Внеклассная работа: чем и зачем занимаются российские студенты помимо учебы

Акция «Неделя добра», фото: Высшая школа экономики
Акция «Неделя добра», фото: Высшая школа экономики

Внеучебная активность российских студентов существенно увеличилась по сравнению с ковидным 2020/21 учебным годом и, вероятно, продолжит расти. Наиболее популярны среди будущих бакалавров и специалистов участие в студенческих организациях и самоуправлении, спортивные секции и волонтерство. По мнению самих студентов, внеаудиторная деятельность способствует формированию критического мышления и командных навыков и улучшает самоорганизацию.

Младшие научные сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ Ирина Щеглова и Оксана Дремова и стажер-исследователь центра Дженнет Бабаева изучили внеучебную активность студентов и ее влияние на академические достижения и последующее трудоустройство выпускников. Свои выводы они изложили в статье «Ландшафт внеучебной деятельности студентов российских вузов», опубликованной в очередном бюллетене Мониторинга экономики образования.

Авторы отметили: по данным зарубежных исследований, студенты из семей с низким социально-экономическим статусом предпочитают участию во внеучебной жизни оплачиваемую работу и чаще отказываются от внеучебной деятельности ради учебы. Однако другие работы показывают, что студенты, уделявшие на младших курсах значительное (10 и более часов в неделю) время внеаудиторной деятельности, имели больше шансов на трудоустройство по желаемой специальности. Для работодателей важно не число активностей, а их качество, в том числе достижения и уровень ответственности.

Сотрудники центра отмечают: российским студентам сложно проявлять активность вне аудиторий из-за высокой учебной загрузки. По данным Мониторинга экономики образования за 2020/21 учебный год, в среднем 24 часа в неделю уходит на посещение занятий в университете, 19 — на выполнение домашних заданий и еще 9 часов — на самообразование. Многие студенты тратят более 40 минут в день на дорогу в университет, что также негативно влияет на вовлечение во внеучебную деятельность.

Турнир по баскетболу HSE Pokrovka Cup, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В исследовании авторы использовали эмпирическую базу данных, собранных в ходе опроса студентов очной формы обучения, проведенного весной 2022 года в рамках Мониторинга экономики образования. В ходе него применялся метод самозаполнения электронной анкеты (CAWI) по квотной выборке, которая включала 5858 студентов очной формы обучения, в том числе 4170 — бакалавриата и 1688 — специалитета (магистранты не вошли в выборку). Старшие и младшие курсы (кроме специалитета и углубленного бакалавриата) представлены равномерно: по 24% респондентов составили студенты 1, 2 и 3-го курсов, 22% — 4-го, 5% — 5-го, 1% — 6-го курса. 65% опрошенных — девушки.

В 2021/22 учебном году вовлеченность студентов во внеучебную деятельность по сравнению с 2020/21 учебным годом существенно выросла — с 32 до 47%, что отчасти обусловлено ослаблением санитарных ограничений. Например, уровень участия в студенческих организациях увеличился с 11 до 20%, в студенческом самоуправлении — с 7 до 19%, в волонтерских и благотворительных организациях — с 7 до 16%. Однако активность в наиболее распространенном виде внеучебной деятельности — научных и прикладных проектах, а также спортивных и развлекательных организациях — почти не изменилась. Существенно реже студенты участвовали в общественно-политических и экологических организациях, а также в предпринимательских проектах.

При этом 57,6% вовлеченных во внеучебную деятельность уделяли ей от 1 до 5 часов в неделю, 18,6% — от 6 до 10 часов и 8,5% — от 10 до 15 часов. Высокую активность (более 30 часов в неделю) отметили 5% респондентов.

Студорганизация «Белый Ворон» облагораживает памятник Катюше, фото: Высшая школа экономики

По мнению студентов, благодаря образовательному опыту и участию в мероприятиях, организуемых вузом, у них развились навыки критического мышления (поиск, оценка, интерпретация информации), общения и командной работы, а также сформировался навык самоорганизации. Студенты, участвовавшие во внеучебной деятельности, существенно выше оценивают развитие навыка коммуникации, лидерских навыков и готовности к командной работе.

Корреляционный анализ показал: участие в творческих мероприятиях способствует развитию навыков общения. Навыки командной работы улучшаются в основном благодаря участию в творческой деятельности, организации мероприятий и наборе новых членов организации. Навыки самопрезентации растут прежде всего у организаторов мероприятий. Наконец, лидерские навыки можно развить в ходе организации мероприятий и разрешения спорных ситуаций. Организация мероприятий и участие в творческой деятельности вносят позитивный вклад в развитие всех упомянутых выше навыков (навыки общения, командной работы, презентации и лидерство). Разрешение спорных ситуаций, набор новых членов организации/клуба и планирование бюджета способствуют развитию лидерского потенциала.

Бóльшая популярность некоторых форматов внеучебных активностей, по мнению авторов, может быть связана с навыками и опытом, приобретаемыми в подобных мероприятиях. По данным зарубежных и отечественных исследований, внеучебная деятельность студентов является осознанным и стратегическим подходом с целью развития навыков, необходимых для успешного трудоустройства при нехватке опыта работы.

Ирина Щеглова, Оксана Дремова и Дженнет Бабаева считают: студенты, участвующие во внеучебной деятельности, выше оценивают собственные навыки развития критического мышления, самоорганизации, общения и командной работы, навыки принятия решений и прочие сопряженные умения. Взаимодействие со сверстниками в совместных проектах и мероприятиях стимулирует развитие универсальных навыков и компетенций студентов, повышение академической успеваемости, способствует формированию чувства принадлежности к университету и университетскому сообществу и социальных связей, что в дальнейшем может способствовать успешному трудоустройству. Поэтому создание условий для вовлечения большего числа студентов во внеучебную деятельность — одна из важных задач, стоящих перед университетами.

Студенческий футбольный турнир HSE Inter Footfall Cup, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Авторы полагают, что для вовлечения студентов во внеаудиторную деятельность университетам следует проводить регулярные информационные кампании о преимуществах участия во внеаудиторной активности с акцентом на навыках, которые могут развиваться при участии в разных ее форматах. Эффективным инструментом популяризации внеучебной деятельности может быть и приглашение успешных выпускников. Авторы также отмечают, что образовательная среда и архитектурные решения университета не должны ассоциироваться только с местом учебы. Важно создавать многофункциональные и комфортные условия, пригодные для разных видов деятельности студентов. Например, коворкинги способствуют не только эффективному взаимодействию между студентами и преподавателями, но и полноценному отдыху. Для привлечения студентов в предпринимательские сообщества университетам необходимы бизнес-инкубаторы и сотрудничество с бизнесом и некоммерческими организациями.

Наконец, для создания привлекательных программ внеучебной деятельности и повышения качества информирования о ней будет полезна обратная связь, в которой отражаются мнения студентов о наиболее интересных форматах внеаудиторной активности и навыках, которые они хотели бы получить в процессе внеучебной работы.

Среди стимулов участия студентов во внеучебной деятельности Ирина Щеглова, Оксана Дремова и Дженнет Бабаева назвали рекомендательные письма руководителя проекта, над которым работают студенты, грамоты за значимый вклад в работу, которые могут отразиться в будущем резюме выпускника. Результаты внеучебной активности могут также найти отражение в дипломе. Например, в 2022 году НИУ ВШЭ запустил программу студенческих общественных проектов «Кириллица». Весомые достижения выпускников в рамках программы будут отмечены в приложении к диплому.

Дата публикации: 31.08.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: