Основным приоритетом внешней политики США становится противостояние с Китаем. При этом Россия также остается стратегическим противником Вашингтона и его союзников. Впрочем, до открытого военного противостояния вряд ли дойдет — в западных столицах осознают катастрофичность такого сценария. Об этом говорили эксперты НИУ ВШЭ, Российского совета по международным делам и других аналитических центров в ходе недавнего круглого стола.
Круглый стол был посвящен обсуждению итогов прошедших недавно саммитов «группы семи», НАТО, ЕС-США, Россия-США и международного турне президента Джо Байдена. Его организаторами стали Центр перспективных исследований национальной безопасности России НИУ ВШЭ и Российский совет по международным делам.
В дискуссии участвовали ведущие эксперты-международники, а также военные специалисты: декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов, экс-глава Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский, директор Центра проблем безопасности и развития МГУ Владимир Бартенев, первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман, генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов и др. На мероприятии присутствовали представители аппарата Совета безопасности РФ, Управления Президента РФ по внешней политике, Министерства обороны РФ (Генштаба ВС РФ), члены Совета Федерации. Председателем мероприятия стал Андрей Кокошин, директор Центра перспективных исследований национальной безопасности России НИУ ВШЭ, бывший секретарь Совета безопасности РФ.
Об итогах российско-американской встречи на высшем уровне рассказал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. Научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов представил ряд аналитических разработок, касающихся сил общего назначения и обычных вооружений (в том числе высокоточного дальнобойного оружия), нестратегического ядерного оружия противостоящих сторон.
В ходе дискуссии эксперты выделили несколько ключевых трендов в действиях администрации Джо Байдена. Во-первых, это реидеологизация внешней политики, перенос акцентов на противостояние «демократий» и «автократий». Вокруг этого США будут консолидировать другие государства, что проявилось на саммите НАТО, главной его целью которого стала демонстрация восстановления «трансатлантического единства», разрушенного «коммерческим» подходом предыдущего хозяина Белого дома Дональда Трампа. Администрация Джо Байдена нацелена также на проведение до конца текущего года «саммита демократий». Эта задача нашла отражение в заявлении по итогам саммита США–ЕС. Другой тренд — это изменение приоритетов Белого дома.
Во время предвыборной кампании и в начале президентского срока Джо Байдена на одном из первых мест была климатическая повестка, но теперь он сфокусирован на противостоянии с Китаем
Эксперты обратили внимание, что на саммитах «группы семи», НАТО и США–ЕС о КНР говорилось как никогда подробно. Так, в коммюнике «семерки» была включена резкая критика Пекина по проблемам прав человека в Синцзяне и Гонконге, что крайне негативно воспринимается китайским руководством.
В тексте декларации брюссельского саммита НАТО Китай упоминается целых 10 раз. КНР впервые обвиняется в проведении политики, идущей вразрез с принципами Вашингтонского договора 1949 года, быстром и непрозрачном наращивании ядерного арсенала, слиянии гражданского и военного секторов, проведении совместных с Россией военных учений и т.д.
В материалах саммита США–ЕС зафиксированы намерения проводить консультации и взаимодействовать на китайском направлении, сочетая элементы сотрудничества, соперничества и «системного противоборства» (systemic rivalry). Вновь прозвучала тема Синцзяна и Гонконга, а также Тибета и Тайваня, Китай был обвинен в проведении политики экономического принуждения и дезинформационных кампаний.
По мнению участников круглого стола, антикитайскую (и антироссийскую) направленность можно усмотреть и в создании Американо-европейского совета по торговле и технологиям. Вероятно, что эта структура будет активно заниматься вопросами ужесточения контроля над передачей технологий. В то же время, не все эксперты согласны с тем, что американскому президенту удалось добиться мобилизации Европы на борьбу с Китаем. Некоторые из них считают, что европейским странам — членам НАТО привычнее и дешевле противопоставлять себя России, поэтому не китайское направление, а «агрессивные действия» РФ в брюссельской декларации НАТО указаны как угроза номер один.
Эксперты отметили высокую степень военно-политической активности США и их союзников вблизи границ России, ее дестабилизирующий характер. Они не ждут быстрого прогресса в улучшении отношений. Тем не менее, участники круглого стола согласны с тем, что июньский саммит президентов России и США прошел в предельно деловом, предметном ключе, хотя обе стороны признают ценностный разрыв между собой.
Позитивным моментом стало то, что по предложению Москвы было сделано совместное заявление о стратегической стабильности, чего ранее не удавалось добиться от администрации Трампа. Удалось договориться о начале не переговоров, но хотя бы профессионального диалога по этому направлению. Также диалог начнется и по вопросам кибербезопасности.
Андрей Кокошин, директор Центра перспективных исследований национальной безопасности России НИУ ВШЭ:
«28 июля Россия и США возобновили весьма важные консультации по вопросам стратегической стабильности, которые в свое время по вине американской стороны при администрации Д. Трампа практически зашли в тупик. Важно теперь, чтобы эти консультации привели к серьезным конструктивным взаимоприемлемым результатам».
Каковы бы ни были результаты этих консультаций, Вашингтон будет наращивать интенсивность противоборства с Россией (и Китаем) в серой зоне с использованием преимущественно широкого спектра невоенных средств, не доводя дела до прямого применения военной силы. Катастрофические последствия прямого военного столкновения на Западе хорошо осознают.
США и другие западные страны также активизируют усилия на постсоветском пространстве, направленные против интересов России, уверены эксперты. Администрация Байдена намерена в несколько раз увеличить помощь странам постсоветского пространства — Украине, Грузии, Молдове, Армении, государствам Центральной Азии.
В этом контексте особого внимания заслуживают провокационные действия США и их союзников по НАТО на украинском направлении, говорят эксперты. Это и наращивание поставок вооружений на Украину, и активизация переподготовки вооруженных сил Украины, и предоставление ей Соединенными Штатами статуса «основного союзника вне НАТО».
По мнению участников дискуссии, следует обратить особое внимание на законопроект о сотрудничестве с Украиной в области безопасности, который был внесен в американский Сенат и уже прошел через комитет по международным отношениям. В то же время, пока Киеву не была предоставлена «дорожная карта» присоединения к НАТО, чего добивается нынешняя украинская власть. Это объясняется сопротивлением ключевых европейских государств — Франции и ФРГ, которые считают членство Украины в альянсе «красной линией» обозначенной Россией. Политика США может стимулировать украинские власти отказаться от мирного процесса на Донбассе и перейти к военным методам разрешения конфликта.