Доступность и ответственность: каким должно быть регулирование платформенной экономики

Фото: iStock
Фото: iStock

Сейчас непосредственно в платформенной экономике заняты около 15,5 млн человек. В прошлом году объем электронной торговли вырос на 49% и достиг 8 трлн рублей. Быстро развиваются платформы в других отраслях — в частности, в сфере образования. При этом лидирующие цифровые платформы выходят далеко за рамки своего сектора, развивая собственные экосистемы. В каком объеме государство должно регулировать отрасль, обсудили на сессии ПМЭФ-2024 «Как цифровые платформы и экосистемы трансформируют экономику».

В России складывается достаточно противоречивая картина вокруг такого глобального явления, как платформенная экономика, отметил модератор сессии, генеральный директор Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. На сегодня этот перспективный растущий сегмент внушает не только интерес, но и некоторые опасения как в плане делового оборота, так и в нормативном плане. 

Фото: Высшая школа экономики

«Платформенная экономика создает огромные возможности для рынков сбыта, в том числе для очень небольших или совсем маленьких производителей. К концу 2023 года на b2c-маркетплейсах было 550 тысяч продавцов, и почти 70% из них — это региональные компании или индивидуальные предприниматели. Мы почувствовали этот эффект уже в пандемию, когда благодаря платформам удалось, прямо скажем, сохранить такие отрасли, как HoReCa и образование. Также благодаря им в России возникли новые формы занятости — сейчас непосредственно в платформенной экономике заняты около 15,5 млн человек. Среди них чуть меньше 5% — молодежь от 18 до 24 лет, а 16% — люди старше 50 лет», — рассказал он. 

Кроме того, платформы предоставляют фундаментальные преимущества в сфере экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. Платформы позволяют обелять участников экономического оборота и дают гражданам получить дополнительный заработок: для более 70% занятых в этом секторе это подработка в течение нескольких дней в неделю или даже нескольких дней в месяц. 

Андрей Шаронов. Фото: Высшая школа экономики

Что касается минусов, то чаще всего высказываются опасения, связанные с вредоносным контентом, манипуляцией поведением потребителей, дополнительными рисками утечки персональных данных и рисками ущемления прав занятых. Также платформы называют «кадровым пылесосом», так как они оголяют другие, как многим кажется, более важные индустрии и отрасли. Немаловажно и то, что платформы создают практически неограниченный рынок сбыта для иностранных товаров, отметил Андрей Шаронов. 

Цифровые платформы как отрасль действительно растут очень быстро, подтвердил заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников. В прошлом году объем торговли вырос на 49% и достиг 8 трлн рублей. По разным оценкам, доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли составляет от 8 до 15%. Он также отметил, что этот рост сопряжен с определенными вызовами, которые законодатели пытаются сейчас урегулировать. В первую очередь это социальная защита платформенных занятых: вопросы с отпусками, больничными, с правильными начислениями пенсии и т.п. Вторая проблема — это оборот контрафактных несертифицированных товаров и вопрос ответственности за этот оборот. Третья — защита прав потребителей. Четвертая — это качество и ответственность за услуги, предлагаемые самими платформами. 

«Высокая доля субъектов МСП, которые работают с площадками, порождает возникновение вопросов, связанных с налогообложением. Например, мы обсуждали с коллегами переход к функции налогового агентирования. У нас сейчас достаточно много разных инициатив и по линии ФАС, и по линии Минпромторга, и по линии законодателей. Мы выступаем за создание единого отраслевого закона для цифровых платформ, который включал бы в себя ответы на эти базовые вопросы, и в первую очередь, конечно, заложил бы такой единый понятийный аппарат», — рассказал замминистра.  

Ярослав Кузьминов. Фото: Высшая школа экономики

По его словам, министерство готово разрабатывать такой закон совместно с отраслью. 

Научный руководитель НИУ ВШЭ, координатор Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Ярослав Кузьминов отметил, что ключевой эффект платформ состоит в том, чтобы уравнять доступность товаров и значительной части услуг для большинства населения, особенно в малых и отдаленных населенных пунктах.

«Если мы перенесемся на 15 лет назад, мы представим себе, что людям было доступно в малых городах, малых населенных пунктах и что доступно теперь — это вот конкретный эффект платформ, и это очень большой вклад в качество жизни», — пояснил он. 

Он отметил также, что Россия находится среди лидеров по сочетанию технологий и организации рынков. Вместе с тем является ошибкой рассматривать и регулировать цифровые платформы как продавцов: платформа — это форма организации рынка, как, например, товарная или фондовая биржа. 

«Рынок не бывает неорганизованным. Мы все это прекрасно понимаем. Нет организации рынка — нет обеспечения прав и так далее. Поэтому вопросы, которые сейчас стоят с регулированием цифровых платформ, — это, конечно, вопросы справедливости, информированности доступа, обеспечение качества, связанное именно с ролью платформы как организатора рынка, где есть продавцы и покупатели», — пояснил Ярослав Кузьминов. 

Он рассказал, что можно выделить три уровня платформ: классифайд, или цифровая доска объявлений, маркетплейс и провайдер, или цифровой продавец. Проблема в том, что эти уровни постоянно путают, когда говорят о регулировании. По его мнению, регулированием должна заниматься прежде всего ФАС, а также Роспотребнадзор.

Фото: Высшая школа экономики

Кроме того, спикер отметил, что такой огромный и самый быстрорастущий сектор экономики не может не рассматриваться в качестве потенциального источника доходов государства. Таким образом, это зона ответственности Минфина, ФНС и ФТС, где возникает предмет регулирования через обязательное отчисление и социальные фонды. 

«Они могут выступать налоговыми агентами и агентами по сбору социальных платежей. Вопрос только в том, где остановиться. Если мы сейчас начнем говорить о том, чтобы платформы платили социальный налог, 30% с доходов, это будет нерационально, потому что огромная доля платформенной занятости — это не единственная, а дополнительная занятость. Это занятость, с которой человек традиционно не делал такого рода отчислений. И смешно думать, что до платформы этого не было. Просто это было организовано по сетям знакомств, а не через цифровой доступ по всей стране», — полагает Ярослав Кузьминов.

Кроме того, он отметил проблемы качества товаров и контрафакта. Эта проблема существует везде, но платформа является неким прожектором, который ее высвечивает. Платформы предоставляют хорошие возможности и в сфере ценообразования, и в определении качества товара — в первую очередь через обязательные признаки, которые продавец должен заявлять, пояснил он. 

Фото: iStock 

Главной особенностью российского рынка является то, что с самого начала развития платформ ключевым звеном этого процесса выступали банки, рассказал первый заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин. Уже в 2021 году выделялись шесть крупных игроков, которые стремились создать собственную платформенную экосистему. 

«Прошло буквально три не самых простых года, и многое изменилось. Во-первых, проявилась черная неблагодарность банков, которые, став теми, кем они сейчас являются, пытаются отказаться от своих корней. Все, что у них есть, происходит из банковского бизнеса, но они уже как бы не банки — но ничего, мы за это поборемся. Но второй важный момент — что идет некая сдвижка от банковской модели развития экосистем и платформ в широком смысле. Более традиционные участники электронной коммерции начинают наступать им на пятки, завоевывать свои ниши и создавать должный уровень конкуренции. И сегодня масштабы впечатляют, и в этом смысле мы имеем дело уже с критически значимой инфраструктурой, к которой надо серьезно относиться», — поделился он. 

Он отметил важность «операционной устойчивости» — обеспечения непрерывности деятельности платформ. Для критически важной инфраструктуры очень плохо, когда возникает какой-то сбой, который влияет на всю систему. Также немаловажен вопрос обеспечения добросовестной конкуренции, и здесь не обойтись без регулирования, убежден первый зампред ЦБ. 

Кроме того, он подчеркнул необходимость обеспечения прав клиентов платформ, в том числе полноценное информирование о предоставляемых услугах. 

Также в дискуссии участвовали председатель правления АО «Т-Банк» (бывший Тинькофф Банк) Станислав Близнюк, управляющий партнер по поддержке бизнеса «Авито» Сергей Пивень, управляющий директор Ozon Сергей Беляков, исполнительный директор Wildberries Алексей Духанин, директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс.Такси» Антон Петраков, генеральный директор ООО «Ультиматек» Павел Растопшин и другие.

Дата публикации: 17.06.2024

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: