Факультет права Высшей школы экономики выпустил первый номер «Журнала ВШЭ по международному праву (HSE University Journal of International Law)», который будет издаваться четыре раза в год. О редакционной политике, ключевых темах и отборе авторов HSE Daily рассказала главный редактор журнала, руководитель департамента международного права факультета права Вера Русинова.
— Как и когда возникла идея выпускать собственный журнал по международному праву? Кого можно назвать инициатором?
— Открытие журнала было давней заветной мечтой юристов-международников Вышки. По мере становления нашей собственной научной школы эта мечта стала осознаваться нашей командой как долгосрочная цель. Год назад на фоне кардинального изменения геополитической обстановки, сопровождающейся политикой отмены, или заморозки, с которой столкнулись все мои коллеги, вовлеченные в международный научный дискурс, возник и острый дефицит регулярных научных изданий, специализирующихся на международном праве. В частности, в январе 2022 года перестал издаваться научный журнал Russian Law Journal, флагманская площадка российских ученых-международников для публикаций своих исследований по международному праву на английском языке. Все это обострило проблему доступа к международной аудитории, включенности в глобальную научную повестку и реализации права быть услышанными — возможности донести свою точку зрения и повлиять на глобальные тенденции в области международного права. Поэтому концепция нашего журнала предполагает два ключевых принципа: доступность онлайн и выпуск статей не только на русском, но и на английском языке, который является lingua franca современного международного права.
Так идея стала актуальным планом, и вместе с моей коллегой — профессором Дарьей Сергеевной Боклан — мы решили перейти к действиям. На этом этапе нас горячо поддержало руководство факультета права: декан Вадим Александрович Виноградов и его заместитель Александр Алексеевич Ларичев. Мы также очень благодарны Совету по издательской деятельности и первому проректору НИУ ВШЭ Вадиму Валерьевичу Радаеву за то, что в нашу идею поверили и она была воплощена в реальность.
— Можно ли говорить, что сейчас международное право переживает трудные времена?
— Этот тезис будет верным, только если постулировать, что времена для международного права были трудными всегда. Международное право развивалось в условиях становления государств, постоянных войн, неравенства «цивилизованных и нецивилизованных народов» (этот термин, к слову, так и остался в Статуте Международного суда ООН), биполярного мира, разрыва между «богатым Севером» и «бедным Югом», нарастания мировых проблем. Текущая обстановка в этом разрезе — очередной новый набор противоречий и вызовов, а также новая конфигурация столкновения интересов основных международных акторов.
— Какие проблемы и темы международного права вы считаете приоритетными?
— К таким темам можно отнести сложности ценностной трансформации международного права, которую можно назвать гуманизацией Вестфальской модели, проблему соблюдения конкретных норм, усугубляющуюся тем, что мотивы и движущие силы этого процесса лежат за пределами дисциплины международного права и требуют междисциплинарного и даже энциклопедического подхода к такому анализу, реализацию принципа и права на самоопределение. Продолжают этот список фрагментация международного права, изменение норм под влиянием решений международных судебных и квазисудебных органов, адаптация международного права к цифровой реальности и многое другое.
— Сосредоточит ли журнал внимание на проблеме санкций?
— Конечно, для нашего журнала важно держать руку на пульсе и поддержать исследования, остроактуальные в текущем моменте. Понятно, что для нашей страны усугубляется проблема применения странами и межгосударственными альянсами односторонних и коллективных санкций, в портфеле нашего журнала уже есть несколько статей, посвященных этой тематике, они выйдут в ближайших номерах. Однако актуальный набор вопросов нынешней повестки дня не исчерпывается санкциями: это и развитие международного гуманитарного права, и проблемы защиты интересов в сфере международной торговли, и спасение российских инвестиций, а также инвесторов за рубежом, существенное изменение ландшафта международных договоров и многие другие актуальные темы.
Фото: Высшая школа экономики
— Насколько важно, по вашему мнению, продолжение профессиональной неполитизированной дискуссии по ключевым проблемам международного права в нынешнее время?
— Начну с того, что уйти от политики как международное право, так и исследования о нем не могут по определению, расчет на это был бы иллюзией. Это объективно недостижимо, причем никем и нигде. Право есть политический продукт по своей сути, юриспруденция — это язык формулирования правил и отличная от политологической система их аргументации. Каждый исследователь уникален, и на его исследовательскую позицию вольно или невольно влияют происхождение, родной язык, пол, образование, собственная система ценностей, наконец, законодательные рамки. Распространенный сейчас на Западе подход — «давайте исключим всех россиян или всех китайцев» — ненаучен по определению. Подходя с такой меркой, придется по разным причинам рано или поздно исключить всех, включая и самих инициаторов антинаучной политики отмены.
Но у этого есть и обратная сторона. Нам самим не нужно уходить из международного дискурса добровольно. У юристов-международников есть советский опыт самоизоляции, приведший к плачевным результатам. Наука международного права интернациональна по определению: исключение или выход из международного дискурса завели бы всех нас в тупик. Понимая это, мы создали журнал с открытым доступом, чтобы в любой точке мира можно было загуглить наши статьи, соответственно, и мы готовы принять тексты от ученых из всех стран. Приоткрывая завесу тайны, могу анонсировать, что у нас уже есть статьи из-за рубежа, которые прошли двойное слепое рецензирование и рекомендованы к опубликованию.
— Каковы основные принципы редакционной политики?
— Наше научное издание базируется, во-первых, на понимании, что задачи, стоящие перед современной наукой международного публичного права, невозможно решить исключительно анализом международных договорных и обычных норм. Они связаны с необходимостью расширения методологического аппарата научных исследований за рамками правового формализма. Именно осознание необходимости выхода за пределы существующей позитивистской модели доктринального обрамления дисциплины международного права является методологической платформой, позволяющей проводить научно обоснованный анализ. Наука международного права переживает бурный рост и развитие за счет переосмысления и расширения собственной онтологии, а также развития методологической базы научных исследований, включая признание обоснованности междисциплинарных подходов, основанных на использовании положений политической науки, социологии, психологии, а также экономики, и роста эмпирических исследований. Наш журнал основывается на плюралистичной картине научных теорий и методологии современного международного права, а также необходимости междисциплинарного диалога.
Во-вторых, развитие международных судов и трибуналов привело к формированию серьезного массива судебной практики, позволившего придать нормам международного публичного права новое, более прикладное и детализированное звучание. Параллельно произошла активизация национальных судебных органов, также применяющих нормы международного права (причем не всегда в рамках идеалистического представления о судебном диалоге международных и национальных судов). Эти процессы из-за их важности и размаха не могут игнорироваться наукой международного права и вполне закономерно становятся как предметом, так и методологической рамкой для проведения научных исследований.
При этом содержание концепции «международное право в действии» не исчерпывается только судебными решениями и взаимодействием судов и сопряжено с необходимостью анализа и научного осмысления деятельности и других акторов, среди которых международные организации и квазиорганизации, должностные лица и органы государственной власти отдельных стран, неправительственные организации и институты гражданского общества и многие другие субъекты международных (но не обязательно межгосударственных) отношений.
— Насколько активно юристы, ученые и практики в России и за рубежом откликнулись на объявление об издании журнала? Не было ли проблем в общении с иностранными коллегами?
— Мы очень ценим, что все коллеги, к которым мы обратились в России и за рубежом, очень живо откликнулись на предложение войти в состав редколлегии или редсовета. Многие подчеркивали: это важно не только для Вышки, но для российской науки международного права в целом. За журналом стоит мощная интернациональная команда энтузиастов, влюбленных в свое дело.
— Сколько статей вы уже получили, каков объем редакционного портфеля?
— Вышел наш первый, дебютный номер, скоро увидит свет и второй. Мы рады тому, что портфель журнала расширяется, на рецензировании находятся статьи для третьего номера, и мы формируем четвертый.
— Как вы отбирали материалы для первого номера? Какие статьи вы бы выделили?
— Формировать первый номер мы начали заблаговременно, что было, конечно, очень непросто. Представьте себе, чего стоило собрать семь высококлассных статей в еще не вышедший журнал, который еще определенное время после открытия не будет включен ни в список ВАК, ни в «белый список» Вышки. Отмечу: стать ваковским журналом мы сможем, только выпустив восемь номеров. Поэтому мы очень благодарны и ценим на вес золота всех сотрудничающих с нашей редакцией, особенно в период становления журнала.
Илья Михайлович Лифшиц — доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России — отдал именно нам свою работу о новом позиционировании международного налогового права. Максим Александрович Лихачев — кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева — концептуализировал совершенно нетривиальный взгляд на вечный вопрос международного права о международной правосубъектности. Благодаря этому тексту мы открыли двери журнала для всех, кто занимается критическими исследованиями. Наш коллега Александр Петрович Евсеев, смело совместив в своей работе криминологию и международное уголовное право, по сути, проложил путь для будущих междисциплинарных исследований.
В журнал вошли тексты и молодых исследователей, чьи работы получили очень высокую оценку в рамках слепого рецензирования. Это статьи Анастасии Фоменко, Валерии Маториной и Татьяны Зеленовской, подготовивших материал на базе работы, которая стала лауреатом конкурса научно-исследовательских работ студентов, а также статья Олега Кондрашова, посвященная проблеме нераспространения ядерного оружия, которую он рассмотрел под необычным ракурсом — в контексте международной торговли, работа Татьяны Петровой о нововведении в праве ЕС — пограничном корректирующем углеродном механизме и комментарий к решению по делу «Украина против России», написанный нашей коллегой из МГУ Софьей Пименовой.
— Сколько статей предполагается публиковать в каждом выпуске?
— Мы начали с семи статей в номере.
— Планируется ли в будущем издание бумажного варианта? Предполагается ли в будущем выпуск журнала на иных языках, кроме русского и английского?
— В наших планах — остаться онлайн-изданием (пусть среди прочего это сохранит небольшой лес) и, возможно, выйти на то, что все статьи будут одновременно публиковаться на двух языках: русском и английском. Не исключаю, однако, что в будущем, при появлении соответствующего спроса, мы можем добавить и другие иностранные языки.