Цифровые гиганты увеличивают свое влияние в мировой экономике, формируют монополии и контролируют выход на рынок новых игроков. Спасти конкуренцию на глобальном рынке цифровых услуг может пересмотр системы регулирования и адаптация антимонопольного законодательства, уверен генеральный суперинтендант Административного совета по экономической защите Бразилии (CADE) Александр Баррето де Соуза. Он выступил на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции с докладом «Цифровая экономика и защита конкуренции: международные подходы и опыт Бразилии».
Угроза монополизации
«Популярность цифровых платформ в мире доминирует», — констатирует Александр Баррето де Соуза. Глобальная цифровизация, которая все еще продолжается, имеет, помимо преимуществ, свои недостатки. Так, в настоящее время контроль над огромным капиталом сосредоточился в руках небольшой группы крупных компаний, таких как Google, Amazon, Apple, Microsoft, Meta (запрещена и признана экстремистской в РФ. — Ред.), продолжает докладчик. Функционал цифровых гигантов увеличивается, и их услуги проникают в жизнь все большего числа людей, захватывая все больше пространства, хотя большинство не замечают этого: электронные платформы затягивают пользователей плавно и естественно.
Александр Баррето де Соуза связывает данное явлением с сетевым эффектом (network effect), при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от количества других потребителей этого же товара. На примере ранее упомянутого Amazon: чем больше пользователей приходит на платформу, чем больше продавцов вовлекаются в процесс, тем больше отзывов и больше товаров, представленных на платформе, — компания становится полезнее для новых потребителей и, соответственно, поднимается на новый уровень. Однако, отмечает эксперт, подобный процесс имеет негативные последствия, в частности срабатывает эффект «победитель получает все».
«Они (цифровые гиганты. — Ред.) соперничают, чтобы посмотреть, кто в итоге окажется победителем», — говорит Александр Баррето де Соуза. В итоге такой процесс со временем неизбежно приводит к доминированию одной платформы, создавая трудности для выхода на рынок новых участников.
Государственное регулирование как решение
Институты власти государств в этой ситуации беспокоятся не только из-за перетягивания какой-то компанией определенного сектора экономики на свою сторону. Контроль цифровой экономики над большими данными требует принятия конкретных мер. Наличие подобных рисков для потребителей приводит к созданию новых типов антиконкурентных практик, в том числе для предотвращения злоупотребления персональными данными, отмечает спикер.
«Главный смысл моего выступления заключается в том, что решение — это регулирование», — подчеркивает Александр Баррето де Соуза. Оставлять ситуацию без изменений и создавать среду полной свободы на рынке, по его мнению, точно не стоит: необходимо принимать регуляторные меры в отношении этого сектора. Одной из них должна стать адаптация законодательства, в первую очередь антимонопольного, подчеркивает он.
Здесь важным, по мнению Баррето де Соуза, является развитие системы антимонопольных служб, точнее, улучшение качества сотрудничества с подобными организациями других стран. «Меры, предложенные в США, могут не решить проблемы в России, Бразилии или Южной Африке (ЮАР)», — отметил он. Однако обмен опытом и сотрудничество в этой сфере поможет добиться создания единой системы регулирования, которой пока нет, добавил Александр Баррето де Соуза.
Он напомнил о понятии ex ante (с латинского — «до события». — Ред.), подчеркнув, что политика «до события», основанная на прогнозах в области цифровой экономики, а не на конкретных результатах, создаст баланс в сфере регулирования и сделает его более эффективным.
Границы честности
Доклад Александра Баррето де Соуза вызвал оживленную дискуссию ученых, экспертов и чиновников из сферы антимонопольного регулирования.
«Мы не только обсуждаем что-то связанное с цифровой экономикой, мы пытаемся найти таким образом решения», — отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. По его словам, необходимые действия уже разрабатываются и внедряются, в том числе на уровне стран БРИКС.
Один из новых способов регулирования в отношении цифровых экосистем — метод экоантитраст, который разрабатывался Международным институтом прикладного системного анализа совместно с Международным центром конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ. Как отметил директор центра Алексей Иванов, система применяет концепции из различных областей экологии и биологии, подход базируется на использовании аналогий между природными и цифровыми экосистемами и поиске регуляторных решений, основанных на экологическом подходе к конкуренции.
«Эта адаптивная стратегия пытается учесть любые сдвиги в контексте рынка и может изменяться в зависимости от времени и среды», — пояснил он.
Доцент Юридической школы Университета BML Munjal Викас Катурия, также принявший участие в дискуссии, напомнил, что добросовестная конкуренция на рынке — это не просто путь поиска единого регулирования, и отметил, что едва ли здесь возможно достигнуть стопроцентной честности.
«Что значит честность в реальности?» — задался вопросом Викас Катурия. Многие не могут стопроцентно выяснить, что на самом деле значит это понятие на рынке: для установки точной информации о ее наличии необходимы специалисты, а разработка принципов регулирования — достаточно общее понятие, сказал он.
Регулирование цифровых платформ, подчеркивает Александр Баррето де Соуза, требует особого подхода: необходимо найти тот механизм, который будет делать конкурентную среду на рынке наиболее прозрачной. Именно многосторонняя конкуренция поможет сделать потребительскую среду наиболее благоприятной, подытожил он.