Как стартаперам строить стратегию и минимизировать риски провала

Фото: iStock
Фото: iStock

Бизнес-система конфликтна по определению. Инвесторы хотят получить прибыль, сотрудники — хорошую зарплату, стабильность и плюшки, клиенты — хороший сервис, желательно бесплатный. Задача менеджмента — заставить разнонаправленные интересы двигаться к одной цели, а помогает в этом стратегия. Какие инструменты использовать для разработки успешной стратегии стартапа, как ее защитить и не свернуть с выбранного пути, рассказал директор по развитию бизнеса «Яндекс.Финтех» Заур Бесолов на мастер-классе, организованном факультетом компьютерных наук.

Умение разработать грамотную стратегию полезно не только будущим стартаперам, но и потенциальным топ-менеджерам, а также мужчинам и женщинам, желающим успешно жениться или выйти замуж.

Для того чтобы приступить к работе со стратегией, надо определиться, на какой временной период она рассчитана. «Есть три типа стратегии: краткосрочные — до года, среднесрочные — до 3 лет, долгосрочные — все, что больше. Сейчас, в быстро меняющееся время, дальше трех лет никто не смотрит», — отмечает Заур Бесолов.

Он предложил использовать готовый алгоритм работы со стратегией — стратегический гексагон Тиграна Арутюняна, автора книги «Что вам делать со стратегией? Руководство по стратегическому развитию компании».

Стратегический гексагон (или шестиугольник) описывает четкую последовательность шагов, которые необходимо пройти компании, — от анализа контекста и построения стратегических ориентиров до практической реализации стратегии и рефлексии.

Первый этап — это анализ контекста. Чтобы приступить к разработке стратегии, нужно быть в контексте бизнес-среды, отрасли и потребностей общества.

После анализа контекста необходимо определить стратегические ориентиры и собственную ценность — это второй этап. Стратегические ориентиры — это цель стартапа, например размер выручки. Для получения выручки стартап должен иметь ценность, без нее сервис пользователям неинтересен.

Третьим этапом будет стратегический анализ. В ходе него нужно увидеть разрыв между желаемым и действительным и понять, готовы ли вы идти к цели: есть ли команда и достаточна ли ее компетентность, есть ли бюджет и инвесторы у вашего проекта и так далее.

На этом этапе также пригодится SWOT-анализ, который выявит ваши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами.

На фото: Заур Бесолов

Следующий этап — «политики по составляющим». Он предполагает разработку плана: как вы будете достигать цели, конкретные шаги по преодолению разрыва между точками А и В.

Пятым шагом будет реализация стратегии — воплощение плана в жизнь. Здесь хороший лидер должен помнить о четырех функциях менеджмента: организация, планирование, мотивация и контроль.

Последним этапом станет рефлексия, осмысление пройденного пути.

Разработку стратегии можно продемонстрировать на примере матримониальных планов. Предположим, ваша цель — жениться на воспитанной блондинке ростом 160 см. «Необходим стратегический анализ: соответствуем ли мы такому типажу? Если она спортсменка, а у меня лишний вес, чтобы ей понравиться, нужно заняться спортом», — рассуждает эксперт.  Дальнейшая последовательность действий — на ваше усмотрение, важно понимать подход и порядок действий.

Проработанная стратегия — обязательный элемент любого стартапа. «Когда ты приходишь со стратегией, которая покрывает все вопросы инвесторов, ты получаешь финансирование. Если приходишь со слабо проработанной стратегией, тебя разворачивают», — заключил Заур Бесолов.

Дата публикации: 18.10.2023

Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ София Махайкова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: