсы с определенной дотацией, и стоимость поездки, таким образом, резко уменьшается», — отметил он.

По мнению профессора Гордина, есть риск снижения потока. Он обусловлен потенциальной нехваткой у российских авиакомпаний самолетов. «Мы можем предположить, что будут сохраняться трудности с обеспечением авиасообщений из-за недостаточного парка самолетов, — объяснил он. — Сегодняшнего парка самолетов вполне достаточно. Но если он будет сокращаться, что не исключено, мы потеряем определенный потенциал для развития именно удаленных регионов». Как сокращение авиарейсов влияет на активность туристического рынка, можно понять по ситуации в регионах, по отношению к которым такая мера была принята. «Это были регионы с достаточно высоким турпотоком, и он, конечно, значительно просел», — констатирует эксперт.

Фото: visit-sochi.com

Напомним, полеты в ряд аэропортов на юге России были ограничены в связи с началом спецоперации. Это аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.

О перспективах на новый сезон отпусков можно будет делать прогнозы, когда будет известно, как идут приготовления к летнему периоду, в том числе будет ли возобновлено воздушное сообщение с регионами южной части России, связанными с Черным морем, полагает Александр Ходачек. «Глядя на то, что для российских туристов закрылись зарубежные направления, многие российские территории задумаются о том, что можно сделать для привлечения граждан в летний период. Дело в том, что у нас есть очень хорошие так называемые спящие санатории, много территорий для экстремального туризма, но весь вопрос в сервисе», — подчеркнул он. Когда с российского рынка ушел Booking, его ниша стала активно заполняться, но часто некачественными услугами, привел пример Александр Ходачек.

«Иногда сайт не работает, обещанный сервис оказывается не таким, как рекламируется, нередко отзывы формируются самим отелем или они не соответствуют практике; бывает, что укорачиваются намеченные экскурсии, не хватает сертифицированных инструкторов, например, на горнолыжных курортах, не всегда удовлетворительно освещены лыжные склоны, обеспечена безопасность», но потенциал хороший, говорит эксперт.

В то же время, по убеждению Александра Ходачека, должны быть упрощены требования к гостевым домам, сельскому туризму.

Что касается перспектив зарубежного туризма, Петр Жданчиков полагает, что в следующем году турецкое направление примет на себя основной поток при распределении 40 млрд рублей, которые, по оценкам экспертов, российские граждане могут потратить на путешествия.

Врез

В России разрабатывается «Карта туриста» для иностранных путешественников, об этом стало известно в декабре 2022 года. Карта будет работать на основе платежной системы «Мир». В правительстве рассчитывают на то, что решение проблемы с платежами после ухода Visa и MasterCard станет стимулом роста турпотока из-за рубежа. В проекте будут участвовать Минэкономразвития, Банк России, Минцифры, МВД и другие ведомства, сообщал на совещании с туристической отраслью глава Минэкономразвития Максим Решетников. Цель введения карты для безналичных расчетов иностранцев — увеличение въездного турпотока, объяснил министр.

Дата публикации: 12.01.2023

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: