Уклониться от новостей: как людям удается избегать негативной информации

Фото: iStock
Фото: iStock

Стремление избежать информации, полностью или частично отказаться от потребления новостей стало нарастающей тенденцией последних лет во многих странах мира, в том числе и во время кризисов (в частности, финансово-экономических и пандемии) когда знание текущей обстановки особенно важно для принятия решений. Снижение потребления новостей не всегда равно отказу от них: люди сокращают их просмотр из-за перенасыщения информацией, вследствие преобладания негативных сведений и недоверия к традиционным СМИ и иным источникам данных. Оно особенно заметно у молодежи, предпочитающей информации развлекательный контент. Для более детального изучения явления необходимо разработать качественный инструментарий, позволяющий точно отразить уровень избегания информации.

Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Анастасия Казун изучила новый феномен уклонения от злободневной информации. Результаты исследования она изложила в статье «Избегание новостей: понятие, причины и факторы распространения», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Коммуникации. Медиа. Дизайн». 

Большинство исследований массовых коммуникаций считают информированность важным благом повседневной жизни. Потребление новостей снижает ощущение неопределенности, помогает следить за событиями, оценивать риски и принимать решения. Знакомство с ними даже трактуется как гражданский долг, элемент общественной вовлеченности и социальной интеграции. Роль информации особенно возрастает в периоды кризисов.

Однако, отмечает автор, в последние годы повсеместно наблюдается распространение избегания новостей (news avoidance), причем тенденция усилилась во многих странах во время пандемии COVID-19, когда люди предпочитали отказываться от информации и контента. Например, в Бразилии и Великобритании с 2017 г. доля людей, сообщивших, что они часто или иногда избегают просмотра новостей, удвоилась и достигла 54% и 46% соответственно. Высокая доля отказа от информации проявляется не везде: в Германии об этом сообщили 29% опрошенных, в Дании и Финляндии - по 20%, а в Японии - лишь 14%. Однако, тенденция к росту проявляется и у них. По данным Reuters Institute, в среднем в 46 исследуемых странах за последние 5 лет доля отказывающихся от информации выросла с 29% до 38%. Схожая ситуация отмечается и в России: тезис «Вы стараетесь реже слушать новости, чтобы избегать негативных эмоций», вызывает полное согласие 30% и частичное 11% респондентов. Страновые отличия объясняются культурой потребления новостей, в том числе уровнем доверия к СМИ и уровнем убежденности об информированности, как гражданском долге. 

Анастасия Казун

В этой ситуации важно изучить различные компоненты феномена избегания новостей, его понятие, формы, причины и факторы распространения, а также способы измерения.

Варианты избегания

Избеганием новостей можно считать полный отказ от потребления информации или его существенное сокращение. Явление неоднородно: преднамеренное избегание новостей предполагает сознательный отказ от негативно оцененных сообщений, а непреднамеренное преимущественно связано с предпочтением конкурирующего контента «Избегание новостей не тождественно низкому уровню их потребления», – подчеркнула автор.

Причинами осознанного отказа от информации могут быть вызываемые ей негативные эмоции и ощущение информационной перегрузки, недоверие новостям. Преднамеренное избегание возникает, когда польза новостей представляется неочевидной (например, из-за малой достоверности), а издержки их потребления чрезмерно высоки. Преднамеренный отказ от информационного контента становится формой самосохранения, защиты от дезинформации или негатива.

Непреднамеренное избегание может вызвать предпочтение развлекательного контента, недостаток времени или отсутствие технической возможности потребления новостей, причем некорректно относить к отказывающимся недолго воздерживавшихся от потребления новостей времени в отпуске или из-за напряженного рабочего графика. 

Уклонение от новостей может быть полным или частичным. При первом варианте индивид стремится отказаться от любых видов информации, независимо от темы, идеологической окраски и формата подачи. Второй позволяет избегать только отдельных типов новостей: идеологически чуждых, информации на некомфортную тему или с неудобными форматами. Например, человек, не интересующийся политическими новостями, но следящий за экономикой, избегает информации частично

Применяется несколько способов выделения избегающих новостей людей и измерения распространения феномена. Часть исследователей ориентируется на самооценку респондентов, например, их ответы на вопросы или утверждения: «Вы ловите себя на том, что активно пытаетесь избегать новостей в эти дни?», «Я намеренно избегаю новостей о COVID-19» или небольшие шкалы, включающие несколько тезисов. Также к избегающим новостей относят лиц, потребляющих информацию реже пороговых цифр, установленных учеными. Наконец, выделение людей, избегающих новостного контента, возможно на основании анализа используемых ими источников сведений из широкого списка, включающего разные медиа (телеканалы, прессу, онлайн-издания, агрегаторы), а также ресурсы отличающегося формата и идеологической ориентации. Тогда в избегающие новостей включат индивидов, не пользующихся ни одним из перечисленных ресурсов.

Причисление к «избегающим новостей» может быть основано на фактическом объеме их потребления или на декларируемом намерении респондентов. Во втором случае люди не обязательно слабо вовлечены в новостную повестку, т.к. желание дистанцироваться от нее не всегда реализуется. Каждый из описанных методов обладает преимуществами: внимание к фактическому потреблению отражает относительно более картину, отчасти свободную от оценочных суждений индивидов. Однако, пользование медиаресурсом необязательно означает его предпочтение, а непросмотр – избегание. Поэтому в отдельных случаях стоит больше ориентироваться на намерения и самооценку медиапредпочтений.

Фото: iStock

По мнению Анастасии Казун, разнообразие форм избегания новостей, применение разных подходов к измерению распространенности явления существенно затрудняют его оценку, а также ограничивает возможности сопоставлять результаты исследований разных авторов. 

Избегание из-за изобилия 

Одной из причин уклонения от информации автор считает сложившуюся медиасреду с большим выбором (high-choice media environment). Люди могут выбрать контент, наиболее соответствующий их предпочтениям. Также, в отличие от традиционных медиа, предоставлявших информацию в определенное время и нередко в конкретном месте (выпуск новостей по телевидению, просматриваемый дома), современная информационная среда позволяет погрузиться в события в любом времени и пространстве, что приводит к частому и краткому поверхностному ознакомлению с ними, «перекусыванию новостями».

Изобилие и постоянная доступность новостей создают вероятность информационной перегрузки (informational overload), когда человек получает больший объем информации, чем способен обработать за определенный отрезок времени. Управление ее потреблением становится непростой задачей. Анастасия Казун иллюстрируют сложность выбора при растущем числе вариантов экспериментом в продуктовом магазине: когда покупателям предложили попробовать 6 видов джема 30% из них приобрели затем данный товар, но при предоставлении 24 вида джема купили его только 3% участников. Она считает, что с близкой проблемой выбора новостей и из источников сталкиваются люди в условиях медиасистемы с широким выбором. Изобилие информации повышает необходимость большей избирательности читателей и слушателей. Поэтому наиболее громкие события: Брекзит в Великобритании, выборы разных лет в США или пандемия COVID-19 способны стимулировать избегание новостей. Исследование 2022 г. показало: в среднем 29% жителей 46 изученных стран сообщили о перегруженности от новостей.

Фото: iStock

Дополнительным стимулом уклонения от информации может стать ее негативная окраска. Респонденты отмечали, что снижали ее потребление, чтобы ослабить стресс и укрепить эмоциональное благополучие. Во время кризиса тенденция может усилиться. Исследования медиапотребления во время пандемии COVID-19 показали высокий уровень избегания новостей: в Литве в октябре-декабре 2020 г. доля избегавших информации о коронавирусе достигла 32%, в США в феврале-мае она колебалась в диапазоне от 36,9% до 62,5%, а в Германии в мае избегание составило 24,2% для традиционных медиа и свыше 37% для соцсетей и электронных ресурсов.

Значимым фактором избегания новостей может быть их понимание как предвзятых и необъективных. Она снижает восприятие их пользы, уменьшая их потребление. Также люди склонны игнорировать новости, противоречащие их политическим убеждениям и пониманию мира, воспринимая их как ненадежные.

Социально-демографические особенности

Исследователи отмечают: молодежь потребляет меньше новостей, чем представители более старших возрастных групп, а также их сверстники 20 лет назад, что можно объяснить их социализацией в период медиасреды с большим выбором и порожденными ей особенностями потребления информации.

Значимым предиктором потребления новостей автор называет уровень образования, влияющего на навыки, используемые для понимания сложных процессов, изучения и оценки проблем повестки дня. Издержки просмотра новостей ниже для образованных людей, способных тратить меньше времени и когнитивных ресурсов для выработки собственной точки зрения. Например, высокий уровень образования увеличивает вероятность распознавания фейковых новостей. 

Также исследования показывают: женщины потребляют новости меньше, чем мужчины и предпочитают информацию, применимую в повседневной жизни (сообщения о погоде, здоровье и скидках на продукты и товары) политике. Вероятно, многие женщины считают ее мужской областью. Другое объяснение гендерного разрыва в потреблении новостей – структурное неравенство. Женщины не готовы направлять сострадание на переживание проблем, лежащих вне пределов их повседневных практик, поэтому избегание новостей может быть связанно с приоритетами их деятельности.

Практики избегания 

Одним из способов ограничения потребления новостей является регулирование времени, выделяемого на ознакомление с ними и чередование его с другими видами деятельности, например, отказ от просмотра новостей перед сном, избегание информации в рабочее время для сохранения концентрации.

Фото: iStock

Регулирование потребления новостей также возможно через управление информационной средой, в частности, отключение push-уведомлений на смартфоне, удаление новостных мобильных приложений и закладок, ведущих на новостные сайты, исключение из друзей в соцсетях и блокировка в мессенджерах активных людей с противоположными взглядами.

Однако, это не означает полной изоляции от информации. Существуют альтернативные каналы ее получения: социальные сети и межличностная коммуникация. Благодаря развитию первых людям кажется, что новости растворены в воздухе и сами их находят. Также они могут обратиться к платформам (Google и Wikipedia), что создает ощущение легкодоступности новостей и отсутствия необходимости постоянного мониторинга. «Практики избегания скорее направлены на ограничение информационного потока», - отмечает Анастасия Казун.

Масштаб избегания новостей и быстрый рост числа практикующих его людей повышает актуальность комплексного описания отказа от информации или ограничения ее потребления. Объяснять распространение феномена избегания новостей можно через характеристики медиасреды (большой объем постоянно обновляемых и легкодоступных новостей); через характеристики событий и повестки дня (кризисные ситуации усиливают эмоциональную окрашенность контента); наконец, через черты индивидов (социально-демографические параметры, доверие новостям), действующих комплексно и влияющих друг на друга. 

Изучение избегания новостей активизировалось, но самому термину не хватает четкости. Авторы по-разному проводят границы изучаемого объекта и применяют отличающиеся методы измерения, что затрудняет количественную оценку распространения избегания и сравнение результатов исследований. Усложняет выработку инструментария, направленного на выявление людей, избегающих новостей, и многообразие их практик. Одни стараются уделять им меньше времени, а другие удаляют в смартфоне все новостные приложения. «Вероятно, с учетом неоднородности феномена, имеет смысл разработка шкалы, которая позволит учесть все его аспекты», - резюмирует Анастасия Казун. 

Дата публикации: 14.01.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: