Применение новых технологий в спорте позволяет совершенствовать тренировочный процесс, реабилитировать спортсменов после травм, модернизировать правила соревнований и даже создавать их новые виды, в которых виртуальные состязания сочетаются с реальными. О том, какие специалисты нужны сегодня в спортивной индустрии, как и где их нужно готовить, говорили участники одной из панельных дискуссий в рамках конференции «Цифровая трансформация спорта: вызовы и перспективы», организованной Высшей школой юриспруденции и администрирования (ВШЮА) НИУ ВШЭ.
Международная научно-практическая конференция прошла в Вышке 23–24 марта, в ней приняли участие более 250 человек из 12 стран мира. В их числе — представители спортивной индустрии, общественных организаций, связанных с физкультурой и спортом, чиновники. С письменным приветствием к участникам обратился министр спорта РФ Олег Матыцин.
Открывая дискуссию «Цифровизация в спорте как новый комплекс дисциплин в спортивном образовании», ее модератор, директор Института спортивного менеджмента и права, профессор ВШЮА Сергей Алтухов подчеркнул важность прогнозирования завтрашнего дня спорта, необходимость планирования влияния технологических новаций на организацию спортивных состязаний и отрасли экономики, связанные со спортом.
Сергей Алтухов, фото: Андрей Филяев / Высшая школа экономики
Заведующая Центром исследований профессий и квалификаций Института занятости и профессий ВШЭ, мастер спорта международного класса по пулевой стрельбе Людмила Соколова отметила, что цифровые технологии меняют требования к подготовке специалистов спортивной сферы и, следовательно, систему их обучения. Эти изменения сочетаются с формированием новой системы квалификаций в России, что вызывает необходимость более точной подстройки образования к запросам рынка труда. Задача сегодняшнего дня — обучение специалистов, способных работать в цифровой среде, а также повышение квалификации работников спортивной сферы.
Сейчас, сказала Людмила Соколова, действуют 15 профессиональных стандартов в спорте, один из них — оператор спортивных соревнований с использованием электронных технических устройств. Во многих видах спорта используются новые технологии, но они разрабатываются, можно сказать, кустарно, в рамках отдельных дисциплин, поэтому их освоению не учат в образовательных центрах. А тренеры и остальной персонал, в свою очередь, не всегда умеют работать с новым оборудованием, контролирующим физическое состояние спортсменов. Специалисты, применяющие технологические достижения в спортивной сфере, — это нередко бывшие спортсмены или профессионалы сферы IT. Первые часто пишут программы «на коленке», а вторые не всегда понимают специфику отдельных спортивных дисциплин.
Людмила Соколова, фото: Андрей Филяев / Высшая школа экономики
Между тем профессионалов новых технологий в спорте нужно готовить в рамках системы высшего и среднего профессионального образования. Сами спортивные специалисты, по словам Людмилы Соколовой, так формулируют свой запрос: не нужно, чтобы такой специалист давал рецепты, необходимо, чтобы устройства работали без ошибок и сбоев, фиксируя тренировочный процесс. Сейчас эти устройства способны отражать дыхательную и сердечную активность, состояние кожи. Все это помогает совершенствовать тренировочный процесс и создавать более эффективные программы реабилитации спортсменов после соревнований и травм. Большая ответственность возникает у операторов во время соревнований. Фиксация моментов по ходу состязания позволяет разобрать ошибки участников и организаторов и улучшить качество проведения состязаний.
Использование оборудования позволяет также изменить тактику подготовки спортсменов, но разрабатывающие ее тренеры должны доверять специалистам, создающим соответствующие программы. Людмила Соколова привела пример новой системы соревнований по пулевой стрельбе. По новым правилам стрельба идет по электронным мишеням, точность оценивается по записи звука прохождения пули через датчик, который отражает образ мишени. В такой ситуации отказ датчика будет означать ошибочную оценку результатов, причем стрелок и судья не смогут сразу понять, отражает ли низкая оценка ошибку спортсмена или это был сбой оборудования. Нам нужно самим готовить специалистов, говорит эксперт Вышки.
«Если будет не только мозг, но и руки, растущие из нужного места, будет отлично», — добавил заместитель директора ВШЮА Геворг Малашенко, представивший доклад «Цифровая модель организации учебного процесса полного цикла на базе системы зеттелькастен и интервальных повторений». Систему Никласа Лумана, пояснил докладчик, решили применить, чтобы упорядочить и связать между собой информацию на слайдах. Для запоминания информации использовалась модель Мейса, предусматривающая периодическое повторение ответов на карточках.
Геворг Малашенко подчеркнул, что модель была разработана с использованием открытого сервиса Оbsidian, которым можно пользоваться, не опасаясь отключения из-за санкций. В этой модели отдельные лекции были связаны с другими учебными материалами, у слушателя была возможность увидеть, как проблема проектного управления раскрывается при руководстве спортивным или цифровым проектом, изучить особенности и необходимые для их реализации базовые компетенции. Важно, что лекция разбивалась на блоки по 15 минут, а обучавшиеся должны были записывать ее своими словами.
Геворг Малашенко, фото: Андрей Филяев / Высшая школа экономики
В процессе обучения была использована другая платформа: 20 студентов разделили на 5 подгрупп, и конспект должен был содержать ссылку на Obsidian и домашние задания. Каждая команда вела свою доску по выполнению домашних заданий, преподаватели могли комментировать качество работы, отвечать на вопросы обучающихся. Это упрощало управление учебным процессом, а также позволяло собирать и скачивать через специальный плагин дополнительную литературу и собирать библиотеку по ключевым словам. Причем, отметил Геворг Малашенко, сервис может предложить издания, не найденные студентом. Это помогало понять степень изученности темы.
С введением новой методики повысилась успеваемость: после освоения программы отличные оценки по тестам из 30 вопросов получили 20 студентов из 22 (по стандартной методике — 11 из 20), по решению кейс-задачи — 12 из 22 (по стандартной — 8 из 20). Одновременно снизилось число студентов, получивших минимальные проходные баллы. Студенты могли дорабатывать модули рабочего пространства под свой процесс, создавать страницы под конкретные задачи. Они продумывали систему логистики и смету авиабилетов при организации соревнований, причем в соответствующих приложениях отмечалось время приезда команд и спортсменов и номера встречающих автобусов и машин.
Заведующая аспирантурой, доцент кафедры теории и методики спортивной тренировки, восстановительной и спортивной медицины ВНИИ физической культуры Елена Скаржинская сообщила, что сейчас планируется проведение совершенно новых соревнований по двоеборью, где участники будут состязаться в симуляторах различных видов спорта (футбол, управление беспилотными летательными аппаратами и других), а затем в реальных играх. Для формирования корпуса судей таких соревнований нужны соответствующие цифровые компетенции. В университете физической культуры есть кафедра компьютерного спорта, там изучаются проблемы цифровых технологий, сервисного обслуживания техники и формируются соответствующие компетенции.
Елена Скаржинская выразила сожаление, что впервые система обучения программистов для спортивной сферы была создана еще в 2011 году, обучение продолжалось три года, но потом Минобрнауки решило, что такие специалисты отрасли не нужны, и пришлось перевести студентов в технические вузы. Теперь очевидно, что это решение было ошибочным. «Цифровые технологии мирового спортивного движения уже есть, нам надо отрефлексировать происходящие процессы, определиться, кто будет готовить кадры», — подытожила специалист.
С сообщениями на сессии также выступили заместитель генерального директора футбольного клуба «Динамо-Москва» по операционным вопросам Сергей Жданкин, руководитель департамента менеджмента и маркетинга в спорте Финансового университета при Правительстве РФ Илья Солнцев, директор Центра инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту РГУ им. А.Н. Косыгина Денис Водов. В дискуссии принял участие руководитель Академии хоккейного клуба «Авангард» (Омск) Иван Тугарин.
В будущем мы увидим уже другой спорт, который потребует новых технологий и компетенций, резюмировал дискуссию модератор Сергей Алтухов.
Фото: Андрей Филяев / Высшая школа экономики