Ориентация на агентов: как прогнозировать демографические процессы

Фото: iStock
Фото: iStock

Ученые говорят, что демография — комплексный процесс, а рождаемость – самый сложный ее компонент. Чтобы управлять им, необходимы качественные прогнозы и аналитика. Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Восточный центр государственного планирования провели совместный семинар «Демографические исследования: различные подходы». Его участники обсудили агент-ориентированную модель Дальнего Востока. 

Открывая семинар, инициатор создания НЦМУ проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова подчеркнула, что изучаемые демографами качество и количество человеческого капитала — важнейшие инструменты развития.

Лилия Овчарова

Цифровизация, формирование больших массивов данных и появление новых технологий работы с ними открывают новые перспективы изучения демографических тенденций. Ученые обращают внимание на то, что демография — это комплексный процесс, а рождаемость — самый сложный ее компонент, которым трудно управлять. Представление некоторых публицистов о легкости управления рождаемостью неверно. Тем не менее, подчеркнула проректор НИУ ВШЭ, потенциал для роста рождаемости есть и в странах, переживших демографический переход. Она считает, что при обсуждении проблем Дальнего Востока следует обратить внимание на такую особенность социально-демографического поведения, как мотивация зарабатывания денег. Такая мотивация приводит к принятию отрицательных решений по поводу рождения ребенка и обращения к врачу, чем во многом можно объяснить низкую рождаемость и высокую смертность мужчин трудоспособного возраста.

Михаил Кузнецов

Директор Восточного центра государственного планирования (Востокгосплана) Михаил Кузнецов отметил: на Дальнем Востоке, несмотря на присоединение к округу Забайкальского края и Бурятии, продолжается отток населения, вызванный комплексом проблем. «Управлять смертностью легче, чем рождаемостью», — отметил он. Михаил Кузнецов полагает, что меры демографической политики вряд ли могут в краткосрочном периоде переломить тренд, но способны уменьшить отток людей. Поэтому важно рассчитывать эффективность демографической политики, а ученым следует подсказывать меры повышения ее результативности. В Востокгосплане разработали модели, основанные на детальном изучении и анализе данных, которые позволяют обозначить риски и разработать демографическую стратегию на разных уровнях.

Директор Востокгосплана подчеркнул, что его учреждение активно сотрудничает с ВШЭ в разных сферах исследований. «Это настоящий think tank», — подытожил Михаил Кузнецов.

Руководитель направления «Качество жизни и демографический потенциал» Востокгосплана Елена Ли, ведущий эксперт-аналитик по социальному моделированию Елена Россошанская и руководитель сектора «Моделирование социально-демографических процессов» Татьяна Дорошенко представили агент-ориентированную модель Дальнего Востока.

Елена Ли

Елена Ли отметила: неверные меры демографической политики нередко обусловлены непониманием структуры населения и тенденций его движения. Авторы модели на основе детализированной информации сформировали искусственное общество, в котором люди действуют по определенным моделям поведения, отражающим взаимодействие между людьми и с общественной средой. Преимуществом такой модели является максимальное ее приближение к реальности. Гибкость модели позволяет добавлять и удалять агентов, менять параметры и правила поведения, отражать возможность самостоятельного развития агентов, моделировать микроэкономический уровень с учетом взаимосвязей «агент — агент» и «агент — среда», строить системы «снизу вверх». В модель включены 8,2 млн агентов из 230 муниципальных образований всех 11 субъектов округа. Динамика рассчитана по 5 траекториям на основе 30 возможных социально-экономических параметров и такого же количества характеристик агента.

Елена Ли пояснила: модель позволяет проследить образовательную, семейную, трудовую, миграционную траектории агента с учетом сложившейся ситуации в экономике и на рынке труда. Это, уточнила она, дает возможность увидеть и позитивные, и негативные эффекты, например рост числа матерей-одиночек и детей без родителей при росте рождаемости.

Исходя из рассчитанного числа родившихся, умерших, прибывших и убывших, разработчики модели рассчитывали макроэкономические оценки. Миграционная траектория учитывает не только конкретные действия агента, но и его потенциальные намерения — например, выехать с Дальнего Востока по достижении пенсионного возраста.

Елена Ли уточнила, что ряд показателей, таких как доходы и расходы населения, бюджетные ассигнования на медицину и образование, будут включаться в показатели, влияющие на поведение агентов.

Елена Россошанская рассказала, что вероятность рождения ребенка рассчитывается в зависимости от возраста агента-женщины, наличия у нее детей и интервала с прежними рождениями. Вероятность смерти моделировалась по показателям 2015–2019 годов с учетом пола и возраста, при этом рассчитывалась и возможность новой пандемии. В будущем в расчеты смертности добавят показатели состояния медицины в регионе и распространение практик сбережения здоровья. Она уточнила: семейная траектория ориентирована на женщин, а в случае развода ребенок остается с матерью.

По словам Татьяны Дорошенко, предложенная модель может использоваться для анализа структуры населения и социально-демографических факторов. Вероятно ее применение для разработки прогнозов численности населения, рождаемости, смертности, миграции и брачности; баланса трудовых ресурсов; социально-экономического развития территорий; планирования мер социально-экономической политики; оценки эффектов на этапе до и после реализации мероприятий.

Она пояснила, что разработаны и механизмы верификации: прогнозы по модели сравнивали с фактическими показателями. Татьяна Дорошенко сообщила: в основном отклонения по численности населения не превышают 5%, в том числе по показателям рождаемости, смертности, прибытия и выбытия жителей. Исключением, где отклонения превышали 15–20%, были малые регионы с низкой численностью населения, в которых отдельный эпизод мог сильно повлиять на результат.

В целом прогноз экспертов Востокгосплана по численности населения показывает, что наиболее вероятен сценарий сохранения нынешних демографических тенденций.

Михаил Кузнецов обратил внимание на зафиксированный низкий уровень безработицы и одновременно растущий разрыв между требованиями рынка труда и предложениями образования. Модель, полагает он, позволит уточнить, каких специалистов потребуется привлечь в регион. «С помощью агент-ориентированного подхода мы можем выявлять детали, важные для управленцев», — считает директор Востокгосплана.

Лилия Овчарова подчеркнула важность использования корректных данных при расчетах, в частности качественной статистики об активности студентов и пенсионеров на рынке труда. Следует также учесть: многие сюжеты, связанные с рождаемостью, не улавливает статистика, говорит она. Рассуждения о влиянии роста средней зарплаты на рождаемость, по ее мнению, малопродуктивны, поскольку данные учитывают ее размер на крупных и средних предприятиях, где заняты менее половины работников. Зарплаты в малом бизнесе и неформальном секторе существенно ниже. Она также обратила внимание на то, что прогнозы смертности и выбытия в модели отличаются от фактических данных более серьезно, чем демографические итоги. Возможно, предположила Лилия Овчарова, мы наблюдали «погашение» ошибок.

Михаил Денисенко

Директор Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Денисенко назвал использование представленной коллегами модели интересным подходом и представил доклад об основных направлениях и некоторых результатах работы института. Он подчеркнул, что его основатель Анатолий Вишневский обращал внимание не только на научную и образовательную деятельность, но и на просветительскую функцию, изменение массовых представлений о демографических процессах.

Сейчас ученые института разрабатывают новые идеи демографического перехода — о постепенном движении к стабилизации численности населения Земли, готовят теории миграционных циклов, одновременно разрабатывают базу данных по демографической истории России. Также в период пандемии исследователи работали над изучением изменений тенденций и трендов демографических процессов в России и в мире.

Любая работа в демографии начинается с анализа качества данных и их верификации, прогнозы института Михаил Денисенко назвал одной из форм анализа текущей ситуации и ее развития при разных сценариях. Их могут использовать лица, принимающие решения, для разработки социальной и демографической политики. Сотрудники института используют подходы, сочетающие когортно-компонентный, детерминистский и вероятностный методы. Первый дает интервалы, а второй — конкретные цифры численности населения в определенный момент.

Важной детерминантой демографических процессов он назвал образование: в России люди с высшим образованием живут на 7 лет дольше.

По убеждению Михаила Денисенко, в прогнозировании демографических процессов важно детально изучить численность отдельных возрастных когорт, а также динамику смертности и рождаемости на протяжении нескольких лет. Например, полагает он, нельзя работать с усредненными показателями смертности за 2015–2019 годы: в этот период она значительно снизилась. Для понимания качества прогноза важно сравнивать его результаты с реальными показателями.

Михаил Денисенко полагает: в агент-ориентированной модели хорошо учитываются детали, но по российским данным делать оценки сложно, при классическом подходе подготовка качественного прогноза облегчается с учетом наличия данных по образованию и рынку труда. Он также обратил внимание на изменение возрастной структуры вследствие пандемии и вызванной ею смертности, затронувшей преимущественно людей пожилого возраста.

Среди особенностей современной демографической ситуации Михаил Денисенко упомянул влияние факта резкого, с 2 до 1,2 млн, снижения рождаемости в 1990–1999 годах, которое скажется на возрастной пирамиде до 2030 года и приведет к сокращению доли молодых когорт в рабочей силе. В ближайшие годы, считает Михаил Денисенко, этот процесс будет наблюдаться в подавляющем большинстве регионов страны. Он также обратил внимание на проблему низкой продолжительности жизни, которая во многом обусловлена недостаточными расходами на охрану здоровья людей старших возрастов.

Нельзя оценивать эффективность демографической политики только по росту или снижению рождаемости, полагает Михаил Денисенко, следует учитывать состояние здоровья родившихся детей и населения в целом, качество человеческого капитала. 

Лилия Овчарова подчеркнула: при разработке конкретных программ авторы часто слабо учитывают их влияние на демографию, и они действуют вопреки ожиданиям. Например, если семья берет ипотечный кредит, то в большинстве случаев это означает, что рождение ребенка будет отложено до его погашения. Также недостаточно анализируются факторы снижения рождаемости. Например, на Дальнем Востоке, по мнению проректора ВШЭ, слабо развита сфера досуга, что снижает привлекательность региона для приезда молодых людей. 

Оксана Синявская

Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская рассказала, что в институте разрабатывается методика прогнозирования на основе микромоделирования, изучения практик отдельных семей и эконометрических методов анализа поведения населения. Сотрудники Центра комплексных исследований социальной политики также занимаются прогнозированием эффектов от повышения МРОТ с опорой на данные выборочных наблюдений доходов населения Росстата. Полезным может быть и регрессионный анализ изменений мер социальной политики, результатов на микроуровне. Исследования показали, что на Дальнем Востоке низкая рождаемость может быть связана с недостатком инфраструктуры досуга и детства, — это вопрос не денег для семей, а отпусков, детских садов, учреждений культуры, безопасных и комфортных прогулок с детьми, качества медицинского обслуживания. Оксана Синявская полагает: неблагоприятный климат компенсируется наличием инфраструктуры больше, чем разовыми выплатами.

Директор Центрального экономико-математического института РАН Альберт Бахтизин обратил внимание на важность подготовки российских демографических прогнозов. В последнее время, считает он, прогнозы международных организаций часто необъективны и становятся элементом негативного информационного влияния на мнение о России.

Лилия Овчарова, подводя итоги семинара, подчеркнула необходимость объективного анализа мер демографической политики, причин их неэффективности. Важным сюжетом, по мнению проректора НИУ ВШЭ, является недостаточное понимание работодателями необходимости выполнения работниками семейных обязанностей. Она вспомнила удивившую ее историю в Норвегии, когда министр энергетики прервал встречу с учеными, сообщив, что ему надо забрать ребенка из детского сада. Сейчас исследователи НИУ ВШЭ разрабатывают стандарт экономической устойчивости семьи с двумя и более детьми, рассказала проректор. По ее мнению, при невозможности обеспечить устойчивое благосостояние семьи двумя медианными зарплатами работающих родителей повышается вероятность негативных сценариев динамики рождаемости.

Сейчас, по расчетам экспертов ВШЭ, стандарт устойчивости в 1,8 раза превышает прожиточный минимум, а в 39 регионах России медианные зарплаты ниже, чем стандарт благополучия для семьи с двумя детьми. «Пока доходы таковы, воспитание даже двоих детей означает для семьи серьезные материальные ограничения», — отметила Лилия Овчарова.

Дата публикации: 11.07.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: