Сохранение сельских территорий и их базовых функций — особый вопрос для развития постиндустриального общества. Чтобы лучше понять, как сегодня функционирует эта сфера и как ее участники воспринимают цели устойчивого развития, важно в исследованиях использовать партисипативный подход. Опытом такой работы и результатами исследования развитых и развивающихся стран поделилась на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции независимый эксперт из Болгарии София Давидова.
Результаты своих исследований София Давидова представила в докладе «Устойчивое развитие сельских территорий: партисипативный подход».
От села до пригорода
«Приблизительно 44% земель в Европейском союзе классифицируются как сельские», — сообщила София Давидова. В некоторых государствах — членах Евросоюза, например в Словении, Румынии, Ирландии, большинство населения проживает в сельской местности, в остальных странах — порядка четверти по состоянию на 2021 год.
Экономическая структура сельских районов становится более диверсифицированной и менее зависимой от сельского хозяйства, констатирует София Давидова. Теперь АПК не является основным работодателем в деревне (за исключением сельскохозяйственных стран, таких как, например, Польша).
Сельские территории остаются жизненно важными как для географии, так и в целом для хозяйства каждой страны, однако сейчас они «претерпевают структурные и географические преобразования», такие как снижение относительной доли сельского хозяйства в экономике государства, а также сокращение занятости, подчеркивает докладчица.
Географические преобразования показывают, что на данный момент разделение на сельские и городские районы расплывчатое. Это обусловлено тем, что многие люди живут в так называемых смешанных районах — пригородах. Именно поэтому, как утверждает София Давидова, «вопросы развития сельских районов требуют междисциплинарного исследовательского подхода».
Между рынком труда и зеленой повесткой
Чтобы наглядно показать, насколько сложными становятся проблемы устойчивого развития загородных территорий, София Давидова предлагает разобрать реальные кейсы европейских стран, таких как Франция, Польша и Великобритания.
Государственная политика Франции в сфере развития сельского хозяйства состоит из двух ключевых треков: условно — следование зеленой повестке и создание новых рабочих мест.
Первое направление предусматривает структурные изменения в сельском хозяйстве, охрану окружающей среды и комплексное развитие сельских районов. Здесь София Давидова конкретизирует, утверждая, что из всех расходов на политику почти две трети тратятся на защиту или улучшение состояния окружающей среды и сельской местности, четверть направлена на развитие конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства, а 10% расходов направляется на поддержку улучшения условий жизни в сельской местности, а также на поощрение и диверсификацию экономической деятельности.
Второй трек представлен программой освобождения от налогов, направленной на создание фирм по трудоустройству в сельской местности. Во время реализации этой программы работодатель получает субсидии от государства и освобождается от уплаты соответствующего налога, что стимулирует его принимать на работу большее число сотрудников.
Фото: iStock
Госполитика Польши, направленная на развитие сельских территорий, включает в себя следующие особенности: наличие специальной схемы социального страхования для фермеров, выплаты по наименее благополучным направлениям. Здесь значительная доля расходов государства приходится на поддержание агроэколого-климатической деятельности (18,3%) и органических агрокультур (6,9%).
Для Великобритании в вопросе развития сельских территорий характерны поддержка малого бизнеса и диверсификация фермерских хозяйств, развитие сельского туризма, повышение производительности и продуктивности ферм и лесного хозяйства, предоставление услуг в сельской местности, а также деятельность в области культуры и охраны наследия. Именно для этих целей в период с 2015 по 2020 год в рамках Программы развития сельских районов Великобритании было выделено всего около 155 млн евро.
Культура участия
Методология, применяемая в данном исследовании, относится к партисипативным подходам (партисипация — термин, обозначающий культуру участия или соучастия людей). Существуют разные виды методов участия — от фокус-групп, которые объединяют небольшое число людей для сбора их мнений по определенной теме, до более широких и разнообразных методов выслушивания сообщества. Последнее направлено на то, чтобы дать возможность консультироваться с заинтересованными в проведении политики людьми и включить их на ранних этапах в реализацию программы.
Методы участия (они же партисипативные) используются для сбора мнений заинтересованных сторон и организаций гражданского общества для обеспечения успеха различных политик.
Некоторые исследования подчеркивают эффективность, связанную с применением таких методов, рассматривая участие заинтересованных сторон как инструмент, который следует использовать для разработки лучшей стратегии или для получения высоких результатов.
Устойчивость на примере Вьетнама
София Давидова в своем исследовании сосредоточилась на восприятии трех главных аспектов устойчивости сельских территорий: экономического, экологического и социального. Чтобы разобраться, существуют ли различия в восприятии устойчивости между представителями наиболее развитых и развивающихся стран, в зону своего исследования эксперт включила Вьетнам.
Взятый за основу метод используется в исследованиях типа Delphi (подход к ответу на исследовательский вопрос путем выявления единого мнения экспертов в данной области).
Респондентов для анонимного анкетирования выбирали из трех больших групп в возрасте от 35 до 50 лет: люди, заинтересованные в развитии территории, представители неправительственных организаций и «другие» (консультанты, сотрудники организаций поддержки бизнеса и т.д.). Результаты опроса показали, что представители этих трех групп выбирают разные аспекты устойчивости сельских территорий. Экономическая устойчивость особо важна для партнеров проекта, в то время как для представителей неправительственных организаций и тех, кто был назван «другими», это не так интересно (см. рисунок 1).
Наоборот, социальная устойчивость важна прежде всего для представителей неправительственных организаций и особенно сотрудников организаций по поддержке бизнеса — в этой группе она присутствует более чем в 50% ответов в анкетах. Экологическая и социальная стабильность занимают примерно равные доли в статистике анализируемых ответов.
Из презентации Софии Давидовой
Выяснилось, что граждане Вьетнама достаточно жизнеутверждающе оценивают роль неправительственных организаций в реализации программы для достижения Целей устойчивого развития ООН.
София Давидова пришла к выводу, что партисипативные подходы полезны для получения новых данных о приоритетах и проблемах различных сторон. «Исследователи и политическое сообщество, работающие над вопросами устойчивого развития, должны помнить, что в условиях бедности и роста затрат краткосрочные интересы преобладают над долгосрочными экологическими проблемами», — утверждает она.
Данное исследование, по мнению автора доклада, не является завершенным: необходимо расширить выборку респондентов и провести изучение предоставленного материала повторно.