Дальний Восток: «как творить будущее, в котором будет интересно и комфортно»

Владивосток, фото: iStock
Владивосток, фото: iStock

Быстрая переориентация отечественной внешней торговли на Восток, государственные программы дали импульс развитию макрорегиона. Одна из сессий деловой программы Восточного экономического форума — «Открытый Дальний Восток в мировой экономике: достижения и планы на будущее» — была посвящена роли региона в новых внешнеэкономических и внешнеполитических условиях с учетом возможностей, открывшихся вследствие переориентации внешнеэкономических связей России.

Сессия традиционно проведена совместно с клубом «Валдай». Модератор сессии, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев, предоставил слово декану факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, председателю Совета Фонда развития и поддержки клуба «Валдай» Андрею Быстрицкому.

Тимофей Бордачев, фото: Михаил Варушичев / Фонд Росконгресс

Андрей Быстрицкий подчеркнул, что сессия посвящена поиску ответов на злободневные вопросы современности. Важно находить в переломные моменты варианты для развития творческого потенциала России и стран Восточной Азии. «Давайте обсудим, как мы можем творить будущее, в котором нам будет интересно и комфортно», — сказал декан.

Андрей Быстрицкий, фото: Михаил Варушичев / Фонд Росконгресс

Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, заместитель председателя правительства России Юрий Трутнев напомнил, что развитие региона 10 лет назад было объявлено национальным приоритетом, было образовано Министерство по развитию Дальнего Востока. За эти годы создана система поддержки развития макрорегиона, были приняты 75 федеральных законов и 400 правительственных документов, сформированы территории опережающего развития, созданы «Свободный порт Владивосток», единая Дальневосточная авиакомпания, реализуются программы ипотеки и «Дальневосточный гектар».

Вице-премьер сообщил также, что за прошедшие годы удалось привлечь 3,4 трлн рублей инвестиций, благодаря этому созданы более 670 промышленных предприятий, более 125 000 высококвалифицированных рабочих мест. С переориентацией внешней торговли резко увеличилась нагрузка на БАМ, Транссиб и порты региона, отметил полпред президента. «Этот разворот требует энергичных действий по развитию инфраструктуры, расширению мощностей портов», — сказал Юрий Трутнев. Он обратил внимание на роль Северного морского пути в развитии мировой торговли и подчеркнул важность создания безопасных и комфортных условий для инвесторов.

Меры по развитию Дальнего Востока, рассказал Юрий Трутнев, затронули 5 млн жителей, или 62% его населения.

Тимофей Бордачев особо обратил внимание на роль железных дорог в укреплении связей центра России с отдаленными регионами. Он поинтересовался ролью РЖД в развитии торговли со странами, расположенными в отдаленных регионах Азии, в том числе на островах.

Первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Павлов подчеркнул: РЖД — компания, объединяющая регионы, страны и даже материки. Он напомнил о строительстве Транссиба в конце XIX — начале XX века, который позволил соединить с центром страны труднодоступные районы, построить города, ставшие центрами развития больших территорий. В возведении второй магистрали, БАМа, участвовали около 2 млн человек. Сейчас Дальний Восток — морские и сухопутные ворота России. Менеджер РЖД сообщил, что за последние 10 лет объем перевозок к портам региона вырос вдвое и достиг 81 млн тонн. В Китай в 2022 году перевезли 120 млн тонн, а за 8 месяцев нынешнего года — 107 млн тонн. Такие результаты, убежден Сергей Павлов, невозможны без развития инфраструктуры железной дороги и портов. Сейчас правительство и РЖД вкладывают большие средства в увеличение пропускной способности железных дорог. За последние 5 лет компания «РЖД» вложила в развитие Транссиба и БАМа около 700 млрд рублей, создала около 140 000 новых рабочих мест. Многие пропускные пункты переводятся на круглосуточную работу, создаются новые. Созданы цифровые форматы обработки документов клиентов, сократившие время их подготовки с 90 до 10 часов. Одновременно компания налаживает сервис для использования багажных вагонов пассажирских поездов для ускорения доставки грузов бизнеса, в том числе малого.

Сергей Павлов, фото: Михаил Варушичев / Фонд Росконгресс

«Цифры развития и прироста говорят, что регион развивается. Мы как транспортники понимаем, что нужно больше», — подытожил Сергей Павлов.

Член совета директоров компании FESCO Александр Тимченко отметил, что после смены управленческой команды компания начала укреплять активы, в том числе обновила собственный флот, что позволило ей выдержать возросшую в новых условиях нагрузку. Также компания приняла программу развития портовых мощностей, предполагающую в том числе удвоение пропускной способности порта Владивосток. Он назвал важным использование новейших технологий, в том числе цифровых, и перегрузочного оборудования. Сейчас FESCO использует 35 моделей искусственного интеллекта. Это в комплексе позволило расшить узкие места. Одновременно компания участвует в создании восточного логистического узла для Севморпути, что предполагает перегрузку контейнеров из АТР на флот, следующий по СМП.

Александр Тимченко подчеркнул значение сотрудничества с РЖД: «Это наш хребет, на котором держится логистика. Благодаря новым технологическим решениям увеличивается провозная способность, в частности двойных контейнерных поездов и “виртуальной сцепки”. Компания развивает взаимодействие со странами Центральной Азии и Китаем, что позволяет применять китайские нововведения, например погрузку портовыми кранами сразу 2–4 контейнеров, что ускоряет процесс на 15–17%».

Александр Тимченко, фото: Михаил Варушичев / Фонд Росконгресс

Одновременно FESCO вошла в сегмент экспресс-перевозок по железной дороге. «Мы оказались готовы к сложившейся ситуации и стремимся обеспечить инфраструктуру выполнения внешнеэкономических задач», — подытожил Александр Тимченко.

«Как вы видите взаимодействие наших стран в более широком международном контексте? Как российско-китайское сотрудничество становится частью глобального рынка?» — обратился Тимофей Бордачев к исполнительному декану Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете Ван Вэню.

Ван Вэнь признал значительные успехи в развитии российского Дальнего Востока, в том числе рост инвестиций. Однако, по его словам, этот рост во многом связан с жилищным строительством и вложениями в инфраструктуру. Кроме того, достигнутый объем инвестиций не так велик с учетом масштаба территории. Представитель Китая обратил внимание, что уровень инфраструктуры, отелей и услуг отстает от красоты природных и архитектурных памятников Владивостока и региона. По мнению Ван Вэня, город и регион нуждаются в ускорении развития. В том числе следует интенсифицировать приток туристов, ускорить поток инвестиций. Он обратил внимание, что китайские инвестиции в Россию составляют немногим более процента от 150 млрд долларов в год, инвестируемых Китаем в целом в зарубежные страны. «Год назад я говорил, что Владивосток может стать новым Гонконгом, и к этому тезису стоит прислушаться. Я уверен, что Россия могла бы создать специальную экономическую зону, чтобы привлечь больше иностранных технологий, талантов и инвестиций, как Гонконг в 1970-е годы или Шанхай в 1990-е», — сказал Ван Вэнь. Представитель КНР уверен, что Россия могла бы использовать китайский опыт привлечения иностранных инвестиций. «Надеюсь, что инвестиции в Дальний Восток быстро вырастут до 100 млрд долларов, а население Владивостока превысит миллион человек. Я уверен в блестящем будущем Дальнего Востока», — резюмировал Ван Вэнь.

Ван Вэнь, фото: Михаил Варушичев / Фонд Росконгресс

Председатель комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами из Китая Московской торгово-промышленной палаты Анна Бессмертная подчеркнула важность регионального сотрудничества, которое позволяет избежать санкций. Она уверена в необходимости развития приграничного взаимодействия для обеспечения безопасности, улучшения логистики и развития глобальных связей. Среди возможных направлений двустороннего сотрудничества она назвала производство на Дальнем Востоке экологически чистых продуктов. «Важно диверсифицировать кооперацию, находить новые направления, понимать, что политические решения подтягиваются за экономическими связями», — сказала представитель столичной ТПП. Она также обратила внимание на важность решения демографической и кадровой проблем Дальнего Востока.

Анна Бессмертная, фото: Михаил Варушичев / Фонд Росконгресс

Тимофей Бордачев поинтересовался у Ван Вэня, не создают ли иностранные инвестиции чрезмерную экономическую связанность страны-получателя с инвесторами и, как следствие, возможность давления. По мнению китайского ученого, вероятность давления не снижает потребности в инвестициях. Пока взаимные вложения Китая и России невелики. Одним из примеров вероятного развития сотрудничества Ван Вэнь назвал создание транспортного коридора от китайской пограничной провинцию Чжилин к Японскому морю через территорию России.

В сессии вопросов и ответов также участвовали член Совета Федерации от Приморского края Людмила Талабаева, специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, член группы экспертов Совета безопасности ООН Георгий Толорая и представитель регионального бизнес-сообщества Станислав Еремин.

Дата публикации: 12.09.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: