Изысканная простота икебаны: язык цветов или подношение богам

Фото: iStock
Фото: iStock

Искусство составлять в особых сосудах композиции из срезанных побегов и цветов зародилось в Японии много веков назад. По мере открытия миру Страны восходящего солнца икебаны стали популярны во всем мире — и как элемент декора, и как особая философия.

С чего началось победоносное шествие икебан по миру, рассказала Урана Куулар, мастер и преподаватель икебаны школы Согэцу и чайной церемонии Омотэсэнкэ на встрече, организованной Центром восточных культур НИУ ВШЭ и научно-образовательной секцией исследований Японии Школы востоковедения.

Урана Куулар

«Икебана — это не просто цветок, который срезали и поставили в вазу. Икебана — это цветок, который зазвучал; это цветок, который живет совершенно другой жизнью», — подчеркивает Урана Куулар. В ходе мастер-класса она собрала пять цветочных композиций: четыре были посвящены временам года, пятая стала воплощением духа импровизации. Мастер собирала икебаны из веток ивы, сосны, липы, тюльпанов, спиреи, роз, широких листьев. Композиции были украшены декоративными предметами (японским веером, бумажными мячиками, маской лисы). Урана Куулар поставила их в пять разных ваз.

Икебана — традиционное японское искусство, в котором мастер комбинирует срезанные цветы в специальных сосудах.

Как говорит Урана Куулар, существует множество мнений, когда и почему это искусство зародилось. Некоторые ученые полагают, что икебана пришла на Японские острова вместе с буддизмом. Считается, что впервые цветочные композиции начали ставить как подношения Будде и буддийскому пантеону. Такие композиции назывались «татэхана» (в переводе с японского — «стоящие цветы», растения, закрепленные в вертикальном положении; изначально это было религиозное подношение в виде цветочной композиции; считается одним из самых ранних стилей икебаны).

Другие исследователи и сами японцы придерживаются мнения, что икебана имеет исконно японские корни и возникла еще задолго до появления в этой стране буддизма в VI веке: тогда цветочные композиции ставили не для буддийского, а для синтоистского пантеона. Синтоизм — особая японская религия, включающая в себя множество различных божеств, начиная от хранителей домов и заканчивая Аматэрасу, покровительницей императорского рода. Чтобы их задобрить и отвести от себя несчастья, японцы приносили цветы в те места, где, по поверьям, были похоронены божества. Традиции синтоизма сохранились: некоторые японцы и сейчас почитают древних богов и духов, молятся в храмах и преподносят дары божествам.

Своего пика искусство икебаны достигло в XIV–XVI веках, а наибольшей популярности — в эпоху Эдо (XVII–XIX века), время правления клана Токугава и перехода от эпохи ожесточенных средневековых междоусобиц даймё (средневековых феодалов) к эпохе, когда страна была полностью контролируемой, но закрытой от внешнего мира. В те времена растения мог себе позволить практически каждый гражданин.

Фото: iStock

В эпоху Мэйдзи (XIX–XX) Япония начала переход от самоизолированного феодального общества к индустриальному развитию, перенимая научные и технические достижения западных стран. Все традиционно японское отрицалось или отходило далеко на задний план, в том числе национальные искусства. Япония хотела быть ближе к Западу и охотно заимствовала европейскую культуру и традиции, пренебрегая своими. Однако после Второй мировой войны в стране вновь наметился подъем популярности традиционных японских искусств. Тогда с икебаной познакомились американцы, а затем и европейцы. Вскоре икебана стала общеизвестным искусством и оказала большое влияние на западную флористику и даже архитектуру.

Существует две школы икебаны (Икэнобо и Согэцу) и несколько разных стилей. Всего, по словам Ураны Куулар, в Японии свыше 2500 школ икебаны и почти каждая из них занимается собственной интерпретацией уже существующих стилей. Сама Урана Куулар посвятила себя школе Согэцу — авангардной школе икебаны. Школа Согэцу была основана в XX веке, после Второй мировой войны. Икэнобо считается самой первой школой икебаны: ей в этом году исполнилось 462 года.

Каждая школа, продолжает Урана Куулар, придерживается своих взглядов, но основой для всего становятся уже существующие стили. Так, школа Икэнобо творит в основном в стиле китайского происхождения Рикка — он отличается строгостью и сложностью композиции. «Рикка — целая вселенная, в которой каждая ветка, каждый лист и каждый цветок имеет свою четкую функцию, название и расположение», — говорит Урана Куулар.

Стиль Нагэирэ был создан в противовес стилю Рикка: вдохновленные им композиции славятся своей простотой и отсутствием строгой формы. Такой непринужденный стиль был удобен для мастеров чайной церемонии, они его, собственно, и сформировали. У Нагэирэ есть свое ответвление под названием Чабана — это особый, ныне уже самостоятельный стиль икебаны, также тесно связанный с чайной церемонией. Чабана считается утонченным искусством, достаточно сложным в освоении. «Чтобы быть мастером Чабаны, нужно жить цветами каждый день», — подчеркивает Урана Куулар.

В стиле Сёка сочетаются три составляющие: небо, земля и человек. Впоследствии именно такое сочетание оказало влияние и на искусство каменных садов, и на организацию пространства в традиционной японской архитектуре.

Фото: iStock

По мере открытия Японии внешнему миру на ее территории становилось все больше различных цветов. Так, например, для того чтобы комбинировать новые заморские растения (гладиолусы, розы, нарциссы), была создана Морибана — особый стиль, где композиция ставилась на плоской поверхности, а не в вазе.

Иногда мастер в порыве вдохновения не придерживается какого-либо стиля, и это называется Дзиюка, или свободный стиль. При постановке такой композиции икебанист опирается исключительно на свои идеи и желания.

Зародившись как традиционное японское искусство, икебана распространилась по всему миру, исключением не стала и Россия. Так, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде есть филиалы школы Икэнобо. Школа Согэцу также набирает учеников в Москве и с радостью делится секретами постановки композиций в своем стиле.

Дата публикации: 25.04.2024

Автор: Варвара Михайлова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: