Европа и Китай: между сотрудничеством и конкуренцией

Фото: iStock
Фото: iStock

Европейско-китайские отношения находятся на распутье: для одних стран это шанс на экономический рост и баланс в глобальной политике, для других — риск зависимости от КНР. Аналитические центры Восточной и Центральной Европы по-разному оценивают перспективы сотрудничества с Китаем, выявляя глубокие противоречия в подходах ЕС. Как формируются стратегические нарративы и что мешает выработке единой позиции Евросоюза, обсудили на семинаре ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.

Центр комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ провел онлайн-семинар «Европейско-китайские отношения в материалах аналитических центров Западной и Восточной Европы». 

Выработку единой позиции ЕС затрудняет особая позиция ряда стран Восточной Европы по отношениям с Китаем, отметила модератор семинара, младший научный сотрудник ЦКЕМИ Лолита Королева.

Научный сотрудник ЦКЕМИ, академический директор аспирантской школы по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Шеин представил доклад «Отражение стратегических нарративов ЕС в материалах экспертно-аналитических центров (на примере немецкого института Мерикса)». Он подчеркнул противоречивость современного подхода ЕС к Китаю: страна рассматривается одновременно как конкурент-соперник и как партнер, а внешняя политика ЕС маневрирует между этими позициями. Политики и дипломаты, придерживающиеся проевропейских взглядов и стремящиеся сохранить атлантическую солидарность, имеют разные подходы к Китаю. Различия наблюдаются и в позициях отдельных стран Европы. Однако стратегические нарративы, под которыми понимается представление о роли ЕС в системе международных отношений, позволяют сглаживать противоречия, формировать единую внешнюю политику и ее инструменты, а также решать задачи на мировой арене.

Стратегические нарративы включают системные, описывающие текущий мировой порядок, его вызовы и возможности, и проблемные, отражающие сложности в отношениях с Пекином. Сергей Шеин назвал стратегические нарративы ценным материалом для исследований.

Сергей Шеин

Ключевым элементом стратегического нарратива ЕС, по его мнению, является энергопереход. Брюссель утверждает, что зеленая трансформация повысит конкурентоспособность европейской экономики и улучшит благосостояние стран и граждан Союза.

В ЕС сосуществуют два политико-экономических нарратива в отношении Китая: управляемая конкуренция и дерискинг с элементами сдерживания КНР. Последний продвигает Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности, подчеркивая необходимость укрепления независимости и самостоятельности ЕС и рассматривая Пекин как источник повышенных рисков.

В частности, отмечается, что ЕС сложно установить доверительные отношения с Китаем, если тот не внесет вклад в урегулирование конфликта на Украине и не изменит свою политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Новый Верховный представитель ЕС Кая Каллас активно говорит о сдерживании Китая и формировании оси Россия–КНР–КНДР. Нарративы экономического взаимодействия в условиях управляемой конкуренции и сдерживания развиваются параллельно, что отражается в экспертных материалах.

В материалах Института Мерикса, тесно сотрудничающего со структурами ЕС, в 2025 году подчеркивается глубокая связь европейской экономики с КНР. Обращается внимание на проблемы либерального порядка, влияющие на экономику, и отмечается, что немецкий бизнес выступает против сокращения взаимодействия с Китаем, оптимистично оценивая перспективы сотрудничества.

В то же время эксперты опасаются, что отказ от дерискинга может снизить конкурентоспособность: Китай препятствует развитию немецкого автопрома, а продолжение сотрудничества грозит сокращением роли немецкой экономики до узких ниш, вытеснением с глобальных рынков и усилением взаимозависимости. Этот доклад скорее отражает нарратив управляемой конкуренции.

Второй материал посвящен экономической стратегии Германии и роли взаимодействия с Китаем в международном сотрудничестве. В нем прослеживаются призывы к пересмотру отношений с КНР, упоминая системное взаимодействие и создание альтернативных механизмов партнерства, включая расширение клуба G7 за счет Австралии и Южной Кореи для уравновешивания роли Пекина в АТР, а также защиту экономической безопасности Германии.

Еще один доклад предлагает в условиях непредсказуемости политики США синхронизировать с Вашингтоном стратегии в экспорте технологий и использовать коллективное влияние Европы для укрепления самостоятельности на международной арене. Хотя, по мнению докладчика, ЕС пока не обладает достаточными ресурсами для повышения автономии, в Брюсселе формируется новое понимание этой задачи.

Стратегические нарративы влияют на работу аналитических центров, которые стремятся перевести аналитику в практические политические решения, что сказывается на подходах и их изменениях внутри ЕС и отдельных стран Европы.

Фото: iStock

Научный сотрудник Института Китая и стран Центральной и Восточной Европы Китайской академии общественных наук Ладислав Земанек отметил, что аналитические центры нередко нарушают принцип нейтральности, продвигая интересы организаций, с которыми они связаны или которые финансируют их исследования.

Он обратил внимание на различия в позициях аналитических центров Словакии, Венгрии и Чехии, отражающие разные подходы этих стран к отношениям с Китаем.

Например, Институт международных отношений Венгрии, действующий под эгидой правительства, поддерживает стратегии взаимосвязанности и выступает против декаплинга и дерискинга. Его эксперты считают, что в условиях тесно связанной мировой экономики дерискинг и декаплинг могут привести к деиндустриализации Европы. По их мнению, дерискинг неэффективен и не снижает зависимость от Китая, а экспорт ЕС в КНР остается стабильным, несмотря на ухудшение отношений.

Институт предлагает сбалансированную оценку отношений ЕС и Китая, признавая неизбежность конкуренции в отдельных секторах экономики, но подчеркивая важность не смешивать ее с вопросами национальной безопасности. Эксперты также указывают на вред политизации отношений и рекомендуют управлять экономической конкуренцией, продолжая сотрудничество там, где это возможно.

Институт Дьердя Лукача при Национальном университете государственной службы в Будапеште, тесно связанный с венгерскими госорганами, считает, что текущее сближение Китая и ЕС нельзя назвать стратегическим поворотом. Европейские элиты и общественное мнение относятся к Китаю с недоверием. В последние годы ЕС принял ряд антикитайских резолюций, в том числе по вопросам прав человека и ограничения доступа китайских технологий на европейский рынок. Решение о сближении с Китаем носит прагматический характер и обусловлено текущей ситуацией, включая противоречивую политику США. Брюссель и Пекин заинтересованы в стабильности торгово-экономической системы и видят возможности для сближения позиций.

Институт Китая, созданный в Чехии при поддержке Академии наук КНР в 2017 году как первый зарубежный центр академии, уделяет большое внимание геополитическому повороту ЕС и вопросам экономической безопасности. Его международный коллектив, включая китайских экспертов, отмечает, что европейские элиты отошли от неолиберализма, а экономическая повестка определяется политическими интересами и задачами экономической безопасности. Сотрудничество ЕС и Китая, по их мнению, усложнится не только в высокотехнологичных, но и в традиционных отраслях. Стратегия экономической безопасности ЕС связана с политикой США по сдерживанию Китая. Эксперты прогнозируют усиление конкуренции между ЕС и КНР в ряде отраслей, но одновременно укрепление сотрудничества в сфере «зеленой» трансформации.

При этом подчеркивается, что ЕС должен балансировать отношения с Китаем, США и другими партнерами, чтобы занять оптимальную позицию. Китаю же рекомендуют расширить взаимодействие с Европой для сохранения диверсификации и укрепления позиций в противостоянии с США. Авторы исследований часто ссылаются на приверженность ЕС международному праву и многовекторной политике, что соответствует интересам Китая. Они ожидают, что ЕС перейдет к более сбалансированному подходу во взаимодействии с Пекином.

Ассоциация по международным вопросам Чехии рассматривает Китай как угрозу безопасности, утверждая, что за последние 20 лет он превратился из партнера в агрессивного игрока. Эта позиция, по мнению содокладчика, отражает усложнение отношений ЕС и КНР после пандемии и начала конфликта на Украине.

Эксперты ассоциации считают, что методы Китая сближаются с российскими, включая попытки влиять на общественное мнение и СМИ через социальные сети и наращивание киберактивности.

Фото: iStock

Эта точка зрения резко контрастирует с позицией венгерских институтов, которые отмечают неопределенность трансатлантических отношений и высокую экономическую взаимозависимость Германии и Венгрии с Китаем. Они критикуют сотрудничество КНР с Венгрией, Словакией и Сербией и рекомендуют формировать единую политику в отношениях с Пекином, включая обмен разведданными, демонстрацию общей позиции и укрепление связей с Японией, Австралией и Южной Кореей для более сбалансированной политики в АТР.

Центр европейской безопасности, также действующий в Чехии, отличается высокой степенью политизированности. Он активно продвигает идею развития отношений Чехии с Тайванем и выступает за жесткую политику в отношении КНР, которую считает недружественным Европе актором, поддерживающим Россию в конфликте с Украиной. Пекин обвиняется в экономическом шантаже и кибератаках на страны Европы. По мнению экспертов центра, умиротворение Китая должно смениться его сдерживанием и укреплением отношений с партнерами в АТР.

Центральноевропейский институт азиатских и африканских исследований в Братиславе с филиалами в Австрии и Чехии в целом поддерживает дерискинг и уделяет особое внимание стратегической автономии ЕС. По мнению его экспертов, Европе не следует чрезмерно сближаться с Пекином, а необходимо укреплять свою самостоятельность. Выгоды от сближения с Китаем представляются им иллюзорными, а развитие взаимодействия с ним может косвенно поддерживать Россию.

Ладислав Земанек резюмировал: динамика и перспективы европейско-китайских отношений интерпретируются по-разному, а направления исследований во многом определяются мейнстримом отдельных стран. По его мнению, повестка исследований может корректироваться из-за изменений в политике США при администрации Трампа, но существенного пересмотра позиций ожидать не стоит.

Лолита Королева поинтересовалась, меняются ли позиции экспертов в связи с активизацией попыток США урегулировать конфликт на Украине. Сергей Шеин считает, что без появления новых нарративов эксперты в основном поддерживают необходимость сохранения европейского единства и тезис об угрозе со стороны Китая, который якобы стремится продвигать альтернативный мировой порядок.

Ладислав Земанек отметил, что чешские аналитические центры убеждены: несмотря на разногласия между ЕС и отдельными странами Союза, Европе следует поддерживать конкуренцию с Китаем и вводить ограничения в отношениях с ним.

Программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Юлия Мельникова поинтересовалась, как различаются взгляды на общее видение отношений ЕС с Китаем в разных регионах и странах Европы. Ладислав Земанек ответил, что интересы отдельных стран и наднациональных элит в отношениях с Китаем часто не совпадают, что создает сложности при выработке единой политики ЕС на китайском направлении.

Сергей Шеин добавил, что, учитывая стабильные отношения ряда стран ЕС с Китаем и конфликты других, важно отслеживать формирование общих нарративов ЕС, их распространение в отдельных государствах и динамику двусторонних связей с КНР.

Научный сотрудник Центра средиземноморских исследований Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Александр Пивоваренко спросил, как на отношения ЕС с КНР повлияли недавние визиты президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца в Пекин и когда начал формироваться новый общеевропейский нарратив по взаимодействию с Китаем.

Сергей Шеин ответил, что визиты лидеров двух ключевых стран мало изменили отношения ЕС с Китаем. Изменения скорее связаны с приходом к власти в США Дональда Трампа. Нарратив начал меняться после формирования нового состава Еврокомиссии и первых внешнеполитических шагов новой администрации США. Речь идет о ребалансировке отношений и более позитивном взаимодействии ЕС с КНР. При этом новый Верховный представитель ЕС менее дипломатично высказывается о Китае и Тайване, а нарративы управляемой конкуренции и соперничества часто расходятся.

Дата публикации: 03.06.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: