Люди старшего возраста могут обучаться цифровым навыкам до глубокой старости, свидетельствуют результаты исследований. Так, средний уровень освоения программ по веб-дизайну растет с 50 до 80 лет и лишь потом снижается, более сложная ситуация с программами по машинному обучению, где результаты колеблются. Тем не менее самые старшие участники демонстрировали результаты, сопоставимые с показателями более молодых.
Стратегический проект НИУ ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» и научный семинар Института социальной политики (ИСП) ВШЭ «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт» провели совместный семинар «Повышение социальной устойчивости и производительности труда за счет обновления навыков и развития квалификаций взрослых и лиц старшего возраста».
![](https://daily.hse.ru/storage/189404_diller0054.jpg)
Оксана Синявская
Модератор семинара Оксана Синявская, заместитель директора ИСП НИУ ВШЭ, подчеркнула: профессиональная подготовка и переподготовка людей старшего возраста становятся значимым компонентом устойчивого развития и активного долголетия, они сохраняют возможность трудиться и влияют на продолжительность здорового долголетия. Важно организовать обучение людей среднего и старшего возраста, чтобы оно способствовало устойчивому развитию и повышению производительности труда.
Заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ профессор Илья Коршунов представил доклад, подготовленный совместно со старшим научным сотрудником лаборатории Наталией Ширковой.
![](https://daily.hse.ru/storage/34175_diller0054.jpg)
Илья Коршунов
Илья Коршунов отметил, что тема переквалификации и совершенствования навыков людей старшего возраста часто поднимается в документах ООН, ОЭСР и России. Например, четвертая цель в области устойчивого развития ООН предполагает создание системы всеобщего качественного образования на протяжении всей жизни, позволяющего получить достойную работу и вести предпринимательскую деятельность.
![](https://daily.hse.ru/storage/114412_diller0054.jpg)
Наталия Ширкова
Это отражается и в национальных целях России: достойный эффективный труд и успешное предпринимательство, создающие фундамент для самореализации и развития талантов.
Эксперт НИУ ВШЭ пояснил: именно навыки и владение ими обеспечивают человеку доступ к современным технологиям на работе и в повседневной жизни. Наличие определенных навыков создает уверенность в себе и независимость от работодателя, прочное положение на рынке труда.
Основой исследования стали уникальные данные Роструда о реализации трех федеральных программ обучения взрослого населения: профессионального обучения и дополнительного образования лиц, пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции, 2020 г.; профессионального обучения и дополнительного профобразования лиц предпенсионного возраста и лиц старшей возрастной когорты (проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография»), 2020 г., и профессионального обучения наиболее уязвимых категорий граждан (федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография»), 2021 и 2022 гг.
Обезличенные данные содержат сведения о возрасте, регионе проживания, направлении подготовки, баллах, полученных на демонстрационном экзамене по определенным специальностям, и, наконец, заработной плате до и после обучения по информации Пенсионного фонда России. Общая выборка составила 350 000 человек, также в ходе исследования использовалась контрольная группа из 186 000 человек, не завершивших обучения.
Обезличенные данные содержат сведения о возрасте, регионе проживания, направлении подготовки, баллах, полученных на демонстрационном экзамене по определенным специальностям, и, наконец, заработной плате до и после обучения по информации Пенсионного фонда России. Общая выборка составила 350 000 человек, также в ходе исследования использовалась контрольная группа из 186 000 человек, не завершивших обучения.
В целом, сообщил Илья Коршунов, повышение квалификации и переквалификация наиболее интенсивно проходят у работников 30–39 и 40–49 лет. По данным обследования рабочей силы Росстата 2020 года, в дополнительном профобразовании (ДПО) и профессиональном обучении (ПО) участвовали 29,3 и 28,6% работников соответствующих возрастов, причем ДПО пользуется большим спросом, чем ПО: люди с опытом чаще предпочитают дообучение получению новой профессии. После 50 лет доля обучающихся существенно снижается: 19,7% у работников 50–59 лет и лишь 5% — у работников 60–64 лет. Это, полагает ученый, часто становится основанием для недостаточно заинтересованного отношения работодателей к сотрудникам старшего возраста.
Приоритет при повышении квалификации отдается учреждениям ДПО, где учатся 43,9% участников, 28,6% выбирают вузы, всего 10% — организации профессионального образования, еще около 6,5% участников указали «другие организации».
Чаще всего пожилые люди выбирают программы обучения навыкам в традиционных отраслях экономики: средний возраст окончивших программу обучения наиболее уязвимых категорий граждан по транспортным специальностям превысил 60 лет, в тяжелой промышленности составил 58,6 года, в обеспечении безопасности — 56,7 года. Более молодые работники выбирают иные специальности: средний возраст обучавшихся информационным технологиям — 35,5 года, а по специальностям авиастроения и оказания услуг населению — около 40 лет.
Рост производительности в компаниях может достигаться за счет скоординированного использования в составе рабочих коллективов разных возрастных групп: молодые работники внедряют новые креативные технологии, а более старшие решают прикладные воспроизводимые задачи, обеспечивая стабильность трудовых процессов.
Результаты демонстрационных экзаменов оказались довольно неожиданными: средний уровень освоения программ по веб-дизайну (более 3200 учащихся) растет с 50 до 80 лет и лишь потом снижается, более сложная ситуация с программами по машинному обучению, где результаты колеблются. Тем не менее самые старшие участники демонстрировали результаты, сопоставимые с показателями более молодых.
ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА МОГУТ ОБУЧАТЬСЯ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ ДО ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ. СОХРАНЯЙТЕ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ, ТРЕБУЮЩЕЙ ВЫСОКОГО КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ
Также исследование показало, что результаты обучения по отдельным профессиям лучше в регионах с более высоким развитием соответствующих отраслей.
Средний прирост зарплаты у прошедших программы по сравнению с подавшими заявку на участие, но не прошедшими обучение составил около 8,5%, при этом больше всего в абсолютном выражении зарплаты увеличились у обучавшихся видеоблогингу, бережливому производству, разработке сайтов и управлению проектами (около 9000 рублей). Наибольший прирост по отраслям наблюдался в информации и связи (около 12 000 рублей) и здравоохранении (10 300 рублей). Докладчик отметил: для повышения зарплаты важно сочетание профессиональных и мягких некогнитивных навыков.
Илья Коршунов сообщил: исследование выявило связь между ВРП на душу населения и масштабом обучения, оно также показало, что в одних отраслях (например, в обрабатывающей промышленности) выявлен недостаток ДПО, а в других, например в здравоохранении и образовании, — даже некоторое переобучение. Для совершенствования программ следует учитывать особенности региональных рынков труда.
Исследование, подытожил Илья Коршунов, отражает лишь часть данных, их дальнейший анализ позволит более детально изучить ситуацию в ДПО, выстроить стратегию продуктивности и переобучения.
Дискуссант, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков ИСП НИУ ВШЭ Сергей Смирнов, высоко оценил качество исследования. По его мнению, в отличие от работы, сделанной для галочки, представленный доклад будит мысль и вызывает вопросы. По его мнению, важно, что авторы изучили не только охват обучения по разным программам, но и оценки, отражающие уровень их освоения и их связь с доходом завершивших учебу.
При этом, полагает Сергей Смирнов, не следует напрямую связывать ДПО с региональной структурой экономики, иначе это может привести к углублению региональной изоляции. Также, полагает дискуссант, следует учесть влияние факторов нестабильности на эффект программ повышения квалификации и переквалификации. Следует более детально проанализировать влияние прохождения программ ДПО по отдельным специальностям в медицине, образовании и других отраслях, а также вероятные заработки в неформальной экономике работников высшей и средней квалификации.
Илья Коршунов пояснил, что в представленном докладе авторы не контролировали влияние отдельных переменных на результаты.
![](https://daily.hse.ru/storage/55048_diller0054.jpg)
Вера Вишнякова
Советник научного руководителя ВШЭ Вера Вишнякова обратила внимание, что коды ОКВЭД давно не пересматривались, это приводит к неясности, к какой именно отрасли относится обучение по некоторым специальностям и стандарты их освоения. Она также поинтересовалась, изучалось ли качество обучения по разным программам.
Илья Коршунов отметил, что мониторинг качества программ не проводился, что вызывает определенные погрешности в исследовании. В будущем авторы планируют изучить влияние отдельных курсов на повышение зарплаты.
Наталия Ширкова уточнила, что ОКВЭД отражает повышение квалификации в сфере здравоохранения и социальных услуг, которое касается переобучения не только медиков, но и нянь-сиделок.
Отвечая на вопрос Оксаны Синявской о контроле заработной платы, Илья Коршунов отметил, что авторы изучали заработок одних и тех же людей до и после обучения в регионах с зарплатой, близкой к средней по России.
![](https://daily.hse.ru/storage/24332_diller0054.jpg)
Светлана Бирюкова
Ведущий научный сотрудник ИСП ВШЭ Светлана Бирюкова рекомендовала учитывать относительное повышение заработной платы по отраслям, поскольку абсолютные цифры не всегда отражают масштаб роста заработка.
![](https://daily.hse.ru/storage/57008_diller0054.jpg)
Игорь Агамирзян
Вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян обратил внимание на участие в программах самообразования, в том числе онлайнового, и различную роль учреждений ДПО, высшего образования и колледжей. Важно учитывать, что участие в ДПО повышает гибкость деятельности университетов.
Оксана Синявская заинтересовалась, что является ключевым фактором обучения в разных образовательных организациях — их статус или специальность. Илья Коршунов пояснил: люди, особенно с высшим образованием, предпочитают учиться в вузах, несмотря на наличие колледжей и учреждений ДПО, а премия за обучение по программам ДПО в университете выше, чем в колледже.
В завершение семинара Оксана Синявская поблагодарила докладчиков и участников за интересную работу и содержательное обсуждение. Она считает важным дальнейший анализ системы ДПО и проблем привлечения в его программы людей старшего возраста с учетом негативных установок части работодателей к пожилым сотрудникам. «Будем ждать новых результатов», — подытожила заместитель директора Института социальной политики ВШЭ.