Часть практик уединения и дистанцирования от большого беспокойного мира и реагирования на эпидемии, принятых в разных странах и регионах Востока и Африки, оказались востребованными в период недавней пандемии коронавируса. Особенно важными оказались традиции взаимной помощи и применение методов народной медицины, дополнявшие усилия официальных властей в борьбе с опасной инфекцией.
Школа востоковедения НИУ ВШЭ представила опубликованную Издательским домом ВШЭ коллективную монографию «Эпидемии, уединение, дистанцирование: многовековой путь Востока», подготовленную коллективом из 21 автора — сотрудников Вышки и других научных центров России и Индии.
Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики (ФМЭМП) НИУ ВШЭ Александра Морозкина поздравила авторский коллектив с публикацией фундаментального труда, объединившего прошлое, настоящее и будущее. Она подчеркнула важность междисциплинарных исследований, где взаимосвязаны различные направления работы, теоретические и практические аспекты. «Поздравляю с завершением труда и желаю новых творческих и научных успехов!» — подытожила Александра Морозкина.
Один из научных редакторов монографии, заместитель руководителя Школы востоковедения Александра Сизова, отметила: монография — результат проекта, начатого онлайн-конференцией в мае 2020 года и объединившего специалистов разных дисциплин. «Эта книга — пример современных исследований, совмещающих исторические элементы классического востоковедения и новые тенденции, от лингвистики и дискурса до финансовых и экологических вопросов», — сказала она. Книга, сообщила Александра Сизова, объединила усилия Школы востоковедения, профильных подразделений кампусов НИУ ВШЭ и других вузов и научных центров России.
Фото: Высшая школа экономики
Составитель и один из научных редакторов монографии, доцент Школы востоковедения Ирина Царегородцева, напомнила: в период пандемии идею конференции поддержали на конкурсе научных проектов ФМЭМП. Затем ее инициаторы решили дополнить сборник докладов недостающими регионами и темами, привлекая новых авторов — сотрудников НИУ ВШЭ и других научных центров, в том числе работающих за границей. Она отметила: исторические главы подсвечивают основные проблемы традиционных институтов и их деятельности в период модернизации.
Рецензент, заведующая кафедрой востоковедения Новосибирского государственного университета Елена Войтишек, подчеркнула важность осмысления опыта пандемии и его изучения с точки зрения не только медицинских дисциплин, но и социальных наук и антропологии. «Не останавливайтесь на достигнутом», — напутствовала она авторов.
Второй рецензент, директор Института востоковедения и африканистики Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Евгений Зеленев, уверен: книга — не конъюнктурный отклик на злобу дня. Она позволяет понять, что человечество прошло пандемию по определенному плану, приведшему к деглобализации. Монография также показала: пандемия усилила интерес к традиционным практикам.
Автор главы «Хикикомори — затворники эпохи глобализации» Александр Долин, профессор Школы востоковедения НИУ ВШЭ, уверен: выход книги отражает новый этап исследований духовных практик Востока. «Монографию отличает многослойность, она первооткрывательская по многим темам, например по проблеме китайского отшельничества», — считает он. Именно оно стало фундаментом нынешнего японского феномена молодежного затворничества. Александр Долин отметил его широкое распространение: число хикикомори к концу 2010-х годов, по разным оценкам, достигло 1,3–2 млн человек, до 1,5% населения страны, а предубеждение к затворникам затрудняет их реабилитацию. «Их отчуждение от общества — проявление пассивного социального протеста, направленного… против всего уклада общества, который для них неприемлем», — резюмировал автор.
Директор Центра изучения политических трансформаций при Бурятском государственном университете, автор главы «“Запретные земли” Внутренней Азии: от малых лимитрофов к санитарным кордонам» Алексей Михалев поблагодарил редакторов монографии и НИУ ВШЭ за поддержку активности авторов. Он полагает: книгу будут активно цитировать. «Мы не просто создали фундаментальную работу, книга может привлекать людей, далеких от востоковедения», — считает участник творческого коллектива.
Доцент Института классического Востока и античности (ИКВиА) факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, автор главы «Оспа, холера и сифилис: меры по борьбе с эпидемиями в позднем Чосоне (1392–1897 гг.)» Наталия Чеснокова сообщила: цены на услуги традиционной медицины в период пандемии повысились. Изучение древней медицины позволило отразить историю борьбы Кореи с эпидемиями, представления о них правящего класса и простого народа, методы лечения и практики поведения во время бедствий.
«Мне было бы интересно при продолжении работы исследовать, как готовились лекарства, что спустя века корейцы думают о традиционной медицине, например иглоукалывании и энергетических практиках, их плюсах и минусах», — сказала она.
Участвовавшая в обсуждении книги доцент Школы востоковедения ФМЭМП НИУ ВШЭ Татьяна Аникеева, автор главы «Гигиена в средневековых тюркских обществах», отметила важность изучения древних источников. Она пишет: исследование работ средневековых ученых, поэзии и фольклора того периода показывает, что тюрки уделяли значительное внимание внешнему виду человека и ряду гигиенических и эстетических процедур — от чистки зубов до модной в последние годы депиляции.
В ряде литературных памятников под чистотой понималась не столько физическая гигиена и внешняя опрятность, сколько этические принципы: честность, порядочность, верность правителю. Понятие о гигиене и чистоте как прежде всего нравственных категориях перешло в произведения средневековой турецкой словесности. С принятием тюркскими народами ислама понятия о чистоте и гигиене стали наполняться новыми смыслами.
Фото: iStock
Старшие преподаватели Школы востоковедения Андрей Зелтынь и Лариса Зелтынь в написанной ими главе «Арабоязычные авторы раннего Средневековья о борьбе с эпидемиями» подчеркнули: болезни и эпидемии арабские авторы Средневековья считали божественным возмездием за грех. В мусульманской богословско-интеллектуальной среде деистский детерминизм сочетался с рационализмом, поэтому арабские ученые описывали чумные и иные эпидемии не только как «кару небесную», которую можно предотвратить праведным поведением, но и с точки зрения социальных, климатических и санитарных причин возникновения инфекций.
Доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Людмила Веселова изучила эволюцию неформальных отношений в Китае в главе «Современные вызовы для неформальных отношений (гуаньси) в Китае: трансформация социальных функций в условиях пандемии». Гуаньси можно назвать устойчивыми, основанными на личных контактах отношениями, феноменом культуры, построенным на обмене любезностями и услугами и регулирующим деловые отношения, снижающим издержки и упрощающим коммуникацию. Ключевыми его элементами автор назвала взаимные моральные обязательства и эмоции, выделив среди них взаимную ответственность и благодарность, теплые (но не любовные) чувства между участниками, доверие и надежность.
Современные коммуникации и финансовые инструменты упрощают гуаньси. Например, в приложении WeChat предусмотрена возможность пользоваться виртуальным кошельком, часто применяемым для электронных хунбао — поздравительных конвертов, в которых даритель направляет адресату пожелания и небольшую сумму денег. Число их пользователей достигло сотен миллионов человек. В условиях пандемии выросла роль виртуальных инструментов в развитии неформальных отношений. Они поддерживали связь китайцев с внешним миром при строгом карантине, стимулировали трансформацию социальных институтов, в том числе гуаньси, подытожила Людмила Веселова.
Магистр Сеченовского медицинского университета, аспирант Университета Майсура (Карнатака, Индия) Галина Копелиович в главе «Может ли аюрведа говорить? Участие традиционной медицины в борьбе с CОVID-19 в Индии» описала применение методов народного врачевания во время пандемии. Она отметила уникальность индийской ситуации. Система традиционных методов лечения в период независимости Индии глубоко модернизирована: действуют 339 вузов, готовящих бакалавров и магистров аюрведы, созданы центры исследований и производства лекарств. Работу традиционной медицины регулирует специальное министерство (ТМСИ), работающее параллельно с Минздравом. Широкое распространение COVID-19 повысило спрос на традиционные методы профилактики и лечения.
Фото: iStock
В начале пандемии ТМСИ выпустило протокол для профилактики, лечения и реабилитации после COVID-19 методами аюрведы и йоги, в нем рекомендовали использовать молоко с куркумой, препараты на основе перца и лекарства, применявшиеся ранее в борьбе с малярией. В период роста заболеваемости были разработаны более подробные протоколы лечения, но их не одобрило ТМСИ, запретившее также распространять несогласованную информацию о коронавирусе, что не позволило врачам делиться эффективными практиками лечения. Причиной этого Галина Копелиович назвала неверие чиновников в эффективность аюрведы и ее методов. В частности, врачи-аюрведисты могут лечить ковид только под наблюдением специалистов западной медицины.
В главе «Удаление от скверны: традиционные практики духовного дистанцирования в Японии» профессор Школы востоковедения Евгений Штейнер исследовал практики реагирования элитарной и народной культуры Японии разных эпох на социальные катастрофы и эпидемии. В стране с древних времен действовал детально проработанный ритуал магических действий для предотвращения недугов и защиты от их олицетворений — демонов эпидемических заболеваний, — дошедший в главных чертах до современности. «Очищающие» ритуалы и практики, прихрамовые сооружения для омовения рук и рта, онсэны (горячие источники под открытым небом) используются и сейчас.
Автор изучил широкий спектр связанных с буддизмом, синтоизмом и традиционными верованиями ритуалов и народных поверий, применявшихся в период пандемии COVID-19. Например, японцы использовали почти забытые амулеты с изображением трехногой русалки амабиэ и великого рогатого святого Цуно-дайси. Евгений Штейнер также описал современные варианты ритуалов: традиционных бесогонов изображают со шприцем или в маске, строят храмы, чтобы ублажить духа коронавируса.
В главе «Сохранить жизнь или спасти душу? Ответ мусульманского права на коронавирусные реалии» Ирина Царегородцева и студент магистерской программы «Социология публичной сферы и цифровая аналитика» департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Владимир Цех отмечают: мусульманские ученые в основном стремились найти в мусульманском праве обоснование противоэпидемическим мерам, принятым правительствами стран Ближнего Востока, в том числе закрытию мечетей и остановке паломничества. Они призвали укрепить механизмы социальной помощи посредством милостыни.
Одновременно мусульманские правоведы обратили внимание на необходимость формирования адекватной современности методологии мусульманского права. Социальный и эпидемиологический кризисы, вызванные пандемией, стимулировали далекую от завершения дискуссию о реформе мусульманского права.
Директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов, заместитель директора центра Полина Слюсарчук и выпускница бакалавриата ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ Кели Бакашева в главе, посвященной взаимодействию государственных и традиционных институтов в Африке в период пандемии, изучили роль в африканских обществах традиционных институтов, вернувшихся в постколониальный период из неформальной сферы и работающих в тесном взаимодействии с современными учреждениями, построенными по европейским образцам. Авторы полагают, что традиционные институты эффективно действовали в борьбе с распространением инфекции, чему способствовала их государственная поддержка и высокая осведомленность традиционных лидеров о научных основах борьбы с пандемией. Авторы отметили высокий потенциал традиционных институтов в реагировании на кризисные ситуации.
Фото: iStock
Авторы книги не ограничились изучением применения традиционной медицины и поведенческих практик в период эпидемий. Доцент Школы востоковедения, академический руководитель образовательной программы «Востоковедение» Ульяна Стрижак в главе «Социальное дистанцирование в традиционном и современном японском обществе: лингвистическое измерение», сравнив современный японский язык с русским и английским, обнаружила в нем тенденцию к сокращению социальной дистанции вследствие упрощения и отказа от свойственных ему ранее форм вежливости, нивелировки языковых оборотов, связанных с элитными группами.
Профессор Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ Алексей Муравьев исследовал опыт странничества и мироотречения как выражения одиночества в сирийской традиции. Восточно- и западносирийская традиции, зародившиеся в раннем Средневековье, сохранились и под властью ислама. В западносирийском варианте отшельничества аскет, духовно изолировавшись от мира, возвращался к людям обновленным для проповеди. Восточный вариант предполагал полный разрыв с обществом для углубленного осмысления истины и обуздания физических страстей, что сближает его с южноазиатскими философскими и религиозными традициями, а западную версию аскезы — с исламским суфизмом.
Доцент ИКВиА НИУ ВШЭ Максим Алонцев в главе «Благочестивое уединение как практика раннемусульманских аскетов и суфиев» исследовал историю зарождения и изменений аскетических настроений и практик среди первых мусульманских мистиков и суфиев. Автор называет одной из ключевых задач развития суфийской литературы X–XIII веков систематизацию «суфийской науки», что идеализировало отшельников, опиравшихся в своих практиках на самого пророка Мухаммеда, и легализовало аскетические практики. Тем не менее эти попытки нередко вызывали критику крупных государственных и общественных деятелей, под влиянием которой суфии выработали представления об уединении, позволявшие сочетать духовные упражнения и повседневные обязанности.
Коллективом авторов создана монография, в которой многосторонне изучены разные периоды истории регионов и отдельных стран Востока, исследована роль традиционных общественных и религиозных институтов в жизни государства, народа и борьбе с эпидемиями.