Индия берет курс на масштабное импортозамещение. Для этого меняется система управления экономикой: внедряется проектный подход, назначаются ответственные за выполнение конкретных задач, чтобы чиновники «перестали охранять свой стол». Приняты масштабные планы развития инфраструктуры, металлургии, машиностроения, АПК, фармацевтики, электроники и др. Стратегическая цель — к 2030 году стать третьей экономикой мира. Департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ провел онлайн-семинар из серии «Актуальные вопросы региональных исследований», который в этот раз был посвящен Индии.
Выпускник программы МВА Чикагского университета, кандидат экономических наук, специалист по вопросам социально-экономического развития Индии Александр Лопатин представил доклад «Индия — бюджет-2022/23 как шаг к мировому экономическому лидерству». Автор доклада отметил, что с августа 2015-го, когда премьер-министром стал Нарендра Моди, в стране начались серьезные реформы. В 2019 году была принята новая программа развития страны, предусматривающая увеличение ВВП с 2,7 трлн до 5 трлн долларов к 2025 году.
Нарендра Моди заявил, что прежняя модель развития Индии не дает возможности ускорить темпы развития. Было принято решение перейти к управлению страной как корпорацией — по проектам. Объявленная премьер-министром стратегия роста предусматривает увеличение инвестиций в экономику. Принята программа Make in India, многие производства переносятся из Китая и Вьетнама в Индию.
Докладчик отметил, что для роста экономики важно не только увеличение численности населения, но и его структура. Сейчас 65% жителей Индии — младше 35 лет. Это означает рост трудоспособного населения. Его численность вскоре превысит аналогичные показатели Китая. Оно может создавать громадные материальные ценности, говорит Александр Лопатин.
Правительство резко упростило фискальную систему: 17 налогов для малого и среднего бизнеса были отменены, вместо них ввели один, а корпоративный налог (аналог НДС) снизили с 30 до 22%.
Упрощен доступ прямых иностранных инвестиций, предполагается, что это позволит снизить роль государства во вложении средств в экономику. Сейчас, говорит эксперт, ключевыми инвесторами стали США и Сингапур. Изменились отношения между центром и регионами: правительство Индии гарантировало, что поступления корпоративного налога будут ежегодно расти на 14%, и компенсирует штатам недополученные суммы. Также Дели финансирует региональные программы, вкладывает в региональные проекты 40% требуемых средств, еще 40% вносит штат, остальные 20% — бизнес.
Другой важный элемент развития — план достижения самодостаточности в разных индустриях — от производства продовольствия до выпуска высокотехнологичных продуктов. Исключение сделано только для нефти. Еще одним значимым проектом стало развитие инфраструктуры, в том числе железных и автомобильных дорог, а также цифровизация (сети широкополосного интернета). Созданы 426 свободных экономических зон (СЭЗ), где предполагается разработка и производство высокотехнологичной продукции, действующие там стартапы (сейчас их около 50 тысяч) на 5 лет полностью освобождены от налогов. Как говорит Александр Лопатин, за истекшие 5 лет работы программы жизнь в таких городах значительно изменилась.
Актуальной задачей индийское правительство считает также обучение кадров для новой экономики: значительные средства выделяются на подготовку и переподготовку кадров не только правительством, но и международными компаниями, которые надеются, что выпускники будут работать в их офисах.
Реализация программы Нарендры Моди, по словам Александра Лопатина, обеспечила ежегодный рост экономики (кроме 2020 года) от 7 до 10%. Долг Индии по отношению к ВВП некритичен: кредиты были взяты под низкий процент, и страна может спокойно развиваться и расплачиваться по долгам. Сейчас Индия стремится сбалансировать свой традиционно дефицитный (около 5–6%) бюджет, предполагается увеличивать экспорт и снижать импорт. Около 40% импорта — нефть, остальное — технологии, электроника, в том числе бытовая, другие потребительские товары. Правительство стремится сократить импорт и создавать производства в стране. Оно поставило амбициозные цели: выбрать прорывные отрасли, сделать их мировыми лидерами и экспортировать их продукцию.
Большое внимание уделено сельскому хозяйству, где заняты 200 млн человек. Так, была принята программа удвоения доходов фермеров к 2022 году. Если бы не пандемия, эта программа, по мнению докладчика, была бы выполнена. Предполагается, что Индия от импорта молока, яиц и рыбы перейдет к их экспорту. Поставлена задача выйти на второе место по поставкам рыбы в мире, только в 2019–2020 годах на соответствующую программу было выделено 5 млрд долларов. Фермерам разрешили продавать продукты на местных рынках (их 7 тысяч в стране), что дало возможность увеличить продажи продуктов и улучшить снабжение населения. Создан электронный рынок продовольствия. По мнению Александра Лопатина, Индии удастся реализовать задачу развития сельского хозяйства, но ей предстоит решить проблемы низкой урожайности и отсутствия современных хранилищ.
Фото: iStock
Правительство намерено удвоить производство стали за 7 лет и добиться того, чтобы Индия стала вторым экспортером в мире после Китая. Решить эту задачу предполагается за счет государственно-частного партнерства. Планируется также увеличить добычу угля, который играет ключевую роль в национальной энергетике, для этого отрасль открыли для частных компаний. Сейчас угольные электростанции дают более половины электричества, предполагается в 3–4 раза сократить импорт этого топлива. Отвечая на вопрос HSE Daily о соответствии этих планов обязательствам Индии по сокращению вредных выбросов в атмосферу, докладчик отметил, что одновременно предполагается строительство современных улавливающих фильтров и посадка сотен тысяч гектаров леса вокруг электростанций. Эксперт подчеркнул, что за последние годы доля энергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, выросла с 7 до 25%.
Планируется также резко увеличить производство в сфере легкой промышленности, где заняты около 100 млн индийцев, нарастив экспорт до 40 млрд долларов и стать лидером по производству текстиля и технических тканей. Для этого созданы семь СЭЗ, где на средства государства возводятся корпуса и инфраструктура. В фармацевтической отрасли, где доля Индии на мировом рынке и сейчас значительна, предполагается сосредоточиться на разработке и выпуске лекарств от рака и препаратов для анестезии, планируется также за 8 лет отказаться от импортных компонентов лекарств.
Одновременно, сообщил Александр Лопатин, бурно развивается инфраструктура: ежегодно строится 10 тысяч км современных дорог, развивается гражданская авиация, причем рейсы в отдаленные районы дотируются. Для роста экспорта развиваются порты, их мощность за 5 лет выросла вдвое, совершенствуются и железные дороги. Индия стремится стать экспортером электроники: строятся заводы, покупаются технологии; планируется производить собственные чипы и полупроводники. Для развития этого сектора разработаны программы помощи частным компаниям, вкладывающим деньги в их производство, сейчас есть пять проектов совместных заводов компании Tata и тайваньских фирм. Выполнение этой программы, полагает докладчик, позволит Индии стать к началу 2030-х годов третьей экономикой в мире по размеру ВВП. Что, в свою очередь, позволит выделять достаточные средства на перевооружение армии.
«Проектно-ориентированный подход позволяет назначить ответственного за выполнение отдельной задачи. Чиновник перестает охранять свой стол и становится менеджером проекта, с него можно спросить, выполнено или нет, и если нет, то почему. Это заметно изменило госаппарат», — считает Александр Лопатин. И этот опыт может быть полезен России.
Научный сотрудник департамента зарубежного регионоведения Ольга Харина поинтересовалась качеством защиты данных индийских программных продуктов и возможностью сотрудничества Индии и России в этой сфере. По мнению Александра Лопатина, массовый выпуск программистов и созданных ими программ сказывается на качестве программного обеспечения, и Россия могла бы Индии помочь в обеспечении безопасности ПО. Отвечая на вопрос приглашенного преподавателя департамента зарубежного регионоведения Мурада Садыгзаде о том, насколько вероятно предъявление со стороны США требований к Дели выбрать между Востоком и Западом, докладчик отметил, что программа самодостаточности позволит Индии сохранить внешнеполитический баланс. Кроме того, США смогут поставить вопрос ребром, только решив свои проблемы с Китаем. Сейчас двусторонние связи Индии и США системны и достаточно прочны.
Фото: iStock