Кто и на каких данных изучает потребление

Фото: iStock
Фото: iStock

Социология потребления вызывает широкий интерес, однако серьезные исследования требуют тщательно разработанной методологии, квалифицированных ученых и детализированных данных. Создание поля надежных баз данных и работ специализированных научных центров и отдельных ученых позволяет повысить эффективность исследований.

Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ и Институт социальной политики НИУ ВШЭ провели в серии «Социология рынков» совместный семинар «Социологические исследования потребления: научные центры и базы данных». 

Стажер-исследователь ЛЭСИ Валерия Кондратенко рассказала о международных научных центрах, ассоциациях и журналах в области социологии потребления. Докладчик пояснила: критерием отбора стала активная деятельность по профилю (подготовка публикаций, проектов, учебных курсов) за прошедшие 5 лет, при этом не затрагивалась деятельность центров, чьи работы не переводились на английский язык.

Валерия Кондратенко

По расчетам Валерии Кондратенко, сейчас действуют 63 научных центра изучения социологии потребления, в том числе 8 российских. За рубежом она выделила 26 исследовательских центров, 13 профильных департаментов университетов, 9 редакций ведущих социологических журналов и 7 научных ассоциаций.  

Из 26 исследовательских центров 7 находятся в скандинавских странах, 6 — в Великобритании, 5 — в США, остальные — в других государствах. Из 13 департаментов университетов 7 находятся в США, 4 — в Англии, по одному — в Австрии и Италии.

Девять международных и национальных ассоциаций выпускают журналы, проводят конференции по теме социологии потребления.

Наконец, 7 научных журналов, из них 2 американских и 5 британских, — это основанные более 30 лет назад наиболее популярные издания в этом секторе социологии, ставшие частью исследовательской сети и имеющие высокий импакт-фактор.

Из 8 российских центров изучения социологии потребления 4 действуют в НИУ ВШЭ, 3 — в Санкт-Петербургском госуниверситете и один — в Институте экономики РАН. 

Главными классическими темами социологии потребления остаются финансовое поведение, культурные исследования потребления, изучение глобализации и капитализма, связи потребления и социальной стратификации и потребление аддиктивных веществ (алкоголь, наркотики и др.). В последние годы к ним добавились новые темы: например, изменения в потреблении, связанные с пандемией COVID-19, устойчивое потребление и цифровое потребление.

Валерия Кондратенко отметила, что в России преимущественно изучаются классические темы, а новейшими занимаются отдельные ученые и небольшие междисциплинарные исследовательские группы.

Стажер-исследователь ЛЭСИ Дарья Лебедева представила сообщение «Социологические исследования потребления: обзор баз данных». По ее мнению, потребность в надежных данных выросла на фоне волны кризисов, они важны, чтобы наблюдать изменения паттернов потребления. Важно понимать, где есть лакуны и какое место в них занимает Россия. Исследовались базы с данными не более чем трехлетней давности, где потребление было одной из ключевых тем обследования. Ключевыми критериями были также открытость данных и методологии, наличие англоязычной версии.

Дарья Лебедева

Базы разыскивались через изучение работ исследовательских центров и ведущих исследователей потребления.

Дарья Лебедева сообщила: преимущественно в обзор попали базы, подготовленные в Северной Америке, Европе, Корее и Японии. Ряд стран Латинской Америки и Азии выпали из исследования ввиду отсутствия доступа к методологии и первичным данным или публикаций на общедоступных языках.

Она уточнила: всего было отобрано 74 обследования, широко и подробно отражающих потребление населения, начиная с 1990-х годов, в основном это обследования экономики домохозяйств. Они подразделяются на исследования расходов домохозяйств и индивидуумов; их экономического поведения (например, РМЭЗ НИУ ВШЭ); обследования медицинского обслуживания и здоровья; потребления электроэнергии, а также агрегированные статистические данные о потреблении (Всемирный банк, Банк России и др.). 

Следующая группа — маркетинговые опросы потребителей. Они отличаются по методологии и тематике от выборочных обследований. Если предыдущая группа комплексно рассматривает потребление и расходы, то маркетинговые исследования сосредоточены на покупательском поведении.

Отдельными типами баз данных Дарья Лебедева назвала индексы потребительских настроений, где есть немало опросов, подготовленных по единой методологии. Среди них есть исследования по ожиданиям будущего и восприятию текущей ситуации, а также обследования бюджетов времени, где респонденты сами заполняют опросные формы в свободном режиме. Ситуативные разовые обследования по отдельным темам нерегулярны, но часто содержат большой объем данных.

Отдельный вид баз данных — это репозитарии количественных и качественных данных в сфере потребления.

Фото: iStock

Из имеющихся баз 17 — российские. Соответствующие обследования проводят ВШЭ, Банк России, Росстат, НАФИ, социологические и консалтинговые компании. В основном эти данные касаются экономического поведения домохозяйств, потребительских настроений населения. По сравнению с международными исследованиями, российские базы располагают ограниченной информацией по поведению домохозяйств (кроме РМЭЗ), недостаточно регулярно проходят обследования медицинского обслуживания и состояния здоровья населения, слабо отражены логика потребительского выбора, использование технологий и онлайн-активность, онлайн-потребление, наконец, практики экологического и устойчивого потребления, не наносящего ущерб окружающей среде.

Дарья Лебедева отметила: работы статистиков и исследовательских центров основаны на больших панельных выборках на протяжении нескольких лет, для них важно выдержать методологию и сопоставимость данных, но иногда вследствие этого такие обследования затягиваются.

Напротив, маркетинговые исследования фиксируют отдельные аспекты потребительских практик, например покупки и потребление некоторых брендов, отличаются гибкостью методов, но не дают общей картины в динамике. «Будущее — в комбинации методов и подходов», — подытожила Дарья Лебедева.

По мнению дискуссанта, старшего научного сотрудника экономического факультета Южного федерального университета Анны Курышевой, важно выделить национальные и международные центры, которые управляются или располагаются в двух или более странах. Она полагает, что выборка российских центров ограничена использованием ими английского языка, что выводит из фокуса работы региональные научные учреждения, которые занимаются изучением потребления в глубинке.

Она рекомендовала автору пополнить обзор журналов непрофильными изданиями, где также появляются статьи о социологии потребления.

Второй дискуссант, заведующая Центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ Алина Пишняк, отметила амбициозность задачи по подготовке глобального списка исследовательских центров и баз данных по социологии.

Алина Пишняк  

Особенно сложна, по ее мнению, подготовка перечня ассоциаций, журналов и ведущих экспертов. Алина Пишняк полагает: важно уточнить методологию изучения научных центров и варианты поиска информации, в частности критерии и «проходные баллы», которыми руководствовались авторы. Например, следует указать, включали ли в число экспертов авторов одной, пусть даже важной статьи или только нескольких. 

Она также отметила, что ограничение исследования русскоязычными и англоязычными центрами сужает поле поиска: в Китае, Индии, Южной Корее и Латинской Америке, а также Африке складываются международные группы экспертов, которые не всегда публикуют работы на английском. Алина Пишняк рекомендовала добавить в число изданий монографии и другие работы, вышедшие в университетских центрах или известных издательствах, подборка исследований по странам облегчит доступ к источникам по малоисследованной зоне. Полезным, по ее мнению, может быть и обращение к смежным сферам: маркетингу, консалтингу, исследованиям социальной политики и психологии. В журналах с хорошими рейтингами публикуются и исследования по потреблению. Она рекомендовала также обратить внимание на исследования Евробарометра и транснациональных компаний, например KPMG и Nielsen.

«Нарисовать карту исследований — это задача со звездочкой, сложная задача, придется изучать не только по социологии, но и по другим дисциплинам», — подытожила Алина Пишняк.

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов, директор Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев подчеркнул важность детального отбора баз данных, изъятия лишних, не содержащих ценной информации для исследователей. Он рекомендовал докладчикам изучить материалы по отдельным элементам потребления в странах БРИКС, по которым нет больших данных.

Иван Груздев

Иван Груздев задался вопросом, следует ли считать базу Сбера по расходам по банковским карточкам социологическими данными. В случае утвердительного ответа можно использовать аналогичные материалы по расходам на тепло, эти данные также доступны.

По мнению эксперта, недостаточно внимания в докладах уделено базам данных о потреблении медицинских услуг, алкоголя, аддиктивных веществ, лекарств и биологически активных добавок. Такие базы есть в США и некоторых других странах.

Иван Груздев обратил внимание на уточнение методических элементов работы, в частности на уточнение порядка формирования баз: как создаются выборки из переписей, как они достраиваются. Важным аспектом работы он назвал определение социальных страт, затронутых обследованиями. Например, Фонд «Общественное мнение» выделяет в своих вопросах не только размер населенного пункта и возраст респондента, но и его экономическое положение.

Он также отметил: сейчас социологам сложно вести работу, на вопросы интервьюеров отвечают не более 16% людей, до которых удалось дозвониться, что замедляет сбор данных. В этой ситуации сопоставление материалов из разных источников может ускорить исследование. 

В обсуждении докладов приняли участие заместитель директора ИСП НИУ ВШЭ Оксана Синявская, старшие научные сотрудники ЛЭСИ НИУ ВШЭ Елена Бердышева, Юлия Белова, Ольга Кузина и Денис Стребков, младший научный сотрудник ЛЭСИ Анита Поплавская.

Валерия Кондратенко и Дарья Лебедева поблагодарили дискуссантов и выступивших за ценные замечания и обещали использовать их при продолжении работы.

В завершение семинара заведующий ЛЭСИ, первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев подчеркнул: докладчики сделали первый шаг в сложной работе по подготовке квалифицированного списка научных центров и баз данных. Методика и критерии отбора, а также терминология, например различия между экологичным и устойчивым потреблением, будут уточняться.

Дата публикации: 09.11.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: