Ученые из ВШЭ предложили оценивать бедность с точки зрения возможностей

Фото: iStock
Фото: iStock

Социологи Высшей школы экономики с помощью многомерного подхода выявили уязвимые категории населения, которые редко оказывались в фокусе исследований, посвященных проблеме бедности. По результатам расчетов они включили в категорию бедных пенсионеров и людей с инвалидностью. Исследование опубликовано в Russian Journal of Economics.

Социологи Елена Назарбаева, Алина Пишняк и Наталья Халина из НИУ ВШЭ представили новый взгляд на проблему измерения бедности. Они изучили данные «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах» (ВНДН) за 2017 год с помощью индекса многомерной бедности (ИМБ).

Индекс многомерной бедности — это комплексный способ измерения бедности. Монетарные подходы основываются только на денежных суммах, которыми обладает человек или семья, немонетарные принимают во внимание и другие критерии, например отсутствие у человека необходимых ресурсов или его социальную изоляцию. ИМБ позволяет включить как монетарные, так и немонетарные показатели.

Основоположником этого подхода считается экономист Амартия Сен, который первым сформулировал мысль о том, что бедность — это не просто отсутствие денег, а скорее отсутствие возможностей. Согласно его теории, развитие общества должно вести к расширению диапазона человеческих возможностей. Если таких возможностей нет или их недостаточно, человека или домохозяйство можно считать бедным.

Индекс многомерной бедности рассчитывался исследователями в два этапа. Сначала формулировался набор лишений, или деприваций, от которых может страдать человек или семья. Также были установлены критерии, которые позволили определить, что человек сталкивается с каждой из указанных проблем. Например, для такой депривации, как наличие задолженности по оплате ЖКУ, можно использовать следующий критерий: имели задолженность по коммунальным платежам на протяжении прошедшего года один раз или чаще.

Самой распространенной проблемой для российского населения оказалась невозможность заменить старую или ветхую мебель: такая ситуация, по данным ВНДН-2017, характерна для 64% всех россиян. Менее распространены, но все же достаточно часты отсутствие возможности приобрести по две пары подходящей сезонной обуви на каждого члена семьи (43%) и провести одну неделю в отпуске в году вне дома (40%).

Фото: iStock

Были и относительно редкие депривации: менее 1% респондентов упомянули, что живут в общежитии или коммуналке, также менее 1% ответили, что не имеют возможности купить телевизор, холодильник или телефон.

После выявления проблемы объединялись в группы-домены. В результате исследователи получили 11 групп, объединивших депривации в части здоровья, питания, образования, удовлетворения базовых потребностей (возможность сводить концы с концами, отсутствие задолженностей по коммунальным платежам), покупки одежды и обуви, наличия базовых товаров длительного пользования (например, стиральной машины, холодильника), крупных приобретений (таких, как машина или мебель), доступа к средствам коммуникации (наличие компьютера, телефона) и доходов.

При расчете индекса для каждого домена вводится весовой коэффициент. Чем выше вес, тем важнее влияние домена на общий индекс. Весовые коэффициенты были представлены в долях единицы, так что их сумма в каждом случае оказывалась равна значениям в пределах единицы. Такой подход позволяет легко интерпретировать значимость доменов. Существуют примеры исследований, где коэффициенты устанавливались в соответствии с заключением экспертов или математическими расчетами. При построении ИМБ на российских данных исследователи присвоили всем доменам равные веса. А вес каждого домена равномерно распределялся между всеми включенными в него депривациями.

После этого для каждого человека или семьи в выборке была выведена общая сумма весов деприваций, с которыми они сталкиваются. Результат сравнивался с конкретной чертой бедности. Порог был установлен так, чтобы при его использовании доля бедных соответствовала относительному уровню бедности по доходам — на 60% медианного располагаемого дохода населения. Если сумма весов деприваций оказывалась выше этого порога, человек или домохозяйство признавались бедными.

Результатом применения такого подхода стала оценка доли бедных по критериям ИМБ на уровне 24,8% населения России, в то время как применение абсолютных монетарных критериев бедности, на тех же данных приводило к оценке бедности на уровне 13,0% населения.

Сравнив значения индекса для различных категорий населения, исследователи показали, что он, как и показатели монетарной бедности, принимает более высокие значения для сельских жителей, детей и семей с детьми (наиболее высокие значения индекса характерны для многодетных семей), больших домохозяйств и их отдельных представителей, работников с низкой квалификаций, работников, занятых в неформальном секторе, и тех, кто имеет низкий уровень образования. В то же время к перечню категорий с наиболее высокими рисками бедности ИМБ добавляет пенсионеров и лиц старшего возраста, а также инвалидов.

Алина Пишняк

«В России сочетание монетарных и немонетарных оценок для анализа бедности можно использовать, например, для решения вопросов социальной политики. Оно позволяет учитывать категории людей, которые до этого не считались уязвимыми. В этой области ИМБ будет полезен и для оценки бедности, и для проверки нуждаемости. Такой подход применим для расчета социальных пособий на детей, выплат для пенсионеров и людей с инвалидностью», — считает одна из авторов исследования, заведующая Центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ Алина Пишняк.

Проект реализован при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Дата публикации: 24.03.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: