Бизнесу нужны специалисты по финансовой математике. Используя продвинутые математические методы, они исследуют рынки и разрабатывают стратегии управления капиталом. Как работают эти компетенции, на основе реальных кейсов и собственного опыта студентам Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ рассказал выпускник магистратуры МИЭФ, генеральный директор фонда «Институт “Вега”» Кирилл Климов на лекции в рамках проекта фонда «Зачем нужна финансовая математика?».
От микро до макро
Кванты — это специалисты финансового профиля, которые анализируют рынки и разрабатывают стратегии для управления капиталом, пояснил Кирилл Климов. В отличие от трейдеров, кванты не только используют продвинутую финансовую математику, но и зачастую являются исследователями. Просто вместо университета или научного института они работают в банках и хедж-фондах. Кванты востребованы на макро- и микроуровнях финансовых рынков.
На микроуровне финансовых рынков скорость и короткие временные интервалы играют ключевую роль. Здесь важно, как цены на акции и другие активы меняются за считанные мгновения, когда происходит сделка. Чтобы выявить арбитражные возможности на данном этапе, инвесторы и трейдеры используют сверхбыстрые алгоритмы и высокочастотную торговлю для автоматической реакции на изменения цен в реальном времени. (В данном контексте арбитраж — это возможность заработать без риска при нулевых начальных вложениях. — Ред.)
Эти программные решения позволяют обрабатывать огромные объемы данных и совершать сделки за доли секунды.
На микроуровне требуется высокая скорость реакции, чтобы дать возможность компаниям зарабатывать на колебаниях цен. «Если ты второй, значит, ты последний», — подчеркивает Кирилл Климов. Этот уровень финансовых операций является одним из самых динамичных и сложных в мире инвестиций, добавил он.
«Для примера давайте рассмотрим ситуацию с акцией, которая торгуется на нескольких биржах. Если мы обладаем достаточно быстрой реакцией, мы можем купить эту акцию по низкой цене на одной бирже и продать ее по более высокой цене на другой. Это и есть один из способов арбитража на финансовых рынках», — пояснил Кирилл Климов.
При выходе на макроуровень и анализе финансовых рынков кванты интересуются, как в целом функционируют рынки, но не углубляются в мелкие колебания цен, в отличие от микроуровня.
Здесь уже анализируются долгосрочные тенденции и то, как экономические факторы могут влиять на рынок ценных бумаг в будущем.
Предполагается, что арбитраж — выгодная покупка и продажа — уже учтен на микроуровне. Работа на макроуровне идет медленнее, и кванты более осторожно анализируют данные.
Хедж-фонды и космические скорости
Говоря о карьерных возможностях квантов, Кирилл Климов обратил внимание на то, что их «экспертиза также востребована в коммерческих инвестиционных банках, хедж-фондах и компаниях, занимающихся портфельным управлением».
Хедж-фонд — инвестиционный фонд, который привлекает капитал от инвесторов и использует различные стратегии инвестирования для достижения прибыли и управления рисками. Основная цель хедж-фонда заключается в сохранении и увеличении капитала инвесторов вне зависимости от текущих рыночных условий.
Разработка торговых стратегий в хедж-фондах представляет собой уникальное поле финансовой деятельности, где использование математических моделей, статистического анализа и компьютерных алгоритмов играет ключевую роль в принятии инвестиционных решений. Хедж-фонды делятся на два основных типа: высокочастотный трек (High-Frequency Trading, HFT) и среднечастотный трек (Medium-Frequency Trading, MFT).
«HFT-стратегии ориентированы на краткосрочные торговые операции. Алгоритмы в хедж-фондах, работающих с HFT, способны анализировать рынок и принимать решения о покупке и продаже активов за доли секунды. Это реально очень быстро», — заметил эксперт. Стратегии такого типа направлены на то, чтобы извлекать прибыль из быстро изменяющихся рыночных условий, таких как моментальные колебания цен, поэтому здесь особенно востребованы финансисты с сильной IT-подготовкой и знанием языков прототипирования.
HFT — это действительно про очень высокие скорости принятия решений. Для того чтобы этот вид трейдинга приносил прибыль, сигналы об изменениях на рынке должны приниматься и обрабатываться буквально за миллисекунды, подчеркнул Кирилл Климов.
Кванты в хедж-фондах, нацеленных на среднечастотный трейдинг, работают с среднесрочными и долгосрочными инвестициями. Они используют статистический арбитраж и алгоритмическую торговлю, прогнозируют движение цен на более длинных временных горизонтах. «Успех кванта в таком бизнесе сильно зависит от инфраструктуры, объема портфеля фонда и транзакционных издержек», — добавил эксперт.
Работа с рисками
Главный навык кванта — работа с рисками, подчеркивает глава фонда «Институт “Вега”». Он выделяет несколько типов рисков, с которыми сталкивается финансовая математика. В их числе — кредитные риски, которые связаны с невозвратом заемных средств со стороны контрагентов клиентов. В это же время существует риск ликвидности: если у клиента есть много активов, но большую часть из них сложно конвертировать в деньги (например, недвижимость или долгосрочные инвестиции), то это может создать риск ликвидности, если средства понадобятся внезапно.
Самыми распространенными рисками являются рыночные, которые связаны с изменением цены рыночного актива. «Рыночные риски могут быть разными. Например, сельскохозяйственной компании необходимо зафиксировать цены на продукцию, которая еще не выросла. Или нефтяная компания хочет минимизировать риск падения цен на нефть, но не хочет упускать сверхприбыль в моменте», — привел примеры Кирилл Климов.
Для защиты от нежелательного изменения цены используются деривативы — контракты, платежи по которым зависят от цены другого, базового актива. В качестве базового актива здесь могут выступать акции, валютные пары, процентные ставки, сырьевые товары (зерно, нефть) и многое другое. «Если смотреть глазами кванта, то цена дериватива — это дисконтированный набор будущих финансовых потоков, величину которых мы не знаем», — пояснил лектор.
Фото: Высшая школа экономики
Для разных случаев подходят разные типы деривативов. Так, например, для фермеров, которые хотят зафиксировать будущие цены на продукцию, которая еще не готова к продаже, используются форварды (форвардный контракт, или форвард, — договор между участниками, согласно которому продавец обязуется поставить, а покупатель — оплатить и получить определенное количество базового актива в будущем по цене, определенной в момент заключения сделки. — Ред.). С помощью форвардов компании заключают договоры на будущие поставки, определяя цену, по которой они купят или продадут продукцию в будущем. Это помогает им управлять риском ценовых колебаний.
Для нефтяной компании, которая стремится сохранить преимущество от высоких цен на баррель, подойдут опционы (контракты, которые предусматривают право покупателя опциона купить или продать базовый актив в указанный период и по определенной цене. — Ред.). Купив опцион, нефтяная компания получит защиту от потенциальных снижений цен, так как сможет продать нефть по заранее установленной цене, даже если рыночная цена упадет. Если цены начнут расти, опционы могут остаться неиспользованными, и компания сможет продавать по выгодным рыночным ценам.
Кирилл Климов также выделил основные компетенции, которыми должны обладать специалисты в области количественных финансов: это сильная математическая база, фундаментальное понимание экономических процессов, профессиональные навыки в программировании, а также хорошие коммуникационные скилы, чтобы эффективно взаимодействовать с коллегами из смежных областей. «Кванты должны постоянно продолжать учиться», — подытожил он.
В осеннем цикле — спецкурсы Фонда «Институт “Вега”» по фундаментальной математике и математическим финансам, которые помогут сформировать компетенции, необходимые для работы квантом. Занятия проводятся в гибридном формате с бесплатным доступом для студентов российских вузов.