Переход к устойчивому развитию и зеленой экономике, учитывающей вызовы глобального энергетического перехода и достижение углеродной нейтральности, требует новых подходов к финансированию частных и государственных экономических проектов. В частности, необходимо внедрить принципы устойчивого развития и зеленый инструментарий в процесс управления государственными и корпоративными финансами, модернизировать деятельность суверенных фондов и расширить раскрытие информации, касающейся ESG-повестки.
Департамент политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ провел очередной научно-исследовательский семинар из серии «Модернизация государственных финансов». На семинаре был представлен академический вариант учебного пособия профессора НИУ ВШЭ Мстислава Афанасьева и профессора РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталии Шаш «Финансы устойчивости».
В мероприятии участвовали около 60 ученых из НИУ ВШЭ, столичных университетов и институтов Российской академии наук, представителей федеральных и региональных исполнительных и законодательных органов власти и других заинтересованных учреждений.
Мстислав Афанасьев, открывая семинар, отметил: авторы стремились разъяснить в учебном пособии актуальные проблемы современных финансов и финансирования устойчивого развития, отразив их в цикле научно-исследовательских статей, подготовленных в том числе с учетом вопросов и пожеланий коллег, студентов и аспирантов. «Это не повторение истин, а скорее наши мысли и исследования по этому вопросу», — сказал он. Учебник — часть исследовательской программы семинара, изучающей историческую и теоретическую эволюцию государственных и корпоративных финансов.
Также профессор заметил, что в оформлении книги была использована репродукция одной из абстрактных работ художника Олава Марана.
Далее Мстислав Афанасьев передал слово соавтору, Наталии Шаш. Она подчеркнула: учебник отличается от других аналогичных работ бо́льшим вниманием к корпоративным финансам, которые важны, поскольку новую, зеленую индустриализацию возглавляет частный сектор экономики. Пособие, по ее мнению, предназначено для студентов и специалистов по финансам государственного и корпоративного секторов, оно объединяет 12 лекций, в которых проблема устойчивости изучается шире, чем устойчивое развитие.
Первая лекция посвящена зеленой экономике и устойчивым финансам, формирование которых ускорилось после заключения Парижского соглашения 2015 года, ставшего драйвером перехода к экологически ответственному росту. Далее авторы изучают инструменты, применяемые в финансовом секторе, поскольку финансы — важный компонент зеленого развития промышленности, а сами они активно «озеленяются».
Во второй главе дается детальный обзор теории экономиста Джеффри Сакса, изложенной в книге «Практическое руководство по зеленым финансам. Энергетическая безопасность и устойчивый рост», где комплексно, от теории до финансовых технологий, рассматривается эволюция экономики, в том числе финансовой сферы.
Третья лекция посвящена влиянию ESG-трансформации на корпоративный сектор экономики, в том числе на развитие зеленых проектов. «Мы предложили, как изменить систему управления компании, если она ведет ESG-трансформацию», — пояснила Наталия Шаш. Особое внимание соавторы уделили методам и подходам к формированию рейтингов и расчету рисков, описали плюсы и минусы разных методик. Пока, по их мнению, рейтинги не универсальны, поскольку одна и та же компания получает у рейтинговых агентств разные оценки, сформированные по разным методикам, причем эти оценки могут весьма существенно различаться.
Четвертая глава отражает новое в раскрытии финансовой информации, связанной с устойчивым развитием и ESG, в частности конвергенции глобальных систем отчетности US GAAP и IFRS. Авторы проанализировали основные концепции внедрения систем нефинансовой отчетности в корпоративном секторе экономики, а также изучили отечественную практику предоставления отчетов, их периодичность и полноту.
Наталия Шаш пояснила: несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, компании продолжают интересоваться тематикой ESG и не отказываются от идеи устойчивых финансов. Она подчеркнула: разговоры об отказе от ESG-развития бессодержательны, этой темой активно интересуются Китай, Индия и другие новые партнеры России.
Пятая часть книги посвящена зеленым инструментам и переходу на зеленый формат бюджета. Например, анализируется опыт перехода Франции на этот формат и его плюсы. Наталия Шаш полагает: России было бы полезно разделить расходы бюджета на благоприятные для природной среды, неблагоприятные и смешанные. Анализ французских государственных финансов показал: 42% расходов программ, связанных с экологией, могут негативно влиять на природу. «Надо считать метрики, маркировку расходов, внедрять передовые практики», — считает профессор РЭУ.
В шестой лекции изучается практика внедрения зеленого инструментария в бюджетный процесс. Соавтор учебника подчеркнула: для его реализации необходима последовательность в политике государства. Например, во Франции все бюджетные расходы привязаны к стратегическим целевым приоритетам в сфере устойчивого развития.
В седьмой главе авторы рассмотрели зеленую трансформацию в стратегии управления суверенными фондами. В частности, некоторые из них исключили из своего портфеля бумаги компаний, которые имеют низкие оценки в рейтингах и деятельность которых создает риски для природы. А норвежский фонд вложил значительные средства в проекты альтернативной энергетики. «Мы старались сформулировать рекомендации для суверенных фондов, в том числе для ФНБ», — отметили авторы.
Восьмая лекция пособия посвящена программированию и маркировке бюджетных расходов в контексте экологического перехода, например критериев экологичности для госпрограмм. По мнению авторов, России следует учитывать цели устойчивого развития. Торможение продвижения в этом направлении негативно повлияет на развитие отношений с новыми партнерами, поскольку многие страны Глобального Юга серьезно озабочены вопросами ESG и зеленой экономики.
Девятая глава описывает теоретические и практические компоненты управления бюджетным процессом. Во многих государствах бюджет длительный период сводится с дефицитом, но в другие отрезки времени налицо профицит. Авторы разъясняют особенности формирования бюджетного профицита и управления им для обеспечения экономического роста, раскрывают принципы управления положительным балансом бюджета и инструменты использования профицита для экологического перехода и устойчивого развития.
В десятой лекции рассмотрены новые подходы к управлению расходами госбюджета в контексте макроэкономических и экологических вызовов, детально описана концепция потолка расходов, применяемая во Франции при подготовке проекта бюджета после перехода на бюджетное программирование в 2006 году. Также изучена оптимизация бюджета Франции с учетом современных макроэкономических и экологических вызовов в текущем бюджетном цикле, оценена динамика финансирования мероприятий, направленных на нейтрализацию бюджетных рисков, связанных с новыми вызовами. «Это плодотворная идея, надо рассматривать ее в контексте устойчивого развития и устойчивости в целом», — полагает Наталия Шаш.
В одиннадцатой главе авторы изучают траектории бюджетной политики в преддверии экологического перехода, в том числе смены приоритетов российского бюджета. Мстислав Афанасьев и Наталия Шаш подчеркивают: необходимость возобновления экономического роста требует уделить внимание формированию надежного, теоретически обоснованного фундамента долгосрочной бюджетной политики, что невозможно без изменения модели роста экономики. России следует осторожно наращивать госдолг, сохраняя его оптимальную структуру и выбирая наиболее эффективные инструменты финансирования бюджетного дефицита.
Фото: mdk-arbat.ru
Заключительная, двенадцатая лекция посвящена инструментарию регулирования финансового сектора экономики, поскольку многие зеленые проекты и программы финансируются в России за счет бюджетных средств. По мнению авторов, системные проблемы, вызвавшие торможение развития ключевых сегментов финансового рынка до санкций, не позволили задействовать его потенциал для стабилизации темпов роста отечественной экономики в санкционный период. Решение этой задачи требует стимулирования развития ключевых сегментов финансового рынка (кредитного, акционерного капитала, долгового и страхового рынков) через комплекс действий, включающий применение диагностических моделей, регулятивных и стратегических инструментов.
В развернувшейся после презентации работы дискуссии заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Дмитрий Кувалин назвал зеленые финансы источником появления новых средств в экономике. Результаты снижения углеродного следа для экономики неочевидны, но уменьшение вреда экологии и улучшение здоровья населения — уже хорошая цель. «Мне нравятся попытки авторов обосновать, что за зелеными финансами стоят стоящие вещи, которые будут востребованы экономикой и рынком, а деньги, возникшие в этой сфере, не создадут инфляционного навеса и помогут частично решить проблему недостатка денег в российской экономике», — сказал представитель ИНП РАН.
Как пример зеленого финансирования он привел модернизацию Кемеровского коксохимического комбината, бывшего одним из самых «грязных» предприятий. Сейчас рядом с ним лежит ослепительно белый снег, а в разбитом рядом парке живут белки.
Дмитрий Кувалин уверен: следует обучать специалистов по зеленым финансам по общей методике. Он высоко оценил потенциальную роль изданного учебника в ее создании.
Научный сотрудник НИФИ Минфина Ирина Петрова поинтересовалась, какова роль граждан и общественных инициатив в реализации зеленой повестки и формировании финансов устойчивого развития.
По мнению Наталии Шаш, важно рассматривать выдвинутые снизу проекты улучшения окружающей среды и инфраструктуры. Их пока мало, но их значение в будущем может вырасти.
Мстислав Афанасьев дополнил: ключевую роль в финансировании отечественных зеленых проектов, вероятнее всего, будет играть бюджет государства. Например, на климатической конференции в Дубае выяснилось, что соответствующие фонды ООН наполняются плохо, частные инвестиции в этой сфере во многих странах, в том числе в России, ограничены. В целом проблему финансирования ЦУР можно решить совместно за счет национальных бюджетов, фондов ООН и частных вложений.
Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова профессор Константин Ордов высоко оценил учебник как пособие для студентов и книгу, популяризирующую тему зеленого финансирования. По его мнению, для широкой аудитории пособие следует дополнить словарем ключевых финансовых терминов. Он отметил: инициативное бюджетирование и низовые экологические начинания должны сочетаться с расчетами. Например, полагает Константин Ордов, установка сразу нескольких контейнеров для раздельного сбора мусора не означает, что все жители соседних домов сразу начнут скрупулезно сортировать свои отходы.
Фото: iStock
Руководитель Центра налоговой политики НИФИ Минфина Миляуша Пинская отметила важность изменений в экологическом налогообложении. Сейчас плата за загрязнение окружающей среды в России крайне мала, общий объем штрафов за вред природе составляет около 0,1% ВВП, что на порядок ниже, чем в развитых странах.
Ключевой причиной этого эксперт назвала достоверность платежной базы, формируемой на основе данных экологического контроля и отчетов. К этому, полагает Миляуша Пинская, добавляется чрезмерное количество ставок налога, не связанных с предельно допустимыми концентрациями вредных веществ и масштабами их превышения.
Анализ деклараций по выбросам в воду и воздух показывает: добросовестные компании, которые не находят в документах «своих» веществ, подбирают подходящие, а менее добросовестные подают нулевые отчеты. Представитель НИФИ полагает: следует сосредоточиться на небольшой группе веществ, формирующей основную массу выбросов, и сформировать систему экологического налогообложения, адекватную вреду, наносимому окружающей среде, поскольку простая индексация ставок проблем не решит. «Хочу еще раз поблагодарить авторов, что они обратили внимание студентов и специалистов на проблему», — подытожила Миляуша Пинская.
Заместитель декана по научной работе факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Марианна Кудина отметила: студенты с большим интересом изучают проблемы зеленой повестки и устойчивого развития. «Благодарю коллег за учебник. Сочетая изучение корпоративных проблем и инновационной экономики, он позволяет широко взглянуть на затронутые вопросы», — сказала она.
Депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова сообщила, что получает много обращений избирателей из своего округа об ущербе окружающей среде, наносимом предприятиями, построенными в тот период времени, когда их создатели не задумывались о последствиях для нашей природы.
По ее мнению, книга полезна для студентов как работа о будущем. Депутат также подчеркнула значение продвижения экологической темы, в том числе ответственного отношения к животным, среди детей и важность развития экологического туризма, который поможет росту экономики. Она отметила: экология и устойчивое развитие остаются одной из немногих тем, по которым продолжается взаимодействие парламентариев разных стран.
В дискуссии также приняли участие советник председателя Счетной палаты России Анна Беленчук, заведующий лабораторией изучения экономик стран БРИКС МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Капогузов и гендиректор АО «Национальные логистические технологии» Илья Кривогов.